Главная » Статьи » Издание приказа

Образец приказа об удержании денежных средств из заработной платы

Удержания из зарплаты сотрудников. Как избежать ошибок?

Оксана Вильчинская, заместитель генерального директора по экономике и финансам ООО Инвест-силикат-стройсервис

Тема, посвященная порядку осуществления удержаний из заработной платы работников, не нова, но всегда актуальна. Работодателям нередко приходится удерживать из доходов работников алименты, оплату кредита, коммунальных услуг. В статье рассмотрены основные моменты, связанные с удержаниями из заработной платы сотрудников.

Трудовое законодательство устанавливает достаточно жесткие правила, которые определяют случаи, размеры и порядок удержаний из заработной платы работников. Их следует знать и сотрудникам кадровых служб, и сотрудникам, ответственным за начисление и выплату заработной платы работникам.

Только в Трудовом кодексе РФ и иных федеральных законах (статья 137 Трудового кодекса РФ) установлены случаи удержаний из доходов работника. Таким образом, работодатель не может произвольно вычитать суммы из заработной платы работника, а обязан руководствоваться трудовым законодательством. Эти случаи следующие:

•обязательные удержания из заработной платы;

•удержания из заработной платы по инициативе работодателя;

•удержания из заработной платы по инициативе работника.

Рассмотрим их более подробно.

1. Обязательные удержания из заработной платы

Эти удержания работодатель обязан осуществлять независимо от своей воли в определенных случаях по требованиям третьих лиц. К таким удержаниям относятся:

1.1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Перечень видов доходов, на которые следует начислять НДФЛ, приведены в статье 208 Налогового кодекса РФ. При определении налоговой базы по удержанию с работника НДФЛ следует учитывать все его доходы, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса РФ.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся удержания, то они не уменьшают налоговую базу. Причем налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

1.2. Удержания по исполнительным документам (листам).

На основании исполнительных документов из заработка работника могут производиться следующие удержания:

- алименты;

- возмещение материального ущерба, причиненного юридическому либо физическому лицу;

- возмещение вреда, причиненного здоровью;

- возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;

- возмещение ущерба, причиненного преступлением, и т.д.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц регулируются федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ Об исполнительном делопроизводстве (далее - закон № 229-ФЗ). Закон предусматривает, что обращение взыскания на заработную плату может производиться как самим взыскателем в соответствии со статьей 9 закона № 229-ФЗ, так и судебным приставом-исполнителем в порядке, прописанном главой 11 указанного закона.

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Указанные лица также в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. При этом перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Виды исполнительных документов установлены статьей 12 закона № 229-ФЗ.

Все исполнительные документы, поступившие в организацию, должны быть обязательно зарегистрированы, во-первых, в общем журнале учета регистрации входящей корреспонденции, а во-вторых, в специальном журнале учета и регистрации исполнительных документов.

Форму журнала учета и регистрации исполнительных документов организация вправе разработать самостоятельно, утвердив в качестве одного из приложений к учетной политике.

При поступлении в организацию нескольких исполнительных документов на одного сотрудника очередность погашения сумм по конкретным документам осуществляется в соответствии со статьей 111 закона № 229-ФЗ в следующем порядке:

1) удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, а также требования о компенсации морального вреда;

2) удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4) удовлетворяются все остальные требования.

При распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после осуществления требований предыдущей очереди в полном объеме.

Если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.

При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях (пункт 4 статьи 98 закона № 229-ФЗ).

Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, указаны в статье 101 закона № 229-ФЗ. Однако некоторые ограничения по обращению взыскания, установленные статьей 101 закона № 229-ФЗ, не применяются по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца.

Статья 138 Трудового кодекса РФ и закон № 229-ФЗ устанавливают ограничения размера удержаний из заработной платы при осуществлении выплат по исполнительным листам:

  1. С должника может удерживаться не более 50% заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач до полного погашения взыскиваемых сумм.
    1. В соответствии с пунктом 2 статьи 99 закона № 229-ФЗ при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработной платы.

3. В случае удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда здоровью другого лица, в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением, размер удержаний не может превышать 70% заработной платы (пункт 3 статьи 99 закона № 229-ФЗ).

Чаще всего на практике возникает необходимость производить удержания именно по исполнительным листам на взыскание алиментов. Остановимся на этих удержаниях более подробно.

Алименты - это денежные средства на содержание несовершеннолетних детей или совершеннолетних нетрудоспособных членов семьи.

Семейное законодательство предусматривает следующие случаи взыскания алиментов:

- на содержание несовершеннолетних детей одним из родителей после расторжения брака (статья 24 Семейного кодекса РФ). В соответствии со статьей 80 Семейного кодекса РФ платить алименты своим малолетним детям могут и неразведенные родители;

- с родителей на содержание совершеннолетних нетрудоспособных детей (статья 85 Семейного кодекса РФ);

- с совершеннолетних детей в пользу нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей (статья 87 Семейного кодекса РФ);

- с одного из супругов в пользу другого нетрудоспособного нуждающегося супруга (статья 89 Семейного кодекса РФ);

- на содержание жены в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка (статья 89 Семейного кодекса РФ);

- в пользу бывшего супруга при определенных условиях (статья 90 Семейного кодекса РФ);

- с братьев и сестер, дедушек и бабушек, внуков, воспитанников, пасынков и падчериц (статьи 93-97 Семейного кодекса РФ).

Алименты взыскиваются на основании исполнительного листа, судебного приказа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

Наибольший интерес для рассмотрения представляют алименты на содержание несовершеннолетних детей. При их взыскании исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению до достижения ребенком 18-летнего возраста. После совершеннолетия исполнительные документы о взыскании алиментов принимаются только при наличии задолженности. При этом срок исковой давности равен трем годам.

Бухгалтерия организации начинает взыскивать алименты с того момента, когда в организацию поступает исполнительный лист, в котором указано о том, что работник организации является плательщиком алиментов на содержание своего (своих) несовершеннолетнего (-них) ребенка (детей). При этом не требуется ни специального приказа руководителя на удержание сумм из дохода работника, ни согласия последнего.

На основании пункта 1 статьи 81, статьи 106 Семейного кодекса РФ при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются с их родителей судом ежемесячно в размере:

•1/4 заработка и (или) иного дохода родителей - на одного ребенка;

•1/3 заработка и (или) иного дохода родителей - на двух детей;

•1/2 заработка и (или) иного дохода родителей - на трех и более детей.

Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (национальной или иностранной валюте) и натуральной формах. Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением правительства от 18 июля 1996 г. № 841 О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.

Согласно пункту 4 указанного перечня, части 1 статьи 99 закона № 229-ФЗ и пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания из этой заработной платы и иного дохода налогов (НДФЛ). При этом следует учитывать, что налоговая база по НДФЛ определяется в том числе с учетом имущественных налоговых вычетов, предусмотренных положениями статьи 220 Налогового кодекса РФ.

Следует учитывать, что при удержании алиментов с сотрудника, который отработал неполный рабочий месяц по неуважительной причине (например, прогул), сумма алиментов определяется исходя из его заработной платы, исчисленной за полный рабочий месяц.

Что касается обложения НДФЛ алиментов, получаемых физическими лицами - налогоплательщиками, согласно пункту 5 статьи 217 Налогового кодекса РФ они освобождаются от налогообложения.

В организацию поступил исполнительный лист на удержание в размере 1/4 заработка алиментов с сотрудника на содержание его несовершеннолетнего ребенка. Этот лист также содержал расчет судебного исполнителя на удержание образовавшейся задолженности в связи с уклонением работника от уплаты алиментов на сумму 40000 руб.

За апрель г. сотруднику начислена заработная плата в размере 30000 руб. Стандартные налоговые вычеты ему не предоставляются.

Задолженность по алиментам перечисляется на лицевой р/с в банке, а сумма текущих алиментов выдается из кассы организации.

Порядок удержания алиментов из начисленной суммы заработной платы будет следующим:

1) определяем сумму НДФЛ - 3900 руб. (30000 руб. x 13%)

2) рассчитываем сумму алиментов за апрель - 6525 руб. ((30000 - 3900) руб. x 1/4);

3) определяем размер ограничения - 18270 руб. ((30000 - 3900) руб. x 70%);

4) рассчитываем сумму удержания в погашение задолженности по алиментам за прошлые периоды - 11745 руб. (18270 - 6525).

Остаток к погашению задолженности по алиментам - 28255 руб. (40000 - 11745).

В бухгалтерском учете организации необходимо произвести следующие записи:

Страница не найдена. Ошибка 404.

ВЦ Софт Плюс занимается автоматизацией управления и учета на базе программных продуктов 1С

Наша компания также занимается разработкой собственных программных продуктов на платформе «1С:Предприятие 8».

В нашей компании работают сертифицированные фирмой «1С» специалисты, которые постоянно совершенствуют свои знания и навыки. Они помогут качественно и оперативно решить задачи по автоматизации управления и учета на вашем предприятии.

Мы опираемся в своей работе на знание и повседневное применение стандартов качества, проектных методов в управлении, процессного подхода в организации нашей деятельности.

Удержание подотчетных сумм из заработной платы – готовьтесь, должники

Образец приказа об удержании денежных средств из заработной платыДалеко не все сотрудники, получив денежные средства в подотчет, торопятся отчитаться в их использовании. Если у работника случился перерасход, то такого гостя в бухгалтерию можно ждать сразу же, как это произошло. И вот он уже у дверей кассы ждет, когда ему компенсируют его «кровные».

Другое дело – если от выданного в подотчет аванса имеется остаток. И даже если работник представил вам все оправдательные документы, то вряд ли он спешит внести в кассу неизрасходованные деньги. Неужели бегать за ним по пятам, или же удержание подотчетных сумм можно произвести менее травмирующим для психики бухгалтера образом – например, из заработной платы нерадивого сотрудника?

Когда заканчивается ваше терпение

Законодательство не ограничивает сроки, на которые можно выдавать в подотчет денежные средства сотрудникам. Этот срок руководитель может установить в приказе по организации или утвердить в Положении о выдаче денежных средств в подотчет.

Не позже, чем через 3 рабочих дня после окончания установленного срока, работник обязан отчитаться за полученные деньги. Если аванс выдавался на командировочные расходы, то срок отчета – не позднее 3 рабочих дней со дня его выхода на работу после командировки (п.6.3 Указания Банка России от 11.03. N 3210-У).

Издаем приказ об удержании

Если работник в установленные сроки не возвращает остаток полученных подотчетных сумм, то работодатель может удержать эти деньги из его заработной платы. Для этого сначала издается приказ.

Приказ оформляется не позднее месяца со дня окончания срока, который установлен для отчета сотрудника.

Обратите внимание, произвести удержание подотчетных сумм можно только в случае, если сотрудник не оспаривает размер и основание удержаний. Поэтому он обязательно должен расписаться в приказе. Если работник против, то взыскание возможно только через суд. Основание: ст.137,248 ТК, письмо Роструда от 09.08.2007г. №3044-6-0.

Из месячной заработной платы сотрудника удерживать можно не более 20% от начисленной суммы согласно ст.138 ТК. Однако если работник не возражает, с его письменного согласия можно вычитать и больше.

Бухгалтерский учет

Невозвращенные своевременно подотчетные суммы – это недостача материальных ценностей:

Дебет 94 – Кредит 71 – списана сумма, выданная в подотчет и невозвращенная в установленные сроки сумма

Дебет 70 – Кредит 94 – удержана невозвращенная сумма из заработной платы сотрудника.

Основание: Инструкция по применению плана счетов.

Как при выдаче в подотчет, так и при удержании невозвращенных подотчетных сумм, не образуется ни доходов, ни расходов. Поэтому налоги и взносы не начисляются.

Как создать в вашей организации Положение о подотчете, читайте здесь. Как правильно составить авансовый отчет, смотрите тут .

А в вашей организации работники своевременно отчитываются по подотчетным суммам? Какие меры воздействия вы используете? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

Приказ об удержании за неотработанные дни отпуска при увольнении (образец заполнения) (Подготовлен специалистами КонсультантПлюс, )

Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 21.01..

Форма разработана для Путеводителя по кадровым вопросам. "Отпуск".

(образец заполнения)

Общество с ограниченной ответственностью "Полигон-2"

(ООО "Полигон-2")

ПРИКАЗ

17.05. N 6-лс

Санкт-Петербург

Об удержании из заработной платы при увольнении

В связи с увольнением работника Петрова С.В. слесаря технической службы, по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, до окончания рабочего года, в счет которого ему был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск, образовалась задолженность в виде выплаченных сумм за 6 неотработанных дней отпуска. Руководствуясь ст. 137 ТК РФ,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Главному бухгалтеру Карасевой Т.В. удержать из заработной платы слесаря Петрова С.В. денежные средства за неотработанные 6 дней отпуска с соблюдением предусмотренных трудовым законодательством правил.

Генеральный директор Антонов С.Н. Антонов

С приказом ознакомлены:

главный бухгалтер Карасева Т.В. Карасева

17.05.

слесарь Петров С.В. Петров

Возмещаем средства по акту проверки

26.02.2009 | Контроль | № 3 март 2009

Образец приказа об удержании денежных средств из заработной платы После подписания акта проверки работа бухгалтерии не заканчивается, а наступает следующий этап - реализация последствий тех или иных нарушений. На этом этапе часто возникают вопросы: кто должен платить? В каком объеме?

Как возместить нарушения, установленные проверкой, бюджетному учреждению, не занимающемуся предпринимательской деятельностью?

На эти и многие другие вопросы мы ответим в данной статье.

М. Р. ГУБАЙДУЛЛИНА,

специалист контрольно-ревизионного отдела Финансово-казначейского управления

Зеленоградского административного округа Департамента финансов города Москвы

Правовой базой взыскания излишне израсходованных либо израсходованных не по целевому назначению средств по результатам проведенных контролирующими органами проверок являются:

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • приказ Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 75н Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • приказ Минфина России от 26 декабря 2005 г. № 162н Об утверждении порядка сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации;
  • приказ Минфина России от 26 апреля 2001 г. № 35н Об утверждении Инструкции о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации;
  • постановление правительства Москвы от 16 ноября 2004 г. № 798-ПП Об утверждении Порядка  применения финансовыми органами города Москвы мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации при использовании средств бюджета города Москвы (для контролирующих органов г. Москвы).
  • Основания к взысканию тех или иных сумм с бюджетного учреждения определены статьей 283 Бюджетного кодекса. К ним относят:

  • неисполнение закона о бюджете;
  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
  • несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
  • несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;
  • отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства;
  • несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
  • финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
  • несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
  • финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств и другое.
  • При выявлении контролирующими органами указанных выше нарушений, а также излишне выплаченных сумм, сумм нецелевого использования бюджетных средств, сверхнормативного расходования, у бюджетного учреждения возникает обязанность принять меры по их устранению. В общем виде способы реализации материалов проверки финансово-хозяйственной деятельности можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

    Данный перечень не является исчерпывающим, так как согласно статье 282 Бюджетного кодекса контролирующие органы могут также применять к нарушителям такие меры, как вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за то или иное нарушение в виде штрафов, налагаемых как на физические, так и на юридические лица, а Уголовным кодексом - уголовная ответственность при наличии оснований. Тем не менее указанные на рисунке способы реализации материалов проверки являются наиболее часто используемыми в практике ревизионных служб финансовых органов субъектов Российской Федерации. Остановимся на них подробнее.

    По результатам проверок получателей средств бюджета по вопросам соблюдения установленного порядка использования средств и выявленным при этом нарушениям оформляется акт проверки, на основании которого принимается решение о мерах по реализации указанных в акте нарушений. Выбор способа реализации лежит на плечах руководителя проверенного учреждения и руководителя проверки и зависит от вида выявленного нарушения. Так, суммы не подтвержденных документально расходов, двойная оплата одних и тех же услуг, излишняя оплата выполненных работ могут быть возмещены в бюджет путем перечисления средств с предпринимательского счета учреждения;при излишне выплаченной заработной плате, как правило, производится блокировка расходов в сумме переплаты, а не удержание из оплаты труда сотрудника. Выявленные при инвентаризации недостачи взыскиваются с материально ответственного лица в объеме, зависящем от вида материальной ответственности, либо организация оплачивает эти средства самостоятельно с предпринимательского счета, либо уменьшаются ассигнования по соответствующему коду бюджетной классификации. Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением порядка влечет блокировку соответствующих расходов с одновременным вынесением предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (табл. 1, см. приложение на стр. 30).

    Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен другими видами выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в зависимости от специфики отрасли и самого учреждения.

    При отсутствии возможности у проверенного учреждения возместить выявленные проверкой нарушения контролирующий орган, осуществивший проверку, в зависимости от вида нарушений вносит предложения о применении мер принуждения в виде блокировки расходов или уменьшения ассигнований. При этом возмещение в доход бюджета выявленных проверкой сумм носит разрешительный характер, в то время как блокировка расходов и уменьшение бюджетных ассигнований являются в соответствии с постановлением правительства Москвы от 16 ноября 2004 г. № 798-ПП мерами принуждения, применяемыми к нарушителям бюджетного законодательства (для контролирующих органов г. Москвы).

    Возмещение

    Самым простым способом реализации материалов проверки является возмещение бюджету излишне израсходованных или израсходованных не по назначению средств. В зависимости от вида выявленного нарушения это можно сделать следующими способами: удержать из заработной платы сотрудника, внести денежные средства в кассу или на расчетный счет бюджетной организации виновным в излишнем расходовании средств работником, оплатить в объеме, указанном в акте проверки, с предприниматель­ского счета учреждения, а также взыскать средства с подрядной организа­ции, допустившей завышение объемов либо стоимости работ. Рассмот­рим каждый из четырех случаев под­робнее.

    По решению администрации проверенного учреждения любое из выявленных проверкой нарушений может быть компенсировано путем перечисления в бюджет средств с предпринимательского счета. При этом издается приказ по результатам проверки, на основании которого оформляется платежное поручение.

    В случае выявления проверкой излишне выплаченных сумм заработной платы работодатель имеет право произвести удержание с сотрудника. Такая мера регулируется Трудовым кодексом и допускается исключительно в трех случаях: удержание излишне выплаченной заработной платы в результате счетной ошибки, взыскание сумм недостачи, выявленной при инвентаризации, взыскание не возвращенной в срок суммы, выданной под отчет.

    В последней части статьи 137 Трудового кодекса установлено общее правило, по которому излишне выплаченная заработная плата взысканию не подлежит, за исключением следующих случаев:

  • счетной ошибки;
  • если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 ТК РФ) или простое (часть третья статьи 157 ТК РФ);
  • если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
  • Таким образом, если у бюджетного учреждения имеется предписание органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (финансовые органы к ним не относятся) либо исполнительные листы, судебные приказы, постановления судебных приставов-исполнителей, то учреждение имеет право взыскать сумму излишне выплаченной заработной платы на их основании.

    Акт проверки финансового органа является основанием к взысканию излишне выплаченной заработной платы только в случае, если переплата явилась следствием счетной ошибки. В настоящее время понятие счетной ошибки законодательно не закреплено. Единственное пояснение имеется в постановлении Совета Министров СССР от 23 февраля 1984 г. № 191 О пособиях по государственному социальному страхованию (документ утратил силу с 1 января 2007 года), в котором указано, что счетная ошибка - это арифметическая ошибка. Таким образом, к счетной ошибке относят неверно произведенное математическое действие, повлекшее излишнюю оплату.

    Если причиной переплаты заработной платы, выявленной контролирующими органами, стала счетная ошибка, администрация вправе издать приказ об удержании не позднее одного месяца со дня неправильно исчисленной выплаты. При этом работодатель вправе произвести удержания только в том случае, если работник не оспаривает их основания и размер. При несоблюдении хотя бы одного условия (срок и согласие сотрудника) удержание может быть осуществлено только в судебном порядке.

    При удержании выплаченной в результате счетных ошибок заработной платы необходимо соблюдать установленные статьей 138 Трудового кодекса ограничения удержанных сумм (табл. 2).

    Пример

    За отчетный месяц согласно штатному расписанию и приказу по учреждению работнику должны быть начислены следующие выплаты: оклад в размере 12 520 руб.;премия - 1380 руб.;доплаты и надбавки - 378 руб. Кроме того, с зарплаты работника необходимо удержать сумму, выданную под отчет, но не возвращенную, в размере 1000 рублей. При начислении зарплаты бухгалтер неверно вывел итоговую сумму: 16 278 вместо 14 278 рублей, то есть на 2000 рублей больше. В таких же размерах выплаты были перенесены бухгалтером в расчетно-платежную ведомость. В следующем месяце в связи с излишней выплатой заработной платы работнику по причине счетной ошибки администрация бюджетного учреждения должна издать приказ об удержании 2000 руб.

    Удержания за месяц, следующий за месяцем установления излишней оплаты, производятся в следующем порядке:

    а) начислено - 14 278 руб.;

    б) налог на доходы - 1804 руб. ((14 278 руб. - 400 руб.) х 13 %);

    в) удержания в погашение подотчетных сумм - 1000 руб. (в пределах ограничений 20 % - 2495 руб. (14 278 руб. - 1804 руб.) х х 20 %);

    г) удержания излишне выплаченной заработной платы - 1495 руб. (2495 руб. -

    - 1000 руб.).

    Всего удержаний за месяц - 4299 руб. (1804 руб. + 1000 руб. + 1495 руб.).

    К выплате - 9979 руб. (14 278 руб. -

    - 4299 руб.).

    Остаток к взысканию излишне выплаченной суммы заработной платы - 505 руб. (2000 руб. - 1495 руб.).

    Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с законодательством нельзя обращать взыскание. Они перечислены в статье 79 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ Об исполнительном делопроизводстве.

    Таким образом, удержать из заработной платы сотрудника сумму выявленных нарушений возможно исключительно в случае, если излишняя оплата явилась результатом счетной ошибки и выполнены два обязательных условия: с момента выплаты прошло не более одного месяца и работник организации согласен с объемом удержания.

    Второй вид нарушения, при котором допускается произвести удержание из заработной платы работника, - недостача материальных ценностей.

    Трудовой кодекс обязывает работника бережно относиться к имуществу работодателя (часть 2 ст. 21 ТК РФ). Работодатель, в свою очередь, имеет право требовать этого от своих сотрудников, а также привлекать их к материальной ответственности (часть 1 ст. 22 ТК РФ).

    При несоблюдении этих условий у работника возникает материальная ответственность - обязанность возместить причиненный работодателю ущерб. Согласно части 1 статьи 233 Трудового кодекса материальная ответственность работника наступает за ущерб, причиненный им работодателю в результате виновного противоправного поведения, действий или бездействия. Противоправным считается поведение работника при неисполнении или неправильном исполнении им своих трудовых обязанностей, установленных законами, постановлениями, правилами внутреннего трудового распорядка, инструкциями и другими обязательными правилами, а также приказами и распоряжениями администрации. Бездействие работника может быть признано противоправным, если в его обязанности входит совершение определенных действий.

    Итак, материальная ответственность наступает при одновременном наличии следующих обстоятельств (письмо Роструда от 19 октября 2006 г. № 1746-6-1 (далее - Письмо № 1746-6-1)):

  • противоправного поведения (действий или бездействия) работника;
  • причинной связи между противоправным действием и материальным ущербом;
  • вины работника в совершении противоправного действия (бездействия).
  • Не всегда в случае причинения ущерба работодателю виновный работник может быть привлечен к материальной ответственности. В статье 239 Трудового кодекса перечислены обстоятельства, при которых сотрудник не несет материальной ответственности перед работодателем (рис. 2).

    Порядок возмещения ущерба, причиненного учреждению работником, зависит от того, как оформлены отношения между ними. Если работник не является штатным сотрудником и выполняет работу на основании договора гражданско-правового характера, возмещение ущерба производится в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Если с физическим лицом заключен трудовой договор, возмещение ущерба производится в соответствии с Трудовым кодексом.

    При этом трудовое законодательство предусматривает право работодателя на отказ от взыскания ущерба с работника. Исходя из содержания статьи 240 Трудового кодекса, такой отказ допустим независимо от того, несет работник ограниченную материальную ответственность либо материальную ответственность в полном размере, а также независимо от формы собственности организации.

    При этом следует иметь в виду, что собственник имущества организации может ограничить право работодателя на отказ от возмещения ущерба (полностью или частично) виновным работником в случаях, предусмотренных законами, иными нормативно-правовыми актами, учредительными документами организации.

    Во всех случаях работник обязан возмещать работодателю причиненный прямой действительный ущерб (часть 1 ст. 238 ТК РФ), под которым понимают реальное уменьшение или ухудшение состояния имущества работодателя, а также необходимость произвести затраты на приобретение, восстановление имущества или на возмещение ущерба третьим лицам (часть 2 ст. 238 ТК РФ).

    Таким образом, при выявлении в ходе проверки недостачи работодатель имеет право взыскать сумму нарушений с материально ответственного лица, за исключением случаев, определенных статьей 239.

    Объем денежных средств, подлежащих взысканию с материально ответственного лица, зависит также от вида возложенной на работника ответственности. Трудовое законодательство разделяет полную и ограниченную материальную ответственность. Ограниченная материальная ответственность - это обязанность работника возместить причиненный работодателю прямой действительный ущерб, но не свыше установленного законом максимального предела, определяемого в соотношении с размером получаемой им заработной платы (Письмо № 1746-6-1). Таким пределом является среднемесячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Он определяется в соответствии с нормами статьи 139 Трудового кодекса и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922. Ограниченная материальная ответственность применяется ко всем работникам, с которыми не заключен договор о полной материальной ответственности.

    Случаи полной материальной ответственности определены статьей 243 Трудового кодекса и представлены на рисунке 3.

    Такая ответственность наступает в следующих случаях: при наличии письменного договора, заключенного между работником (группой работников) о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или других целей;если ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда;если имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;если в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный им предприятию при исполнении своих трудовых обязанностей;ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;в случае причинения ущерба недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции);если ущерб причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии. Полная материальная ответственность состоит в обязанности возместить причиненный работодателю ущерб в полном размере.

    Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, и перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность, утверждены постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. № 85.

    Работник, на которого распространяется только ограниченная материальная ответственность, может быть привлечен к материальной ответственности в полном размере на основании пункта 5 части 1 статьи 243 Трудового кодекса, то есть в том случае, когда ущерб причинен в результате преступных действий, установленных вступившим в законную силу приговором суда.

    Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб предприятию, учреждению, организации.

    В практике бюджетных учреждений имеют место случаи коллективной материальной ответственности, при этом, определяя размер ущерба, подлежащего взысканию с каждого из членов коллектива, учитывают следующие факторы (п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 16 ноября 2006 г. № 52):

  • степень вины работника;
  • размер тарифной ставки (оклада);
  • время, которое сотрудник фактически проработал в составе коллектива за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба.
  • Таким образом, размер возмещения ущерба каждым членом коллектива может быть представлен в виде следующей формулы:

    РУ = СУ ×ЗП 1/ЗП Б, где:

    РУ - размер возмещения ущерба первым членом бригады;

    СУ - сумма ущерба, причиненного бригадой;

    ЗП 1 - заработная плата первого члена бригады;

    ЗП Б - заработная плата членов бригады за межинвентаризационный период по окладам с учетом проработанного времени.

    Пример

    В ходе проведенной финансово-казначейским управлением проверки сохранности материальных ценностей была выявлена недостача в размере 1000 руб. Виновной в ущербе признана бригада из пяти человек, с которой был ранее заключен договор о коллективной материальной ответственности. Последняя инвентаризация проводилась три месяца назад. По итогам проверки бухгалтерской службе необходимо определить размер ущерба, возмещаемого каждым работником в следующем порядке (см. табл. 3):

    Согласно статье 248 Трудового кодекса возмещение материального ущерба в размере, не превышающем среднего месячного заработка работника, производится по распоряжению администрации учреждения путем удержания необходимой суммы из его заработной платы на основании приказа работодателя (рис. 4).

    Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

    При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суде. Таким образом, взыскать ущерб с работника возможно только лишь в случае, если установлена его вина, он согласен с размером недостачи и не истек месячный срок с момента обнаружения. При этом сумма удержания зависит от вида возложенной на сотрудника ответственности.

    Кроме того, право произвести удержания из заработной платы по результатам проверки возможно при установлении в ходе контрольных действий случаев своевременно не возвращенных сумм, полученных под отчет.

    Денежные средства могут быть выданы под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы определенному кругу лиц, установленному приказом руководителя организации, а также работникам, убывающим в командировки.

    При этом в оговоренный приказом по учреждению срок или в трехдневный срок по возвращении из командировки подотчетные лица обязаны предъявить в бухгалтерию предприятия авансовый отчет с приложением подтверждающих документов об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

    В случае нарушения работниками установленного приказом срока использования средств, полученных под отчет, учреждение вправе произвести удержания таких сумм, о чем издается приказ руководителя предприятия. Администрация учреждения вправе издать приказ об удержании не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса. Такого рода удержания допускаются, если работник не оспаривает их основания и размеры.

    Таким образом, удержание из заработной платы сотрудника сумм излишне выплаченной заработной платы в результате счетной ошибки, выявленных проверкой сумм недостач, а также своевременно не возвращенных сумм, полученных под отчет, возможно только при одновременном соблюдении трех условий:

  •  установления вины работника;
  • согласия работника с объемом удержания;
  • неистечения месячного срока с момента установления нарушений.
  • Как правило, проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений производятся за истекший отчетный период, что сводит возможность удержания из заработной платы сотрудников сумм выявленных нарушений к нулю. Однако если срок, дающий возможность произвести удержание из заработной платы сотрудника истек, в соответствии с частью 4 статьи 248 Трудового кодекса работник вправе самостоятельно полностью или частично возместить причиненный работодателю ущерб путем внесения наличных средств в кассу бюджетной организации либо на ее расчетный счет. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей (рис. 5).

    В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

    При установлении контролирующими органами нарушений по проведению ремонтных работ бухгалтерская служба должна направить в адрес подрядной организации письмо с требованием возместить указанную в акте проверки сумму (рис. 6).

    Проверка также может выявить нарушения в части оплаты услуг по хозяйственным договорам. В этом случае необходимо определить причину нарушения и сторону, допустившую его. Если указанные в акте проверки факты доказывают, что нарушителем является исполнитель по договорам подряда, то администрация бюджетного учреждения вправе направить ему письмо с требованием возместить излишне оплаченные услуги. В случае если виновной стороной является бюджетное учреждение, необходимо перечислить в доход бюджета сумму, равную сумме выявленных нарушений, либо произвести блокировку (уменьшение ассигнований) по соответствующему коду бюджетной классификации. Об этом мы расскажем в следующем номере журнала.

    Источники: www.n-konsultant.ru, www.soft-plus.ru, pommp.ru, www.lawmix.ru, b-uchet.ru

    Категория: Издание приказа | Добавил: Vladrom (28.01.2016)
    Просмотров: 5352 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar