Главная » Статьи » Издание приказа

Образец приказа по итогам года

Контроль школьной документации по итогам года

При инспектировании образовательных учреждений, даже возглавляемых опытными руководителями, довольно часто приходилось встречаться с фактами небрежно оформленной  школьной документации. Особенно это недопустимо в процессе завершения учебного года, ибо при возникновении конфликтной ситуации в этом случае бывает затруднительно, а иногда просто невозможно,  установить истину.

Поэтому, завершая учебный год, следует  проверить всю школьную документацию и, при необходимости, привести её в надлежащий порядок.

Контроль за оформлением школьной документации по итогам учебного года целесообразно поручить одному из заместителей директора, т.к. в этом деле важен единый подход, единые критерии и ответственность. Контроль проводится, как правило, до ухода работников ОУ в отпуск.

На что следует обратить внимание.

1 .Классные журналы.

Все страницы должны быть аккуратно заполнены: проставлены даты проведенных занятий и записаны пройденные темы;выставлены все отметки, в т.ч. за контрольные, лабораторные, практические, проектные работы, учебные сборы (в 10 кл.), по итогам промежуточной и итоговой аттестации, итоговые за четверть, полугодие, год. Итоговые отметки должны быть обоснованы. Отнеситесь к этому повнимательнее, ибо здесь порой и кроется источник конфликтных ситуаций.

Примечание . Оценки за каждую учебную четверть (полугодие) выставляются после записи даты последнего урока по данному предмету в четверти (полугодии). Одновременно с этим четвертные (полугодовые) оценки заносятся классным руководителем в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся.

Классные журналы сдаются  классными руководителями ответственному  администратору.

Аналогично надо принять журналы элективных курсов, группы продленного дня, факультативных занятий.

При ведение классного журнала в электронном формате должен быть осуществлен электронный перевод обучающихся из класса в класс на основании приказа директора ОУ,  итоговые результаты должны быть архивированы, копированы на бумажном и твердом носителе. Кроме того, итоговые отметки распечатываются на бумажном носителе и вручаются родителям, не имеющим интернет.

Примечание. Сводная ведомость итоговой успешности класса за учебный год выводится из системы учета в том виде, который предусмотрен действующими требованиями архивной службы. Если данные по учебному году хранятся в электронном виде, сводная ведомость может быть передана в архив сразу по завершении ведения учета в соответствующем классном журнале.

2. Алфавитная книга записи обучающихся образовательного учреждения .

При проверке данного документа следует обратить внимание, чтобы все записи по прибывшим и выбывшим учащимся, в т.ч. и окончившим школу, были  оформлены в соответствии с прилагаемой инструкцией. Выборочно провести их сверку с классными журналами – количество и фамилии обучающихся в алфавитной книге должны соответствовать списочному составу соответствующего класса.

3. Книга учета бланков и выдачи аттестатов о среднем (полном) общем образовании, книга учета бланков и выдачи аттестатов об основном общем образовании.

Данные книги должны быть оформлены в соответствии с прилагаемой инструкцией, прошнурованы скреплены соответствующими подписями и печатями.  Обратите внимание на наличие записи решения педсовета и его даты, подписей выпускников, получивших аттестат, наличие в конце списка всех окончивших школу в данном году росписей лиц, за подписью которых выданы аттестаты.

Проведите выборочную (сплошную) проверку соответствия итоговых отметок в Книге и классном журнале. Неплохо бы подобную проверку провести и с аттестатами (еще до их вручения). Здесь нередко встречаются несоответствия. Лучше их предотвратить заранее.

4. Личные дела обучающихся.

Необходимо проверить наличие в них всех требуемых документов, доукомплектовать недостающими. Особо обратите внимание на наличие выставленных отметок по  итогам года и запись решения педсовета. Эта работа обычно входит в должностные обязанности классного руководителя. Личные дела также должны быть приняты ответственным администратром.

Примечание. При выбытии обучающегося из школы личное дело выдается на основании письменного заявления родителям (законным представителям). По окончании школы личное дело учащегося хранится в архиве школы 3 года.

5. Книга протоколов педагогического совета школы.

Обратите внимание на наличие протоколов всех проведенных педсоветов и их оформление. Все протоколы должны быть подписаны председателем и секретарем педсовета. Приложения к протоколам должны быть скомплектованы и оформлены в папки. Особое внимание уделите оформлению протоколов по итогам года. По каждому обсуждаемому вопросу должно иметься соответствующее  решение. При этом в протоколах педсовета также должны быть зафиксированы списки обучающихся по классам, переводимых в следующий класс или выпускаемых из школы. Книга протоколов педагогического совета должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена подписью директора и печатью школы.

6. Книги приказов.

Отнеситесь к этим документам с особой тщательностью. Они должны быть все подшиты согласно их нумерации, иметь подпись руководителя и печать, дату и подписи лиц, ознакомленных с приказом. Рекомендуется иметь 3 книги приказов: по основной деятельности, по кадрам и по движению обучающихся.

По итогам года нас должны интересовать приказы, которыми  оформляются решения педагогического совета о пререводе обучающихся в следующий класс, об оставлении на повторное обучение, об условном переводе, о допуске обучающихся к экзаменам, об окончании учащимися 9-го и 11-го классов, о награждении золотой медалью, похвальными листами и грамотами за успехи в учебе, об исключении из школы, а также о движении обучающихся (зачисление, выбытие) и т.д. При этом списки учащихся (по классам, переводимых в следующий класс или выпускаемых из школы и т.п.) фиксируются в протоколах педсовета, а в приказах указываются общие результаты.

7. Журнал учета пропущенных и замещенных уроков .

Тоже один из ответственных документов. По нему осуществляется оплата замещенных уроков. Записи в нем производятся только на основании надлежаще оформленных документов (приказов по школе, больничных листов, записей в классных журналах и т.п.). В этом в журнале должны быть росписи учителей, которые проводили уроки в порядке замещения. Записи в журнале должны соответствовать записям в Табеле учета использования рабочего времени и подсчета заработка.

8. Журнал учета проверок.

Если в школе были проверки, то должны быть и записи по их итогам. Если были замечания и рекомендации, необходимо проверить сроки их исполнения и наличие соответствующих отчетов.

9. Справки, анализы, отчеты.

Наличие указанных документов свидетельствует о вашем серьезном подходе к руководству ОУ. Приведите в порядок данную документацию. Систематизируйте её. Проанализируйте, в чем она вам помогла, где еще её можно использовать. Эти материалы могут вам понадобиться при подготовке Публичного доклада, планов работы на новый учебный год.

10.Есть ещё и другая документация. Планы работы, статистическая отчетность школы, внешкольная документация, регламентирующая документация, финансово-хозяйственная документация.

Вся она также должна быть проверена и приведена в порядок. Помните, ответственность за состояние и правильное ведение делопроизводства, сохранность их, своевременное исполнение документов возлагается на директора школы.

Учет убытков, полученных в одном налоговом периоде

Если по итогам года образовался убыток (сумма полученных доходов меньше признанных в налоговом периоде расходов), то налогоплательщик вправе перенести этот убыток на следующие годы, то есть уменьшить на него (или на его часть) налоговую базу следующих налоговых периодов.

Пример 1

Не всегда есть возможность учесть убытки по итогам одного налогового периода. Сумма расходов с учетом убытков не может превышать величину налоговой базы. Налоговый кодекс позволяет производить учет убытков в течение 10 лет . следующих за тем налоговым периодом, в котором получен убыток.

Продолжение примера 1.

Налоговая база по итогам года составила 150 000 руб.

В году организация сможет учесть только часть убытка, образовавшегося в году, в размере 150 000 руб.

Остаток убытка ООО «Альфа» в размере 150 000 руб. (300 000 руб. – 150 000 руб.) будет перенесен для учета на период(ы) г. - 2020 г.

В случае, когда в течение 10 лет полностью учесть (перенести) убыток не удалось, то оставшуюся сумму убытка учесть в последующих периодах нельзя.

Учет убытков, полученных в нескольких налоговых периодах

Если убытки образуются у налогоплательщика несколько лет подряд, то перенос убытков производится в той очередности, в которой они получены.

Пример 3

ООО «Гамма», применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», по итогам 2009 года получило убыток в размере 500 000 руб.

По итогам года также получило убыток – 100 000 руб.

При формировании налоговой базы в году в первую очередь следует учесть убыток, полученный в 2009 году, и только потом, полученный в -м году.

Первый убыток в 500 000 руб. организация вправе признать в период с по 2019 годы, а второй в 100 000 руб. – с по 2020 годы.

Если убыток, полученный в 2009 году, учитывался в налоговой базе с по 2018 годы. Тогда убыток года может быть учтен только по итогам 2019 и 2020 годов.

Рекомендации Р-23/-КпТ Оценочные обязательства по расчетам с работниками

Рекомендации Р-23 /-КпТ

"Оценочные обязательства по расчетам с работниками"

/МР-1/-КпТ/

Описание вопроса

Приказом Минфина РФ от 24.12. №186н отменен пункт 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (далее - ПВБУ), в соответствии с которым в целях равномерного включения в издержки производства и обращения организации могли создавать резервы, в том числе, на предстоящую оплату отпусков работникам и выплату вознаграждений по итогам работы за год. Указанный приказ вступает в силу, начиная с бухгалтерской отчетности года.

Настоящие Методические рекомендации рассматривают возможные методы денежной оценки, а также порядок бухгалтерских записей в отношении оценочных обязательств по предстоящей оплате отпусков и выплате вознаграждений по итогам работы за год, а также соответствующих социальных взносов.

I. Общие положения

Обязательства по предстоящей оплате отпусков и выплате вознаграждений по итогам работы за год являются оценочными и должны признаваться в бухгалтерском учете по состоянию на каждую отчетную дату в соответствии с нормами ПБУ 8/2008 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы .

Согласно п.15 ПБУ 8/. по состоянию на конец каждого отчетного периода (промежуточного, годового) оценочное обязательство должно признаваться в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству. При этом наиболее достоверная оценка расходов представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения (погашения) обязательства по состоянию на отчетную дату или для перевода обязательства на другое лицо по состоянию на отчетную дату.

II. Денежная оценка оценочных обязательств по оплате отпусков работников

Исполнение (погашение) обязательства перед работниками по оплате отпусков может наступить при выходе работников в отпуск (средний заработок за время нахождения в отпуске) либо при увольнении работника (компенсация за неиспользованный отпуск). При этом механизм расчета как среднего заработка, так и компенсации за неиспользованный отпуск, установленный Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 (далее - Постановление №922), аналогичен. Таким образом, наиболее достоверная оценка обязательства по отпускам должна представлять величину, отражающую сумму, которую работник имеет право истребовать у организации при выходе в отпуск либо увольнении по состоянию на отчетную дату.

Согласно действующему законодательству, фактические выплаты как среднего заработка за использованный отпуск, так и компенсации за неиспользованный отпуск, облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы). Таким образом, фактические затраты организации на оплату отпуска работников (компенсаций за неиспользованный отпуск) складываются из оплаты среднего заработка за время нахождения в отпуске (или компенсации за неиспользованный отпуск) и соответствующих страховых взносов. Следовательно, величина оценочных обязательств по отпускам должна отражать и соответствующую величину страховых взносов.

Согласно Постановлению №922, средний заработок за время нахождения в отпуске, равно как и компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, рассчитывается по формуле:

В = Дни x Ср.Заработок,

где:

В - величина выплаты,

Дни - количество заработанных, но неотгуленных дней,

Ср.Заработок - средний заработок.

Таким образом, на каждую отчетную дату оценочное обязательство по предстоящей оплате отпусков должно быть рассчитано по каждому работнику по формуле 1 и увеличено на сумму соответствующих страховых взносов.

При этом при расчете величины обязательства по предстоящей оплате отпусков необходимо принимать в расчет следующее. В настоящее время не существует единственной утвержденной или общепризнанной методики расчета величины отпускных, подлежащих выплате работнику. Например, существуют различные подходы к определению как среднего заработка, так и количества заработанных неотгуленных дней. Поскольку балансовая величина обязательства должна отражать наиболее вероятную величину платежей, методика расчета этих и иных допущений, лежащих в основе величины обязательства по предстоящим отпускам, должна отражать фактически сложившиеся в организации подходы к их определению.

Как правило, оценочные обязательства про отпускам являются краткосрочными. Таким образом, определение их приведенной стоимости не требуется.

По состоянию на конец отчетного периода организация оценивает величину обязательства по предстоящей оплате отпусков по каждому работнику. Суммарное обязательство оценено в размере 3000 тыс. руб. при этом страховые взносы с указанной суммы составят 1020 тыс. руб. На начало периода величина обязательства с учетом страховых взносов составляла 2680 тыс. руб.

Организация признает расходы на предстоящую оплату отпусков в размере

1340 (3000 + 1020 - 2680) тыс. руб.

В бухгалтерском балансе обязательство по предстоящей оплате отпусков будет отражено в общей сумме

4020 (3000 + 1020) тыс. руб.

III. Оценочные обязательства по оплате вознаграждений по итогам работы за год

Условия выплаты и величина вознаграждения по итогам работы за год могут определяться локальными нормативными актами организации, коллективными договорами, трудовыми соглашениями, а также сложившейся практикой деятельности организации в этой области. При определении величины оценочного обязательства по вознаграждениям по итогам работы за год следует проанализировать все такие документы и практику деятельности с целью выявления всех факторов, влияющих на вероятность и величину фактического вознаграждения. На величину оценочного обязательства по вознаграждениям по итогам работы за год могут влиять такие факторы, как например:

  • вероятность выполнения условий, от которых зависит сам факт выплаты вознаграждения;
  • ожидаемый уровень показателей, от которых зависит размер вознаграждения;
  • количество работников, которым, как ожидается, будет выплачено вознаграждение и т.п.
  • Согласно локальным нормативным актам организации, премия по итогам работы за год в размере 20% от годового оклада выплачивается сотрудникам, отработавшим в компании не менее года, при условии, что рентабельность по EBITDA превысить 30%, а чистая прибыль после налогообложения (до учета результатов премирования) превысит 1 000 тыс. руб.

    В начале отчетного года организация оценивает, что согласно утвержденным в надлежащем порядке бюджетам, указанные показатели будут достигнуты. Соответственно, оценочное обязательство по предстоящей оплате вознаграждений по итогам работы за год подлежит начислению. При расчете величины обязательства организация учитывает ожидаемые по состоянию на конец отчетного года годовые оклады работников, текучесть кадров и наиболее вероятные ставки страховых взносов.

    Как правило, оценочные обязательства по вознаграждениям за год являются краткосрочными. Однако если ожидаемый срок выплаты оценочных вознаграждений работникам превышает 12 месяцев после отчетной даты (или меньший срок, установленный организацией в учетной политике), такое оценочное обязательство оценивается по стоимости такое оценочное обязательство оценивается по приведенной стоимости (пункт 20 ПБУ 8/ ). Применяемая при этом ставка дисконтирования должна отражать существующие на финансовом рынке условия, а также риски, специфичные для обязательства, лежащего в основе признаваемого оценочного обязательства, но не должна отражать воздействие налога на прибыль. Как правило, риски, специфичные для оценочного обязательства по стимулирующим выплатам работникам, учитываются при расчете его номинальной (недисконтированной) величины. Таким образом, ставка дисконтирования должна отражать лишь существующие на финансовом рынке условия, то есть должна соответствовать ставке доходности по финансовым инструментам с аналогичным сроком и рисками.

    Согласно пункту 7 ПБУ 1/2008 Учетная политика организации, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

    Таким образом, для определения ставки дисконтирования обязательств по вознаграждениям работников за год можно использовать требования МСФО (IAS) 19 Вознаграждения работникам (п.78), согласно которым в качестве ставки дисконтирования обязательств по вознаграждениям работникам принимается эффективная доходность к погашению по состоянию на отчетную дату высоконадежных корпоративных (негосударственных) облигаций, обращающихся на рынке ценных бумаг.

    При отсутствии по состоянию на отчетную дату обращающихся на рынке ценных бумаг высоконадежных корпоративных (негосударственных) облигаций, в качестве ставки дисконтирования принимается эффективная доходность к погашению государственных ценных бумаг. При этом в качестве ценных бумаг (в том числе, облигаций), принимаемых к рассмотрению, относятся ценные бумаги, сопоставимые по основным характеристикам (срок, валюта обязательства и т.п.) с соответствующими обязательствами по вознаграждениям работникам.

    При составлении годовой бухгалтерской отчетности расчет величины оценочного обязательства по предстоящей оплате вознаграждений по итогам работы за год следует учитывать последствия соответствующих событий после отчетной даты (например, принятие решения о фактической выплате и (или) одобрение такого решения акционерами/участниками, уточнение суммы выплат и т.п.).

    IV. Определение величины расходов отчетного периода

    Величина расходов отчетного периода, связанных с предстоящей оплатой отпусков и вознаграждений работникам по итогам года определяется как разница между конечным и начальным сальдо величин соответствующих обязательств. Вместе с тем, на промежуточные отчетные даты величина расходов может определяться и иными методами. Пример такого метода приведен в разделе V ниже.

    V. Расчет величины обязательств по оплате отпусков работников и вознаграждений по итогам года на промежуточные отчетные даты

    По состоянию на промежуточные отчетные даты (квартальные или, по выбору организации, месячные) оценочные обязательства по предстоящей оплате отпусков и выплате вознаграждений по итогам работы за год могут рассчитываться как описано выше в разделах I и II настоящих Методических рекомендаций (далее - метод обязательства).

    Вместе с тем, с учетом особенностей условий хозяйствования и величины конкретной организации на промежуточные отчетные даты метод обязательства может быть труднореализуем. Согласно пункту 6 ПБУ 1/2008 Учетная политика организации . учетная политика организации должна соответствовать требованию рациональности. Таким образом, если описанный выше метод определения величины оценочных обязательств по отпускам и вознаграждениям за год не является рациональным для организации на промежуточные отчетные даты, организация может разработать и применять иной, упрощенный метод учета таких обязательств. Такой упрощенный метод может быть менее точным, но при этом должен давать приближенный к точному результат.

    Одним из таких альтернативных методов может быть метод, обеспечивающий признание приближенной величины обязательств на промежуточные даты (далее - нормативный метод). При нормативном методе в начале отчетного года определяется норматив расходов на предстоящую оплату отпусков. В течение отчетного года расходы на предстоящую оплату отпусков рассчитываются как результат умножения фактических затрат на оплату труда на норматив и увеличиваются на соответствующую сумму страховых взносов.

    Фактические начисления отпускных (или компенсаций за неиспользованный отпуск, а также премий) относятся в уменьшение признанного таким образом оценочного обязательства. В конце отчетного года проводится инвентаризация величины оценочных обязательств перед работниками, в результате которой определяется их величина по методу обязательства с учетом соответствующих страховых взносов. Разница между балансовой на отчетную дату величиной обязательств и величиной, рассчитанной по методу обязательства, списывается в расход либо сторнируется соответственно.

    В начале отчетного года организация определяет, что норматив расходов на предстоящую оплату отпусков составляет приблизительно 9% от начисленной оплаты труда. Таким образом, ежеквартальные расходы по предстоящей оплате отпусков составят (тыс. руб.):

    Ника Зотова

    Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию. Такое требование установлено статьей 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». О том, как она проводится, какими документами оформляются ее результаты и что делать, если выявлены излишки или недостачи имущества, мы расскажем в нашей статье.

    Инвентаризации подлежит все имущество и все виды финансовых обязательств организации. Помимо этого нужно проводить инвентаризацию не принадлежащего организации имущества, которое числится в бухучете (например, арендованных основных средств, ТМЦ, находящихся на ответственном хранении, полученных для переработки).

    Заметим, что инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. Кроме того, если инвентаризация имущества проводилась не ранее 1 октября отчетного года, перед составлением годового баланса, эту процедуру можно уже не проводить.

    Как проводится инвентаризация?

    Как проводить инвентаризацию, объяснено в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. Так, для проведения инвентаризации в организации обычно создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Ее состав утверждает руководитель организации. В комиссию, как правило, входят представители администрации, работники бухгалтерии и другие специалисты (например, инженеры, экономисты, техники). Кроме того, в инвентаризации могут участвовать и аудиторы.

    При этом учтите: если хотя бы один из членов комиссии отсутствует, проводить инвентаризацию не имеет смысла. Ведь ее результаты все равно будут считаться недействительными.

    Перед проведением инвентаризации руководитель издает приказ, где указываются сроки инвентаризации, проверяемое имущество и обязательства, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Унифицированный бланк приказа – форма № ИНВ-22, а также все остальные документы, составляемые при инвентаризации, утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

    Если вся комиссия в сборе, можно приступать к инвентаризации. Но перед этим комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы, а также отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. При этом материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

    Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем подсчета, взвешивания или обмера. Полученные таким образом данные вносят в описи, которые подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую, что комиссия проводила проверку в их присутствии, и что претензий к проверяющим лицам у них нет.

    Если комиссия обнаружила расхождения между фактическими остатками материальных ценностей, выявленными при проверке, и остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета, должна быть составлена сличительная ведомость.

    Особенности инвентаризации

    Теперь рассмотрим особенности инвентаризации различного имущества и обязательств.

    Инвентаризация основных средств

    Инвентаризация основных средств начинается с проверки документов.

    По собственному имуществу проверяется наличие и состояние первичных учетных документов (в частности, инвентарных карточек), технических паспортов и прочей документации. Проверяя здания, сооружения и другую недвижимость комиссия должна убедиться в наличии документов, подтверждающих право собственности организации на эти объекты. По арендованным и принятым на хранение основным средствам также должны быть все необходимые документы (договор аренды, инвентарные карточки, акты приемки-передачи, накладные).

    Если в ходе инвентаризации выявлены основные средства, не принятые к учету, или объекты, по которым в учете отсутствуют или указаны неверные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

    На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени их ввода в эксплуатацию и причин, приведших объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.).

    Итак, инвентаризационная комиссия составляет отдельные описи:

    – по имуществу, находящемуся в собственности организации, в том числе неучтенному;

    – по основным средствам, находящимся в ремонте;

    – по арендованному, находящемуся на ответственном хранении имуществу и т. д.;

    – по основным средствам, непригодным к эксплуатации и не подлежащим восстановлению.

    Инвентаризационная опись основных средств составляется по форме № ИНВ-1, а в отношении ремонтируемых объектов – по форме № ИНВ-10. Если комиссия выявит какие-либо расхождения между фактическими данными и учетными показателями, оформляют сличительную ведомость по форме № ИНВ-18.

    Инвентаризация нематериальных активов 

    При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:

    – наличие документов, подтверждающих права организации на их использование;

    – правильность и своевременность отражения нематериальных активов в учете.

    В ходе инвентаризации нематериальных активов оформляют инвентаризационную опись по форме № ИНВ-1а.

    Инвентаризация товарно-материальных ценностей

    Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). Для этих целей используются унифицированные документы по формам № ИНВ-3, № ИНВ-4, № ИНВ-5, № ИНВ-6.

    Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально-ответственных лиц должна пересчитать, перевесить или перемерить имеющиеся на предприятии материальные ценности. Выявленные расхождения отражают в сличительной ведомости по форме № ИНВ-19.

    Объекты, поступающие во время инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».

    Инвентаризация расчетов

    Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями, с бюджетом, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами, инвентаризация кассы заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся в учете. Инвентаризация расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) представляет собой проверку обоснованности сумм, отраженных на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

    Для этого составляются акты сверки расчетов с контрагентами, в которых указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов. Акты сверки оформляются по состоянию на отчетную дату.

    По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие депонированию, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (дата выдачи, целевое назначение).

    Для оформления результатов инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами применяется акт по форме № ИНВ-17. Его формируют на основании справки, составляемой по видам задолженности в разрезе синтетических счетов (приложение к форме № ИНВ-17).

    Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на счетах бухучета, с выписками банков. При инвентаризации кассы проверяются наличие денежных средств, ценностей и документов, находящихся в кассе, и данные кассовой книги. Результаты инвентаризации кассы оформляют актом по форме № ИНВ-15.

    Как отразить результаты инвентаризации?

    Отражать результаты инвентаризации придется только в том случае, если выявлены излишки или недостачи имущества. По такому имуществу составляются сличительные ведомости.

    Окончательное решение по вопросу урегулирования выявленных излишков и недостач принимает руководитель. Он издает приказ об утверждении результатов инвентаризации. Материалы работы инвентаризационной комиссии передаются в бухгалтерию, где они должны храниться не менее пяти лет. При этом результаты инвентаризации, проводимой перед составлением годовой отчетности, отражаются в бухучете записями декабря.

    Если выявлены излишки

    В бухучете излишек имущества, выявленный в ходе инвентаризации, приходуется по рыночной стоимости, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ)). Рыночная стоимость должна быть подтверждена документально или путем проведения экспертизы (п. 10.3 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н). Итак, в учете делается проводка:

    ДЕБЕТ 01 (10, 41, 43. ) КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

    – оприходовано имущество, выявленное в ходе инвентаризации.

    В налоговом учете излишек имущества включается во внереализационные доходы (п. 20 ст. 250 НК РФ). И опять же по рыночной стоимости (п. 5, 6 ст. 274 НК РФ). А сделать это нужно на дату завершения инвентаризации. Причем, независимо от того, какой метод по налогу на прибыль применяет организация – метод начисления или кассовый (п. 1 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ).

    Если выявлены недостачи

    Недостача имущества может возникнуть из-за естественной убыли, по вине материально-ответственного лица или в результате чрезвычайных ситуаций. При этом в бухучете действует такое правило: недостачу имущества в пределах норм естественной убыли относят на издержки производства или обращения, сверх норм – на виновных лиц (п. 3 ст. 12 Закона № 129-ФЗ).

    В бухучете недостача имущества в пределах норм естественной убыли отражается следующими проводками:

    ДЕБЕТ 94    КРЕДИТ 10 (41)

    – отражена недостача имущества;

    ДЕБЕТ 20 (44)    КРЕДИТ 94

    – списана недостача имущества в пределах норм естественной убыли.

    В налоговом учете такие недостачи списываются на материальные расходы (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

    Если недостачи и потери имущества превышают нормы естественной убыли или по данному виду ценностей нормы вообще не установлены, сумму недостачи рассматривают как сверхнормативную и относят на счет виновных лиц.

    Если недостача возникла по вине работника, он обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Размер ущерба определяется по фактическим потерям. Для этого используют рыночные цены, действующие в данной местности на день причинения ущерба. При этом размер ущерба не может быть ниже стоимости имущества, которая определяется по данным первичных учетных документов. Недостача основных средств рассчитывается по их остаточной стоимости.

    В бухучете будет отражено:

    ДЕБЕТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению ущерба»    КРЕДИТ 94

    – отнесена недостача имущества на виновника.

    Надо сказать, что с виновника может быть взыскана рыночная стоимость недостающего имущества. Тогда разницу между рыночной и учетной стоимостью недостающего имущества относят на доходы будущих периодов:

    ДЕБЕТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению ущерба»    КРЕДИТ 98

    – отражена разница между рыночной и остаточной стоимостью недостающего имущества.

    А по мере взыскания суммы недостачи с виновника указанная разница списывается на доходы текущего периода:

    ДЕБЕТ 50 (70)    КРЕДИТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению ущерба»

    – отражено погашение виновником суммы недостачи;

    ДЕБЕТ 98    КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

    – списана часть доходов будущих периодов.

    В налоговом учете сумма возмещения ущерба, взыскиваемая с виновника, включается во внереализационные доходы (п. 3 ст. 250 НК РФ).

    Если недостача материальных ценностей возникла из-за чрезвычайных обстоятельств (пожара, наводнения, стихии) или виновника не удалось установить, потери списываются на прочие расходы организации, что отражается в учете проводкой:

    ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»    КРЕДИТ 94

    – списаны потери от недостачи имущества.

    При расчете налога на прибыль такие недостачи включаются во внереализационные расходы (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ). Но при этом необходимо документально подтвердить факт пожара или другого чрезвычайного обстоятельства, которое привело к недостаче имущества. А если причина в том, что нет виновника, нужно представить справку о закрытии уголовного дела (письмо УФНС России по г. Москве от 15 января 2007 г. № 19-11/2462).

    Если выявлены недостача и излишек

    Недостача товарно-материальных ценностей может возникнуть из-за пересортицы. Тогда такую недостачу покрывают излишками.

    Пример

    В ходе инвентаризации товаров в магазине обнаружены:

    – недостача сока «Мандарин» по цене 35 руб. за 1 упаковку в количестве 15 упаковок. Сумма недостачи – 525 руб. (35 руб. Х 15 уп.);

    – излишек сока «Персик» по цене 32 руб. за 1 упаковку в количестве 15 упаковок. Сумма излишка – 480 руб. (32 руб. Х 15 уп.).

    В данном случае возникла пересортица, поэтому недостачу в размере 480 руб. можно покрыть излишками на эту сумму. А вот недостачу в размере 45 руб. (525 – 480) нужно отнести на виновных лиц.

    © "Бухгалтерия и кадры", №12, 2008

    Источники: eduinspector.ru, kcbux.ru, bmcenter.ru, www.buhkadr.ru

    Категория: Издание приказа | Добавил: Vladrom (28.01.2016)
    Просмотров: 1037 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar