Главная » Статьи » Как взять на работу

Образец приказа о приеме на работу инвалида

Нужен образец приказа о выделении, в соответствии с установленной квотой, рабочих мест для приема на работу инвалидов

Вопрос

Нужен образец приказа, изданного в учреждении, о выделении в соответствии с установленной квотой (2% от средне списочной численности) рабочих мест для приема на работу инвалидов;нужен образец приказа, изданного в учреждении, для создания специального рабочего места для работающего инвалида.

Ответ

Организации, численность сотрудников которых составляет более 100 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Размер квоты устанавливается в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять не менее 2, но не более 4 процентов. Следовательно, если в Вашей организации работает более 100 человек, то у Вас возникает обязанности принять работников-инвалидов даже при отсутствии в организации вакантных мест. Для этого, Вы должны создать рабочие места путем введений соответствующих единиц в штатное расписание. Внести изменения в штатное расписание можно двумя способами: -издать приказ о внесении изменений в штатное расписание;-оформить штатное расписание в новой редакции и утвердить его соответствующим приказом. Выбор того или иного варианта относится к компетенции работодателя. Однако, на наш взгляд, в данном случае, целесообразнее будет издать приказ о внесении изменений в штатное расписание. Для этого Вам потребуется издать приказ в свободной форме о введении новых единиц в штатное расписание. Приказ подписывается руководителем организации. В приказе указываются новые должности, вводимые для инвалидов, и дата их введения. Таким образом, приказ может быть издан как непосредственно перед введением таких должностей, так и заблаговременно. Образцы приказов представлены выше. В приказе могут быть использованы следующие формулировки: Ввести в производственный отдел следующие должности: - электрик с окладом 10 000 руб.;- наладчик оборудования с окладом 15 000 руб. Основание: квотирование рабочих мест для инвалидов в соответствие с требованиями Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. Также, необходимо помнить, что законодательство предусматривает специальные нормы, регламентирующие труд инвалидов. Следовательно, нужно создать специальные условия труда для таких работников. Среди особенностей приема на работу инвалидов можно отметить то, что сотрудник должен предоставить документы, подтверждающие его инвалидность, а также программу реабилитации, где будут указаны рекомендуемые ограничения к работе сотрудника. Кроме того, при приеме на работу инвалидов необходимо соблюдать ограничения, прямо установленные в законодательстве, в частности условие о сокращенном рабочем дне инвалидам 1 и 2 групп, ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней и др. Условия труда и льготы, действующие в отношении сотрудников-инвалидов, более подробно указаны выше.

Подробнее в материалах Системы:

  1. Ответ: Как организовать охрану труда инвалидов

Этапы организации охраны труда инвалидов Законодательство предусматривает специальные нормы, обеспечивающие особую охрану труда инвалидов по сравнению с общими трудовыми нормами. Эти трудовые льготы необходимы для безопасной организации рабочего процесса людей с ограниченными возможностями и их реабилитации. Организацию охраны труда инвалидов можно разделить на следующие основные этапы:

При этом какая бы то ни было дискриминация сотрудников по причине инвалидности запрещена. Сотрудники-инвалиды пользуются трудовыми правами в полном объеме, в том числе правом использования своих способностей к труду без дискриминации ( ст. 5 Конвенции о правах инвалидов ). Внимание: за нарушение правил охраны труда (в т. ч. за несоблюдение норм охраны труда инвалидов) предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность ( подп. д п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. ст. 5.27 КоАП РФ. ст. 143 УК РФ ). Квотирование при приеме на работу инвалидов Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости ( п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 ). Так, организации, численность сотрудников которых составляет более 100 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Размер квоты устанавливается в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять не менее 2, но не более 4 процентов. Об этом говорится в статье 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. Например, в Москве квота по приему на работу инвалидов составляет 2 процента ( ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 ). На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов и ежемесячно представляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест и выполнении квоты по инвалидам ( ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 ). Конкретные сроки и формы представления отчетности устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 29 апреля 2009 г. № 4-Р утверждены форма № 1 и форма № 2. которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование. утвержденной приказом Комитета общественных связей города Москвы от 8 июня 2005 г. № 137. Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП . Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения ( п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 ). Например, в Москве указанные полномочия возложены на Департамент труда и занятости населения г. Москвы ( п. 77 Приложения № 1 к Регламенту. утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября г. № 1314н ). Порядок проведения проверок правомерности приема инвалидов регулирует Регламент. утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября г. № 1314н. При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что и плановые и внеплановые проверки, проводимые трудовой инспекцией. Административная ответственность За неправомерный отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты должностное лицо организации (например, руководитель) может быть привлечено к административной ответственности ( ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ. постановление Верховного суда РФ от 9 ноября г. № 49-АД11-4 ). Поскольку квотирование рабочих мест относится к вопросам, выходящим за рамки федерального значения, то административная ответственность может быть установлена не только на федеральном, но и на региональном уровне. Так, например, в Москве нарушение порядка квотирования рабочих мест влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 руб. на юридических - от 30 000 до 50 000 руб. ( ст. 2.2 Закона от 21 ноября 2007 г. № 45 ). Какой продолжительности нужно установить рабочее время сотруднику-инвалиду Сотруднику-инвалиду I или II групп установите сокращенную продолжительность рабочей недели не более 35 часов в неделю ( ч. 1 ст. 92 ТК РФ ). В отношении сотрудников-инвалидов III группы сокращенная продолжительность рабочей недели законодательством не предусмотрена. Кроме того, при определении продолжительности ежедневной работы (смены) сотрудника-инвалида необходимо учитывать данные медицинского заключения - индивидуальной программы реабилитации инвалида ( ч. 1 ст. 94 ТК РФ. ч. 1 ст. 11 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ ). Поскольку требования указанной программы обязательны для работодателя, он обязан установить сотруднику-инвалиду продолжительность рабочего дня, указанную в программе. Такой вывод следует из части 2 статьи 11 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. Если в индивидуальной программе реабилитации сокращенная продолжительность дня (смены) не указана, то работодатель вправе:

  • определить ее продолжительность самостоятельно (для инвалидов I и II групп - в рамках сокращенной рабочей недели);
  • обратиться в учреждение здравоохранения, разработавшее программу, для уточнения продолжительности рабочего дня сотрудника-инвалида.
  • Охрана труда инвалидов в течение срока действия трудового договора Инвалидам, принятым на работу, работодатель должен обеспечить допустимые условия труда ( ч. 2 ст. 209 ТК РФ ). Допустимые условия работы инвалидов должны отвечать требованиям:

    Кроме допустимых условий труда, законодательство предусматривает особые условия и гарантии труда для инвалидов. Их перечень приведен в таблице . При этом работодатель обязан обеспечить оснащение используемых им зданий и других объектов знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме, а также поощрять доступ сотрудников-инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая сеть Интернет ( ст. 9 Конвенции о правах инвалидов ). Помимо этого, сотрудникам-инвалидам гарантируются:

  • запрет дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости (как в государственном, так и в частном секторе), сохранения работы, продвижения по работе;
  • защита прав на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда;
  • обеспечение реализации трудовых прав, включая право на профессиональные объединения;
  • доступ к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению;
  • обеспечение разумного приспособления рабочего места;
  • поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу.
  • Такие гарантии установлены статьей 27 Конвенции о правах инвалидов. Внимание: если работодатель не обеспечивает закрепленные законодательством санитарные нормы для инвалидов, это является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. За это нарушение предусмотрена административная ответственность. При проверке сотрудники Роспотребнадзора могут оштрафовать:

  • должностное лицо организации (например, руководителя) на сумму от 500 до 1000 руб.;
  • организацию - от 10 000 до 20 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • предпринимателя - от 500 до 1000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Такой порядок предусмотрен статьей 6.3 и частью 1 статьи 23.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Программа реабилитации инвалида Программа реабилитации инвалида разрабатывается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы ( абз. 1 п. 1 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г. № 379н ). Программа реабилитации инвалида содержит обязательный раздел о профессиональной реабилитации, который касается условий труда и включает:

  • профессиональную ориентацию;
  • профессиональное обучение и переобучение (рекомендуемая профессия, уровень профессионального обучения, форма обучения);
  • содействие в трудоустройстве (подбор рабочего места, организация трудоустройства по специальным программам);
  • производственная адаптация;
  • противопоказания и доступные условия труда.
  • адаптация на прежнем рабочем месте;
  • адаптация на прежнем рабочем месте с измененными условиями труда;
  • получение новой профессии (специальности);
  • подбор подходящего рабочего места;
  • создание специального рабочего места.
  • Для сотрудника данная программа носит рекомендательный характер. Отказ инвалида от выполнения программы освобождает организацию от ответственности за ее невыполнение.

    Это предусмотрено частями 5. 7 статьи 11 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. Совет редактора: если сотрудник-инвалид отказался от выполнения рекомендаций программы реабилитации, обязательно оформите такой отказ письменно. Если возникнет спор, это позволит доказать, что организация свои обязательства перед сотрудником выполнила полностью. Ситуация: Как узнать, что человек, который устраивается на работу, - инвалид Если визуально не удается установить, что человек, который устраивается на работу, является инвалидом, то узнать, что у него оформлена инвалидность, невозможно без специальных документов. Соискатель, который не сообщает о своей инвалидности, может не предоставлять такие документы, так как в перечне документов, которые необходимо предъявить при приеме на работу, их нет (за исключением случаев, предусмотренных законодательством в отношении отдельных категорий лиц с определенной спецификой работы). Тогда такому сотруднику не нужно предоставлять особые условия труда и льготы, предназначенные для работающих инвалидов. Такой вывод можно сделать из частей 1 и 2 статьи 65 Трудового кодекса РФ и части 7 статьи 11 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. Если соискатель утверждает, что он является инвалидом, то такая информация должна быть подтверждена документально:

  • справкой медико-социальной экспертизы, в которой указываются группа инвалидности и степень ограничения способности к трудовой деятельности. Форма справки утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 24 ноября г. № 1031н ;
  • индивидуальной программой реабилитации инвалида. Форма индивидуальной программы реабилитации утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г. № 379н .
  • Из этих документов можно узнать о наличии противопоказаний или особых рекомендаций по организации работы принимаемого на работу человека.

    Нина Ковязина

    заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

    Берем на работу инвалида

    В соответствии с действующим российским законодательством инвалидом считается человек, у которого есть нарушения здоровья со стойкими функциональными нарушениями, ограничениями жизнедеятельности и который нуждается в мерах социальной защиты.

    Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды. Их число в мире значительно и продолжает расти. Причины и следствия инвалидности в разных странах отличаются, что объясняется разными социально-экономичес-кими условиями и мерами государств по обеспечению благосостояния своих граждан. В Российской Федерации принимаются меры по социально-экономической адаптации людей с ограниченными возможностями. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим некоторые особенности, которые нужно учитывать работодателю при приеме на работу инвалида.

    Общие положения

    Основным нормативным актом, определяющим правовой статус инвалидов в нашей стране, является Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181). Этот закон регламентирует широкий круг вопросов: разграничивает компетенцию органов государственной власти в названной сфере, определяет правила признания лица инвалидом и порядок проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ), закрепляет основные социальные гарантии, предоставляемые гражданам, и др. При этом ряд положений, соответствующих Закону № 181, предусмотрен Трудовым кодексом РФ.

    Согласно ст. 20 Закона № 181-ФЗ, государственные органы различных уровней должны обеспечивать занятость инвалидов. В частности, субъекты РФ могут устанавливать квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Данная квота устанавливается для организаций, численность работников которых превышает 100 человек (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ). Величина ее может составлять от 2 до 4% включительно от среднесписочной численности работников.

    При этом административным законодательством установлена ответственность за нарушение указанной выше нормы. В соответствии с п. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.

    Особенности приема на работу инвалидов

    Законодательством РФ установлены некоторые особенности приема на работу инвалидов.

    Во-первых, инвалид должен показать справку, подтверждающую факт установления инвалидности . Справка должна быть выдана по форме № 1503004, утвержденной Постановлением Минтруда России от 30 марта 2004 г. № 41. Рекомендации по порядку ее заполнения утверждены этим же нормативным документом (далее - Рекомендации).

    В справке указываются группа инвалидности и степень ограничения к трудовой деятельности. Таких степеней три, и конкретная степень должна быть указана в справке учреждения МСЭ.

    П.п. 3, 4, 6 Рекомендаций определено такое заполнение следующих строк справки:

    - в строке «Дата установления инвалидности» указывается дата поступления в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы заявления гражданина о признании его инвалидом;

    - в строке «Инвалидность установлена на срок до» указывается срок, до которого установлена инвалидность: первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено очередное освидетельствование, и год, до которого установлена инвалидность;

    - в строке «Основание» указываются номер акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы по книге протоколов заседаний федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы и дата поступления в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы заявления гражданина о признании его инвалидом.

    Во-вторых, инвалид должен предъявить «Индивидуальную программу реабилитации инвалида» по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 29 ноября 2004 г. № 287. В этом документе должно быть ясно изложено, какие требования к содержанию и условиям труда обязан соблюсти работодатель, принимающий на работу инвалида, т.к. в ст. 23 Закона № 181-ФЗ сказано, инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Поэтому создать необходимые условия труда инвалиду – прямая обязанность работодателя (ст. 224 ТК).

    При определении понятия медико-социальной экспертизы в ст. 7 Закона № 181-Ф3 говорится: «Медико-социальная экспертиза – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. ». Т.е. при проведении медико-социальной экспертизы необходимо не только определить характер и степень повреждения, но в первую очередь необходимо определить индивидуальные потребности инвалидов в разных видах и объемах реабилитационных мероприятий и других социальных услугах с целью восстановления физического, психологического и социального благополучия.

    Эти потребности должны быть объективно отражены для каждого конкретного человека и запротоколированы в отдельном особом документе, предназначенном для персонального учета, – индивидуальной программе реабилитации (ИПР) инвалида, которая разрабатывается в ходе медико-социальной экспертизы и выполняет роль организационно-методического документа для определения и реализации реабилитационных мероприятий.

    В ст. 11 Закона № 181-ФЗ дается определение ИПР: «Индивидуальная программа реабилитации инвалида – разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности».

    Основная цель ИПР, определенная в федеральном законе, заключается в следующем: «. восстановление, компенсация нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсация способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности».

    Приказ Минздравсоцразвития России от 29.11.04 № 287 утвердил форму ИПР, которая содержит:

  • паспортную часть с указанием группы и причины инвалидности, степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • программу медицинской реабилитации;
  • программу профессиональной реабилитации;
  • программу социальной реабилитации;
  • программу психолого-педагогической реабилитации (для детей до 18 лет);
  • ИПР разрабатываются в государственных учреждениях медико-социальной экспертизы при освидетельствовании и переосвидетельствовании инвалидов. При формировании ИПР специалисты бюро медико-социальной экспертизы обязаны не только разработать программу реабилитации, но и объяснять инвалиду цели, задачи и прогнозируемые результаты назначаемых реабилитационных мероприятий в ИПР.

    ИПР инвалида должна содержать реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно (в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду), а также реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    Оба документа – справка об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида – хранятся на руках у инвалида.

    Следующий обязательный документ при принятии на работу инвалида – это трудовой договор, который заключается по общим правилам.

    Обязательные условия трудового договора

    Обязательные условия, которые предусмотрены Трудовым кодексом, непременно должны присутствовать в трудовом договоре. Дополнительные условия вносятся в текст договора по усмотрению сторон.

    Одним из обязательных условий трудового договора является место работы . До 6 октября 2006 года в договоре нужно было указывать место работы с наименованием структурного подразделения, в которое принимается работник. Теперь это условие необходимо соблюдать лишь в том случае, когда работник принимается в обособленное структурное подразделение (филиал, представительство), расположенное в другой местности. В этом случае в трудовом договоре указываются это обособленное подразделение и его местонахождение. Например: «Местом работы работника является филиал ООО «Комета» в г. Новосибирске».

    Следующим обязательным условием является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации;конкретный вид поручаемой работы). При этом следует учитывать такой момент. Если работа предусматривает предоставление компенсаций, льгот или присутствуют какие-либо ограничения, то наименования таких должностей должны строго соответствовать Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 367. Последнее изменение № 6/2007, которое внесено в этот документ и утверждено Ростехрегулированием, действует с 1 октября 2007 года.

    Если в трудовом договоре не прописаны в полном объеме должностные обязанности, необходимо дать ссылку на должностную инструкцию, в которой эти обязанности поименованы.

    Обязательным условием является и дата . с которой работник приступает к трудовой деятельности, а при заключении срочного трудового договора — срок действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для его заключения.

    К обязательным относятся и условия об оплате труда . К сожалению, на практике имеют место случаи, когда в трудовом договоре не указывается конкретная сумма заработной платы, а дается ссылка на штатное расписание. Такие факты являются грубым нарушением трудового законодательства.

    Что касается режима рабочего времени и времени отдыха . то Трудовой кодекс предусматривает обязательное включение этих условий. Но только если для данного работника этот режим отличается от общего режима, установленного работодателем, то есть является индивидуальным. Например, неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днем, удлиненные отпуска инвалидам, работникам до 18 лет.

    В случаях, когда работник принимается на тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда . при выполнении которой положена компенсация, этот факт с указанием характеристик таких условий труда также должен быть зафиксирован в трудовом договоре. Компенсацией может быть бесплатная выдача молока, лечебно-профилактическое питание, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. К характеристикам могут относиться повышенная загазованность воздуха рабочей зоны, повышенный уровень шума, ультразвука. А вот вносить в трудовой договор условия на право досрочной трудовой пенсии по старости за тяжелые и вредные условия труда законодательство не обязывает.

    Следующие условия, обязательные для включения в трудовой договор, не должны вызывать затруднений:

    - условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути и т. п.);

    - условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

    В Трудовом кодексе также говорится и о других условиях, которые являются обязательными «в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права». Так, Кодекс обязывает указывать в трудовом договоре следующие факты:

    - является ли работа по данному трудовому договору основным местом работы или совместительством (ст. 282 ТК РФ);

    - сроки выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);

    - размер возмещения расходов при использовании личного имущества работников (ст. 188 ТК РФ);

    - размеры компенсаций в случае прекращения трудового договора с руководителем организации (ст. 279 ТК РФ).

    Льготы для инвалидов

    Мы рассмотрели общие условия, которые в обязательном порядке должны быть отражены в трудовом договоре. Однако не следует забывать, что инвалиды имеют ряд льгот, предусмотренных законодательством, которые непременно следует отразить в трудовом договоре.

    Например, для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неделю (ч. 3 ст. 23 Закона № 181, ч. 1 ст. 92 ТК РФ).

    Инвалиду предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней, т.е. удлиненный основной отпуск (ст. 23 Закона № 181), а также отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).

    Ст. 96 ТК РФ установлен запрет привлекать инвалидов к работе в ночное время. Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время (ч. 5 ст. 96 ТК РФ), к сверхурочным работам (ч. 5 ст. 99 ТК РФ) только с их письменного согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом они должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочных работ.

    В индивидуальной программе реабилитации инвалида также может содержаться запрет на привлечение к работам в выходные и нерабочие праздничные дни. Привлечение инвалидов к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только в случае, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям. При этом они должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день (ч. 7 ст. 113 ТК РФ).

    Рассмотрим на примерах некоторые особенности приема на работу инвалидов.

    Может ли организация оформить на работу инвалида по совместительству (третья группа инвалидности)?

    Да, организация может оформить на работу инвалида по совместительству, т.к. 3-я группа инвалидности – «рабочая». Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени. 1 я степень означает, что у гражданина в силу нарушения здоровья произошло снижение квалификации и отсутствует возможность продолжить работу по основной профессии, но он способен выполнять другие виды работ более низкой квалификации. Другие требования к работе надо смотреть в «Индивидуальной программе…». Каких-либо запретов инвалидам работать по совместительству (кроме медицинских показаний) законодательством РФ не установлено.

    По медицинским показаниям инвалиду разрешены «любые легкие виды труда без физического напряжения и длительного пребывания на ногах, с сокращенным рабочим днем или неделей». Может ли организация оформить данного инвалида по совместительству на 0,5 ставки (рабочая неделя 20 часов)? Или по совместительству тоже надо сокращать рабочую неделю?

    Продолжительность рабочего времени совместителя нельзя расценивать как сокращенное рабочее время. Дело в том, что сокращенная продолжительность рабочего времени предполагает уменьшение полной нормы рабочего времени для ряда категорий работников, в т.ч. инвалидов (ст. 92 Трудового кодекса РФ). То есть о сокращенном рабочем времени говорят применительно к «основным» работникам, а не к совместителям. Совместитель и так должен отработать не более половины рабочего времени за учетный период (ст. 284 ТК). Так что совместитель всегда работает меньше, чем «основной» работник. Поэтому оформить на работу инвалида на условиях совместительства с 20-часовой рабочей неделей разрешается.

    Процедура оформления нового работника

    В заключение напомним основные моменты и документы, которые сотруднику кадровой службы необходимо запросить у нового работника при приеме его на работу.

    Перечень документов, необходимых для заключения трудового договора, приведен в ст. 65 ТК РФ. Прежде всего это паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Следующий документ - трудовая книжка . Законодатель устанавливает лишь три случая, когда трудовая книжка может не представляться:

    - работник поступает на работу на условиях совместительства;

    - трудовой договор заключается впервые. В этом случае работодатель обязан оформить новому сотруднику трудовую книжку;

    - трудовая книжка утрачена или повреждена. По письменному заявлению работника (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) ему должны оформить новую трудовую книжку. При этом если работник без трудовой книжки претендует на достаточно серьезную должность (например, генерального, финансового или коммерческого директора, главбуха), то необходимо проверить у него отсутствие дисквалификации. Конечно, это надо сделать заранее, еще на этапе отбора кандидатов. Для этого надо послать письменный запрос в реестр дисквалифицированных лиц. Реестр можно найти через местные налоговые органы. Санкции при приеме дисквалифицированного работника весьма серьезные: штраф 1 000 МРОТ и аннулирование всех документов, которые были этим работником подписаны.

    Работник также должен представить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования . Опять же если работник заключает трудовой договор впервые, то обязанность по оформлению этого документа ложится на работодателя.

    Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, представляют документы воинского учета . Если такие документы не представлены, работодатель обязан направлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет, в соответствующий орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства. В крайнем случае возможен и такой вариант действий: в день заключения трудового договора необходимо письменно (с уведомлением) известить военкомат по месту жительства работника. Но сделать это можно, только заручившись его письменным согласием.

    И, наконец, работник должен представить документ об образовании . квалификации, наличии специальных знаний при поступлении на работу, требующую специальных знаний (специальной подготовки).

    На этом конкретный перечень документов, обязательных при заключении трудового договора, исчерпан. Но в Трудовом кодексе имеются ссылки на иные нормативные правовые акты (законы, указы), которыми могут быть предусмотрены и другие документы, необходимые для приема на работу.

    Например, при устройстве на работу с вредными, тяжелыми условиями труда на условиях совместительства будущий работник обязан представить справку об условиях труда на основном месте работы. А те, кому еще нет 18 лет, – медицинскую справку о состоянии здоровья.

    Есть еще ряд документов, которые работодатель не имеет права требовать у работника, но для его же блага может попросить. Эти документы связаны с предоставлением различных льгот и компенсаций (например, удостоверение инвалида . «чернобыльца»), стандартных налоговых вычетов на самого работника (справка НДФЛ-2 о доходах физического лица с предыдущего места работы о доходах в текущем году) или на детей (свидетельство о рождении ребенка, справка из ЖЭКа о составе семьи).

    Опубликовано на Audit-it.ru: 08 сентября 2008 г.

    Принимаем на работу инвалида

    Инвалидность - не приговор Многие инвалиды хотят и, что важно, могут полноценно работать. Правда, работодателю подчас необходимо создать для них особые условия, а иногда и специальные рабочие места.

    Каковы особенности приема на работу работника-инвалида, как определить его профессиональную пригодность, что такое индивидуальная программа реабилитации, необходимо ли дополнительное социальное страхование такого работника? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

    Не секрет, что люди с ограниченной трудоспособностью часто оказываются в западне низкооплачиваемых рабочих мест, не требующих квалификации, они слабо или вообще никак не защищены в социальном мире и весьма часто оказываются среди безработных. Профессиональная реабилитация инвалидов и содействие их занятости -важнейшая социальная проблема любого государства. К тому же в связи с ухудшением демографических показателей в нашей стране лица с ограниченными возможностями здоровья неизбежно будут вовлечены во все сферы общественной жизни в целях самостоятельного поддержания определенного финансово-экономического уровня.

    В связи с этим знание особенностей инвалидов как физических лиц, участвующих в общественном производстве, представляется значимой и актуальной проблемой. Мы постараемся помочь вам разобраться в тонкостях установления трудовых отношений с такой особой категорией работников.

    ИНВАЛИД: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

    Нормативное определение физического лица как инвалида содержится в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (далее - Закон об инвалидах).

    Из этого определения можно выделить два основных критерия, позволяющих отнести физическое лицо к категории инвалид.

    Критерий 1. Ограничение жизнедеятельности.

    Критерий 2. Нуждаемость в социальной защите.

    Обратите внимание Лицам в возрасте до 18 лет инвалидность устанавливается без указания группы

    В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма и возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория ребенок-инвалид.

    Таким образом, в целом инвалидов можно разделить на две основные категории в зависимости от возраста.

    Категория 1. Физические лица, достигшие возраста 18 лет, которые, в свою очередь, разделены на три группы. Для каждой группы инвалидности предусмотрен определенный срок установления (табл. ).

    Срок установления инвалидности в зависимости от группы

    Образец приказа о приеме на работу инвалида

    Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случае, если в ходе реабилитационных мероприятий выявлена невозможность устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

    Категория 2. Физические лица, не достигшие возраста 18 лет, относящие к категории ребенок-инвалид.

    Данная категория устанавливается сроком на один или два года либо до достижения возраста 18 лет. Причем последнее возможно, если у ребенка имеются серьезные заболевания, дефекты, необратимые нарушения функций органов и систем организма - не позднее двух лет после первичного установления категории ребенок-инвалид, а в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности ребенка, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма, - не позднее четырех лет после первичного установления. В отдельных случаях возможно также установление категории ребенок-инвалид при первичном признании без последующего переосвидетельствования. По достижении 18 лет граждане, которым установлена категория ребенок-инвалид, подлежат переосвидетельствованию.

    Необходимо также выделить особую категорию: инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, права которых детализируются в Законе РФ от 15.05.1991 № 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Закон от 15.05.1991 № 1244-1). Их особый правовой статус определяется участием в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Порядок и условия признания физического лица инвалидом устанавливаются на основании постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 О порядке и условиях признания лица инвалидом (далее - постановление от 20.02.2006 № 95).

    Словарь кадровика

    Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

    Так, можно выделить следующие условия признания гражданина инвалидом.

    Условие 1. Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

    Условие 2. Ограничение жизнедеятельности.

    Условие 3. Необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

    Лица, признанные в установленном порядке инвалидами и имеющие определенную группу инвалидности, обладают особым социальным статусом и, несомненно, нуждаются в особой защите со стороны государства и общества.

    КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ

    Обратите внимание Для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 )

    Трудоустройство в нашей стране как система мероприятий, проводимая государственными органами и общественными организациями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей, осуществляется, как правило, в двух формах.

    Форма 1. Содействие и оказание гражданам помощи в подыскании и устройстве на работу.

    Форма 2. Обеспечение работой.

    Вторая форма применима в основном к инвалидам, для которых предназначено квотирование рабочих мест как дополнительная гарантия нуждающимся в повышенной социальной защите на рынке труда. Сущность квотирования состоит в обязанности работодателя выделить предусмотренное законодательством количество рабочих мест для социально незащищенных категорий граждан и принять этих граждан на указанные рабочие места в обязательном порядке.

    Согласно ст. 21 Закона об инвалидах организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 ).

    Словарь кадровика

    Квотирование рабочих мест - выделение рабочих мест для трудоустройства социально не защищенных категорий граждан в процентах от среднесписочной численности работников в соответствии с установленной квотой.

    по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, техническое и организационное оснащение, дополнительное оснащение и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

    Согласно Закону города Москвы от 22.12.2004 № 90 О квотировании рабочих мест работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 от среднесписочной численности работников, при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 от среднесписочной численности работников.

    Обратите внимание За неправомерный отказ от заключения трудового договора с инвалидом (в пределах установленной квоты) на руководителя организации могут наложить штраф в размере от 2000 до 3000 руб.

    Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в т. ч. хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

    Но выполняются ли данные правовые нормы в полном объеме? Следует заметить, что в современном российском обществе отсутствует действительное понимание истинного положения инвалидов и их возможностей в сфере общественного производства, несмотря на то что работодатели несут официально установленную административную ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, включая отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ст. 5.42 КоАП РФ).

    Наша организация находится в Нижегородской области. Численность работников - 200 человек. Подскажите, установлена ли в нашем субъекте какая-нибудь квота для приема на работу инвалидов? Никаких сведений о выполнении квоты (даже если она есть) в органы службы занятости мы не представляем, поскольку у нас нет лица, ответственного за данную функцию. Предусмотрена ли действующим законодательством какая-нибудь ответственность за непредставление такого рода сведений?

    Как уже говорилось, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 ;ст. 21 Закона об инвалидах).

    Согласно ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 О квотировании рабочих мест квота рабочих мест для инвалидов в данном субъекте РФ установлена в размере 2 .

    Пунктом 3 ч. 2 ст. 24 Закона об инвалидах определено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны представлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Кроме того, согласно п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 О занятости населения в Российской Федерации работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

    Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде: наложение административного штрафа на должностных лиц - от 300 до 500 руб.;на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб.

    Гарантией трудоустройства инвалидов также является создание специальных рабочих мест.

    Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

    Постановлением Правительства Саратовской области от 28.05.2007 № 214-П Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов определено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Саратовской области в пределах установленной квоты, а именно:

  • на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых составляет от 101 до 500 человек, устанавливается не менее одного специального рабочего места для трудоустройства инвалидов в пределах квоты;
  • на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых составляет от 501 до 1000 человек, устанавливается не менее двух специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах квоты;
  • на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых превышает 1000 человек, число специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты составляет три специальных рабочих места, а также одно специальное рабочее место на каждую тысячу работников, превышающую 1000 человек.
  • ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНВАЛИДА

    На первоначальном этапе оформления трудовых отношений происходит знакомство потенциального работника с возможными условиями труда. На данном этапе работодатель в свою очередь оценивает конкретное физическое лицо, пока не вступившее с ним в трудовые отношения. Безусловно, данная оценка должна происходить с учетом установленных российским трудовым законодательством гарантий при заключении трудового договора, закрепленных в ч. 1 ст. 64 ТК РФ: необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещается.

    Обратите внимание Работодатель не вправе отказать в приеме на работу инвалиду, направленному в счет установленной квоты

    Что касается особенностей приема на работу инвалидов, то работодатель не вправе отказать потенциальному работнику-инвалиду в заключении трудового договора в том случае, если он направлен в счет установленной квоты.

    Если физическое лицо не имеет направления службы занятости и самостоятельно ищет работу, работодатель принимает его на общих основаниях, руководствуясь понятием деловые качества.

    Предъявляемые документы

    На стадии оформления трудовых отношений собираются персональные данные любого работника, включая и работника-инвалида. Перечень документов, содержащих персональные данные, закреплен в ч. 1 ст. 65 ТК РФ.

    После успешно пройденного собеседования мы решили принять на должность системного администратора одного из соискателей. В процессе интервью мы узнали, что у данного лица есть инвалидность III группы, хотя никаких справок он нам не представил. В связи с этим у нас возник вопрос: какими документами подтверждается информация о наличии инвалидности у физического лица и потенциального работника?

    Информация об инвалидности соискателя может быть подтверждена соответствующими документами. О наличии противопоказаний или особых рекомендаций по организации работы инвалида работодатель может узнать:

  • из справки медико-социальной экспертизы, где указывается группа инвалидности, форма которой утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 24.11. № 1031н;
  • индивидуальной программы реабилитации инвалида, форма которой утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н.
  • Однако обратите внимание: в тех случаях, когда для заключения трудового договора не требуется проведение обязательного предварительного медицинского осмотра, работодатель может и не получить информацию о состоянии здоровья кандидата на работу. В перечне обязательных документов, предъявляемых будущим работником при заключении трудового договора, медицинские документы не указаны, а значит, предоставлять их кандидат не обязан.

    Кстати сказать

    О деловых качествах

    Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17.03.2004 № 2 О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации разъясняет: под термином деловые качества работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него

    и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона либо необходимые в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).

    Дополнительные документы, не указанные в ст. 65 ТК РФ, работодатель вправе требовать с учетом специфики работы на основе норм ТК РФ, иных федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Это означает, что медицинские документы, характеризующие состояние здоровья кандидата на работу, а также подтверждающие наличие (или отсутствие) каких-либо противопоказаний, работодатель может требовать, а кандидат обязан представить только при наличии следующих условий в совокупности.

    Источники: www.kdelo.ru, www.audit-it.ru

    Категория: Как взять на работу | Добавил: Vladrom (29.01.2016)
    Просмотров: 4833 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar