Главная » Статьи » Как взять на работу

Приказ о приеме на работу на должность преподавателя

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 сентября 1999 г. N 1887

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 6 августа 1999 г. N 167

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ПОРЯДКЕ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ ПРОФЕССОРСКО -

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Во исполнение Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 N 125-ФЗ (ст. 20) приказываю:

2. Ректорам образовательных учреждений высшего профессионального образования принять Положение о порядке замещения должностей профессорско - преподавательского состава образовательных учреждений к руководству.

3. Считать утратившим силу Приказ Госкомвуза России от 15.09.93 N 207 "Об утверждении Положения о порядке замещения должностей преподавательского состава государственных высших учебных заведений Российской Федерации", зарегистрированный Минюстом России 21.09.93 N 348.

Министр

В.М.ФИЛИППОВ

Утверждено

Приказом

Министерства образования

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ

ПРОФЕССОРСКО - ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Положение о порядке замещения должностей профессорско - преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации определяет порядок и условия конкурсного отбора и заключения трудовых договоров (контрактов) между образовательным учреждением высшего профессионального образования и работником из числа профессорско - преподавательского состава сроком до 5 лет.

Далее - положение.

Далее - договор.

2. Положение распространяется на профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов образовательных учреждений высшего профессионального образования .

Далее - преподаватель.

Далее - высшее учебное заведение.

3. Заключению договора с преподавателем предшествует конкурсный отбор претендентов.

4. Конкурсный отбор объявляется ректором (проректором) вуза в периодической печати или в других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения.

5. Срок подачи заявлений для участия в конкурсном отборе - один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе.

Отказ в приеме заявления должностным лицом вуза, ответственным за организацию и проведение конкурсного отбора, может иметь место в случае несоответствия претендента квалификационным требованиям по соответствующей должности, установленным действующими нормативными правовыми актами, либо в случае нарушения установленных сроков подачи заявления.

6. Претендентам должна быть обеспечена возможность ознакомления с настоящим Положением, квалификационными требованиями по соответствующей должности, условиями договора, коллективным договором и присутствия на заседаниях кафедры и ученого совета, рассматривающих их кандидатуры.

7. Обсуждение и конкурсный отбор претендентов на преподавательские должности проводятся на ученом совете вуза, факультета, филиала вуза. Решение по конкурсному отбору принимается по результатам тайного голосования.

8. Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший путем тайного голосования наибольшее число голосов членов ученого совета, но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме 2/3 списочного состава ученого совета (образец бюллетеня согласно приложению N 1 ).

9. До рассмотрения претендентов на преподавательские должности на заседании ученого совета кафедра выносит рекомендации по каждой кандидатуре и доводит их до сведения ученого совета вуза (факультета, филиала) на его заседании (до проведения тайного голосования).

Кафедра вправе предложить претендентам прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия и по их итогам принять рекомендации.

10. Если не подано ни одного заявления или ни один из претендентов не получил более 50% голосов членов ученого совета, конкурсный отбор признается несостоявшимся.

11. Договор (примерная форма трудового договора (контракта) согласно приложению N 2 ) предусматривает обязанности, права и ответственность сторон. Конкретные сроки договора устанавливаются по соглашению сторон с учетом коллективного договора и мнения ученого совета вуза (факультета, филиала). При определении срока договора целесообразно, чтобы его окончание совпадало с окончанием учебного года.

Условия договора, ухудшающие положение преподавателя по сравнению с законодательством о труде и коллективным договором, являются недействительными в соответствии со ст. 5 КЗоТ Российской Федерации.

12. Заработная плата преподавателя максимальными размерами не ограничивается. Сверх должностного оклада договором устанавливаются другие выплаты (надбавки и доплаты) в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительным соглашением на определенный срок могут устанавливаться также надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера.

При изменении законодательства Российской Федерации или коллективных договоров, присуждении ученой степени или присвоении ученого звания преподавателю производятся соответствующие изменения или дополнения договоров.

13. При заключении договора стороны могут предусмотреть льготы, в том числе оказание материальной помощи, денежные компенсации при условии прекращения договора по уважительным причинам (в связи с уходом на пенсию по возрасту или болезни и другим) в порядке, определенном коллективным договором.

Если договором предусмотрен переезд на работу в другую местность, стороны определяют гарантии и компенсации, выплачиваемые в размерах не ниже предусмотренных действующим законодательством.

В договоре могут быть предусмотрены условия обеспечения преподавателя и членов его семьи медицинским обслуживанием, жилой площадью, оплата расходов за временное пользование гостиницей и другие льготы.

14. По представлению кафедры допускается продление сроков договора до 5 лет без проведения процедуры конкурсного отбора, если действующий договор был заключен на срок менее 5 лет.

15. Любые изменения и дополнения договора, в том числе продление его сроков, определяются дополнительным соглашением, которое является неотъемлемой частью договора.

16. Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, которые подписываются ректором (проректором) и преподавателем, и хранится у каждой из сторон.

17. По результатам конкурсного отбора и после заключения с преподавателем договора издается приказ ректора (проректора) вуза о приеме его на преподавательскую должность по соответствующей кафедре.

В трудовую книжку преподавателя вносится запись о приеме на данную должность в соответствии с заключенным договором.

18. По окончании каждого учебного года ректор (проректор) объявляет фамилии и должности преподавателей, у которых истекает срок договора в следующем учебном году. Данное сообщение вывешивается на доске объявлений вуза (факультета, филиала).

По указанным должностям ректор (проректор) объявляет конкурсный отбор в порядке, определенном п. 4 настоящего Положения, не позднее чем за 2 месяца до окончания срока договора.

19. При наличии вакантной преподавательской должности конкурсный отбор в установленном порядке объявляется ректором (проректором) в период учебного года.

Конкурсный отбор на вакантные преподавательские должности не объявляется при переводе преподавателя с его согласия на аналогичную или ниже занимаемой им преподавательскую должность на той же кафедре или при переводе на другую профильную кафедру до окончания срока его договора.

20. Договор между образовательным учреждением высшего профессионального образования и преподавателем может заключаться по результатам конкурса документов, определяющих квалификационные требования к занятию соответствующей преподавательской должности, без проведения процедуры конкурсного отбора, предусмотренной п. 7 и 8 настоящего Положения:

во вновь открываемых вузах до начала работы ученого совета;

по усмотрению ректора при согласии преподавателя сроком до одного года;

при приеме на работу штатного совместителя;

при замещении временно свободных преподавательских должностей (в связи с отпусками по уходу за ребенком, нахождении в творческом отпуске, переводе на научную должность в связи с подготовкой диссертации, при длительной болезни и другим причинам);

при переходе на преподавательскую работу на срок 5 лет освобожденного от занимаемой должности проректора, имеющего стаж работы в данной должности не менее 5 лет.

21. Истечение срока трудового договора с преподавателем является основанием прекращения трудовых отношений в случаях:

отказа преподавателя от участия в конкурсном отборе для заключения договора на очередной срок;

если преподаватель не прошел конкурсный отбор на ученом совете вуза (факультета, филиала).

В этих случаях трудовой договор с преподавателем прекращается по п. 2 ст. 29 КЗоТ Российской Федерации с внесением соответствующей записи в трудовую книжку.

22. При ликвидации вуза увольнение преподавателя производится по п. 1 ст. 33 КЗоТ Российской Федерации с соблюдением требований, предусмотренных статьями 40.2 и 40.3 КЗоТ Российской Федерации.

23. Расторжение договора с преподавателем не допускается:

при передаче вуза в ведение другого учредителя, переименовании вуза, факультета, филиала, кафедры;

реорганизации вуза (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) согласно части второй ст. 29 КЗоТ Российской Федерации, кроме сокращения численности или штата работников.

24. Расторжение договора по инициативе администрации вуза допускается в случаях, предусмотренных законодательством:

в связи с сокращением численности или штата работников после окончания учебного года с предупреждением преподавателя под расписку об увольнении не позднее чем за два месяца;

признания преподавателя не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению работы;

по другим основаниям, предусмотренным ст. 33 и ст. 254 КЗоТ Российской Федерации.

Процедура расторжения договора с преподавателем в связи с его недостаточной квалификацией определяется ученым советом вуза.

Расторжение договора в связи с сокращением численности или штата работников по несоответствию занимаемой должности и болезни в течение более 4 месяцев подряд производится с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа.

Расторжение договора по инициативе вуза с преподавателями, избранными в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, а также с преподавателями, являющимися членами комиссий по трудовым спорам, производится в соответствии со ст. 235 КЗоТ Российской Федерации.

25. Расторжение договора по инициативе преподавателя производится по ст. 32 КЗоТ Российской Федерации:

в случае его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы;

в случае нарушения вузом законодательства о труде, коллективного договора или условий договора;

по другим уважительным причинам.

26. Прекращение договора допускается с согласия обеих сторон по п. 1 ст. 29 КЗоТ Российской Федерации.

27. Споры и разногласия по трудовому договору разрешаются по соглашению сторон, а в случае недостижения соглашения - в порядке, установленном законодательством о труде.

28. На лиц, привлекаемых к преподавательской деятельности на условиях почасовой оплаты труда, настоящее Положение не распространяется.

Приложение N 1

к Положению о порядке замещения

должностей профессорско - преподавательского

состава образовательных учреждений

высшего профессионального

образования Российской Федерации

ИНФОРМАЦИЯ ПО КОНКУРСУ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ ДОЛЖНОСТЕЙ

Порядок и условия конкурса на замещение должностей научно-педагогических работников в высших учебных заведениях РФ определяет: ст. 332 Трудового кодекса РФ, «Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников» (утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 04.12. N1536).

К профессорско-преподавательским должностям относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента.

Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника проводится на ученом совете. Решение принимается по результатам тайного голосования.

Успешно прошедшим конкурс считается претендент, получивший путем тайного голосования наибольшее число голосов членов ученого совета, но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме не менее 2/3 списочного состава ученого совета. При получении равного количества голосов претендентами проводится повторное голосование на том же заседании ученого совета.

До рассмотрения претендентов на преподавательские должности на заседании ученого совета кафедра выносит рекомендации по каждой кандидатуре и доводит их до сведения ученого совета на его заседании (до проведения тайного голосования). Кафедра вправе предложить претендентам прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия и по их итогам принять рекомендации.

С преподавателем, успешно прошедшим конкурс, заключается трудовой договор. По результатам конкурса и после заключения с работником трудового договора издается приказ директора о приеме на научно-педагогическую должность по соответствующей кафедре.

Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета высшего учебного заведения — на срок, не превышающий 1 года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу.

Не проводится конкурс на замещение должностей:

- декана факультета и заведующего кафедрой,

- научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами,

- должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет.

До истечения срока избрания по конкурсу или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация.

Претенденты, работающие в Липецком филиале, представляют:

Претенденты, не работающие в Липецком филиале или проходящие впервые процедуру избрания по конкурсу на должность ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента, профессора, представляют:

Являются ли выборными должности преподавателя и заведующего кафедрой?

Журнал: Справочник кадровика

Год: 2008

Автор: Серегина Т. Г.

Тема: Оформление приема на работу

Являются ли выборными должности преподавателя и заведующего кафедрой? Или можно избрать только заведующего кафедрой, а срок полномочий преподавателя установить на тот срок, на который избран заведующий кафедрой?

В свою очередь, должность заведующего кафедрой является выборной, и порядок выборов на эту должность определяется уставами учебных заведений. Заведующий кафедрой в соответствии с п. 60 Типового положения избирается путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или звание, и утверждается в должности приказом ректора.

Введение должности «педагог-библиотекарь» в образовательных учреждениях

Количество комментариев: 1

С 24 июля г. официально вступил в силу приказ Минздравсоцразвития России от 31.05. № 448н О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования (зарегистрирован Минюстом России 01.07., регистрационный № 21240), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.08. № 761н (зарегистрирован Минюстом России 06.10., регистрационный № 18638). Указанный раздел дополнен новой квалификационной характеристикой должности педагог-библиотекарь.

Установлено, что наименование должности педагог-библиотекарь применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее - учреждения).

В связи с нормативно-правовым введением новой должности педагог-библиотекарь, которая отнесена к категории должностей педагогических работников, возникает целый ряд вопросов, которые нуждаются в первоочередном прояснении и разрешении. К их числу относятся и следующие вопросы, ответы на которые будут представлены ниже.

1. Означает ли, что в связи с утверждением квалификационной характеристики должности педагог-библиотекарь наличие этой должности в библиотеках образовательных учреждений становится обязательным, а должности библиотечных работников подлежат исключению из штатных расписаний учреждений?

2. Если в штате учреждения имеется должность библиотечного работника, следует ли заменять ее на должность педагога-библиотекаря?

3. Если принято решение о введении в штат учреждения должности педагога-библиотекаря, то обязаны ли руководители удовлетворять требования библиотечных работников данных учреждений о переводе их на должность педагога-библиотекаря?

4. Распространяются ли на педагогов-библиотекарей льготы и порядок пенсионного обеспечения, установленные для педагогических работников?

5. На каких условиях педагоги-библиотекари могут выполнять дополнительную педагогическую работу?

6. Каковы условия оплаты труда педагогов-библиотекарей, кто их определяет и от чего зависит размер должностного оклада?

7. Распространяется ли на педагогов-библиотекарей порядок аттестации, установленный для других педагогических работников?

Порядок введения в штат учреждения должности педагога-библиотекаря

Появление новой должности служащих и утверждение квалификационной характеристики должности педагог-библиотекарь не означает . что из штатных расписаний учреждений должны быть в обязательном порядке исключены все должности библиотечных работников, включая заведующих библиотеками.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе давать указания образовательным учреждениям о внесении изменений в их штатные расписания, в т. ч. об исключении должности библиотечного работника и внесении вместо нее в штатное расписание должности педагога-библиотекаря, поскольку в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 Об образовании (далее - Закон РФ Об образовании) установление структуры и штатного расписания образовательного учреждения отнесено к компетенции самого образовательного учреждения.

Следовательно, руководители учреждений вправе самостоятельно принимать решения о комплектовании кадров и наименовании должностей сотрудников, которые будут обеспечивать работу с библиотечным фондом и информационными ресурсами в учреждении . поскольку эта деятельность является основной как для библиотекаря, так и для педагога-библиотекаря.

В крупных общеобразовательных учреждениях с большим количеством классов при наличии объективных условий и финансовых возможностей в школьных библиотеках работа может выполняться несколькими специалистами, в т. ч. и библиотечными работниками, и педагогами-библиотекарями.

Поэтому если учреждение сочтет целесообразным с учетом имеющихся ресурсов, в т. ч. финансовых возможностей, иметь в штате должность педагога-библиотекаря, то для этого необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание учреждения. Если в штатном расписании предусмотрена должность библиотечного работника, но не предполагается ее сохранение, то из штатного расписания эта должность должна быть исключена и введена другая требуемая должность.

Если должность библиотекаря занята, то после издания соответствующего приказа о внесении изменений в штатное расписание работодателю необходимо будет провести ряд действий, предусмотренных при сокращении штата работников, в т. ч.

письменно персонально предупредить работника под роспись не менее чем за два месяца о возможном увольнении по сокращению штата и предложить ему имеющуюся работу (как по вакантной должности или соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности);

уведомить в письменной форме не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующего мероприятия государственные органы службы занятости (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.07.) О занятости населения в Российской Федерации) и выборный орган первичной профсоюзной организации данного учреждения (ч. 1 ст. 82 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ)).

Если работник, занимающий должность библиотекаря, соглашается на предложение работодателя о переводе на должность педагога-библиотекаря, то в его трудовой договор вносятся соответствующие изменения путем заключения дополнительного соглашения. Принимая во внимание, что у работника изменяется трудовая функция, а также условия трудового договора, целесообразно в дополнительном соглашении предусмотреть изложение трудового договора в новой редакции. Кроме того, работодатель издает приказ о переводе работника на эту должность.

В случае отказа работника от перевода на другую должность либо если у работодателя нет работы, соответствующей квалификации работника (в т. ч. когда у работника, занимавшего должность библиотекаря, отсутствует высшее образование, требуемое для занятия должности педагога-библиотекаря), трудовой договор по истечении двух месяцев прекращается по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. производится в соответствии со ст. 373 ТК РФ с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и обеспечением социально-трудовых гарантий в связи с сокращением численности или штата работников (выплата выходного пособия, сохранение среднего заработка на период до трудоустройства и т. д.).

Нарушение работодателем установленной законом процедуры увольнения работника по сокращению численности или штата в судебном порядке может повлечь: признание увольнения незаконным и необоснованным;восстановление работника на прежней работе;выплату ему среднего заработка за время вынужденного прогула и возмещение морального вреда;юридическую ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства.

Следует также учитывать, что в определенных случаях при решении работодателем вопросов комплектования кадров, в т. ч. при назначении на должность педагога-библиотекаря или переводе на эту должность библиотекаря, допускается прием на работу (перевод) лиц, уровень квалификации которых не отвечает требованиям квалификационных характеристик, для чего применяются особые положения, содержащиеся в разделе Общие положения Квалификационных характеристик должностей работников образования.

Так, п. 9 раздела Общие положения Квалификационных характеристик должностей работников образования предусматривает, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе Требования к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Должности работников в библиотеках учреждений и их функциональные обязанности

При решении вопроса о должностном комплектовании (наименованиях должностей работников) библиотек учреждений необходимо учитывать различия в должностных обязанностях библиотечных работников и педагога-библиотекаря.

Должностные обязанности библиоте карей определены квалификационной характеристикой, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 30.03. № 251н Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии (зарегистрирован в Минюсте России 24.05. , регистрационный № 20838).

Необходимо учитывать, что в должностные обязанности библиотечных работников выполнение педагогической работы не входит, поэтому при ее фактическом выполнении с согласия работников такая педагогическая работа им должна оплачиваться дополнительно.

Так, при наличии соответствующей подготовки школьные библиотекари, как и иные работники общеобразовательных учреждений (руководители, их заместители, педагоги-психологи, воспитатели и др.), могут осуществлять преподавательскую работу по какому-либо учебному предмету, курсу, дисциплине или отдельной теме, которые предусмотрены учебным планом либо образовательной программой, или вести занятия в кружке.

За преподавательскую работу библиотечным работникам должна производиться дополнительная оплата в порядке и на условиях, установленных для учителей или педагогов дополнительного образования, в зависимости от ее содержания. При этом преподавательская работа, осуществляемая помимо основной работы в одном и том же образовательном учреждении без занятия штатной должности, не считается совместительством и может с разрешения руководителя учреждения выполняться в основное рабочее время.

Педагогу-библиотекарю . согласно утвержденной квалификационной характеристике, помимо работы с библиотечным фондом и информационными ресурсами вменяется в обязанность педагогическая работа. Онаможет бытьсвязана с участием в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с осуществлением дополнительного образования обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности в кружковой, клубной и иных формах работы. Педагогическая работа, входящая в круг основных обязанностей педагога-библиотекаря, не подлежит дополнительной оплате.

При этом следует особо отметить, что по предложению Общероссийского Профсоюза работников образования при согласовании проекта квалификационной характеристики должности педагог-библиотекарь из раздела Должностные обязанности были исключены такие функции, как осуществление образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, проведение учебных занятий. Эти функции являются прямыми обязанностями учителей и не могут одновременно быть включены в должностные обязанности другого работника, даже если именовать его должность педагог-библиотекарь, поскольку одной из основных его функций остается работа с библиотечным фондом и информационными ресурсами.

Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей

Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 31.05. № 448н должностью педагог-библиотекарь дополнен раздел квалификационных характеристик работников образования, именуемый Должности педагогических работников. Это означает, что должность педагог-библиотекарь отнесена к должностям педагогических работников .

Вместе с тем отнесение должности педагога-библиотекаря к категории педагогических работников само по себе не означает, что на работника, который будет занимать указанную должность, автоматически будет распространяться большинство гарантий, установленных для педагогических работников, поскольку они определяются в зависимости от занимаемой должности, типа и вида образовательного учреждения и регулируются как напрямую законодательными актами Российской Федерации, так и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в которые необходимо внести соответствующие дополнения в отношении должности педагога-библиотекаря.

Следовательно, реализация определенных прав, установленных законодательством Российской Федерации для педагогических работников, в настоящее время находится в прямой зависимости от того, насколько оперативно будут внесены необходимые дополнения в соответствующие подзакон ные нормативные правовые акты, и прежде всего:

в приказ Минобрнауки России от 24.12. № 2075 О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников (вступил в силу с 4 июля г.), которым регулируется сокращенная продолжительность рабочего времени педагогических работников;

постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам (с изм. и доп.), которым определяется продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска.

Кроме того, необходимо также внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, которые определяют порядок реализации прав и мер социальной поддержки педагогических работников, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и ст. 55 Закона РФ Об образовании.

Так, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет (досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости) до достижения ими пенсионного возраста .

Вместе с тем трудовая пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается досрочно, если работа не менее 25 лет осуществлялась в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Однако поскольку должность педагога-библиотекаря указанным Списком не предусмотрена . работа в этой должности не будет учтена при назначении данной пенсии. Для изменения ситуации требуется дополнение указанного Списка, а в случае положительного решения - наличие требуемого для ее назначения стажа работы в течение 25 лет в определенных должностях в соответствии со Списком.

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения . Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Смогут ли педагоги-библиотекари пользоваться указанными мерами социальной поддержки, будет зависеть от принятых в субъектах РФ законодательных и иных подзаконных нормативных правовых актов.

Если педагогическим работникам федеральных государственных учреждений размер ежемесячной денежной компенсации в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями предусмотрен п. 8 ст. 55 Закона РФ Об образовании, то педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта РФ в размере, устанавливаемом указанным органом, а педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений - по ре шению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ Об образовании педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года . порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения, с учетом перечня должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы. В случае если педагог-библиотекарь будет одновременно вести преподавательскую работу в должности учителя, для реализации этого права на указанных условиях необходимо предусмотреть эту должность в данном перечне.

Педагогические работники образовательного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню их профессиональной переподготовки имеют право не реже чем один раз в пять лет проходить профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Указанные требования установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Следовательно, должны быть установлены федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогов-библиотекарей, а образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации, должны быть разработаны соответствующие программы для педагогов-библиотекарей, учитывая, что в образовательных учреждениях высшего профессионального образования подготовка таких специалистов не осуществляется.

Таким образом, основные права педагогических работников, предусмотренные Законом РФ Об образовании, а также академические, трудовые и иные права . установленные другими федеральными законами, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и иными нормативными правовыми актами, могут быть распространены на педагогов-библиотекарей. Как правило, это возможно только на основании подзаконных нормативных правовых актов, принятие которых должно быть инициировано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере образования, а также другими уполномоченными органами власти.

Кроме того, необходимо учитывать также, что на педагогов-библиотекарей должны распространяться не только права, но и обязанности, установленные для педагогических работников законодательством Российской Федерации.

Аттестация педагога-библиотекаря

К числу обязанностей педагогических работников относится обязанность проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности . которая проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 24.03. № 209 О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и введен в действие с 1 января г .

При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 18 указанного порядка не подлежат аттестации педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет. Таким образом, работники, занимающие должность педагога-библиотекаря менее двух лет, а также получившие первую квалификационную категорию в течение первых двух лет работы в этой должности, не могут быть представлены работодателем для прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

К числу прав, связанных с аттестацией, можно отнести право педагога-библиотекаря на прохождение аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, которая проводится на основании заявления педагогического работника в установленном порядке. С заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, педагог-библиотекарь вправе обратиться не ранее чем через 2 года после установления ему первой квалификационной категории. При этом всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности педагогов-библиотекарей должен осуществляться на основе требований, предъявляемых к квалификационным категориям, а также с учетом особенностей их деятельности по исполнению должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой.

Условия выполнения педагогами-библиотекарями дополнительной педагогической работы

Помимо педагогической работы, входящей в обязанности педагогов-библиотекарей и не подлежащей дополнительной оплате, эти работники в том же образовательном учреждении при наличии соответствующей подготовки могут осуществлять преподавательскую работу по учебному предмету. Такая работа, так же как и для других работников, может быть разрешена в основное рабочее время, поскольку не считается совместительством и подлежит оплате в порядке и на условиях, установленных для учителей.

Регулирование условий оплаты труда педагогов-библиотекарей

Единой системы оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, как это предусматривалось до 1 января 2005 г. при применении на всей территории Российской Федерации единой тарифной сетки, в настоящее время не установлено.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику, в т. ч. педагогу-библиотекарю, устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в т. ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), а также системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации данного учреждения).

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (коллективный договор, соглашения, локальные нормативные акты). А условия оплаты труда, определенные коллективным договором (соглашениями, локальными нормативными актами), не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Так, в соответствии со ст. 144 ТК РФ муниципальные учреждения должны устанавливать системы оплаты труда, определенные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Указанные документы не должны противоречить нормам федерального законодательства.

Следовательно, должны быть внесены соответствующие изменения в региональные и муниципальные нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда работников образования, а также в коллективные договоры учреждений и положения об оплате труда работников.

Из изложенного следует, что регулирование вопросов оплаты труда педагогов-библиотекарей . в т. ч. при выполнении работы в сельской местности, будет осуществляться по-разному: с учетом норм законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления (в т. ч. в зависимости от их финансового положения), а также с учетом локальных нормативных актов, принятых непосредственно учреждениями.

Кроме того, необходимо учитывать, что если система оплаты труда работников образовательного учреждения строится на основе профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, то должность педагога-библиотекаря данным приказом в настоящее время не предусмотрена. Следовательно по этой должности не определен и квалификационный уровень, в соответствии с которым определяется дифференциация размеров должностных окладов (ставок заработной платы) педагогических работников.

Учитывая это обстоятельство, Общероссийский Профсоюз работников образования предложил Минобрнауки России отнести должность педагога-библиотекаря к четвертому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, а также подготовить необходимые проекты нормативных правовых актов, связанных с регулированием прав и мер социальной поддержки в отношении педагогов-библиотекарей, о которых было указано авторами в настоящем комментарии.

Секретарь-заведующая правовым отделом аппарата Общероссийского Профсоюза работников образования

Эксперт аппарата Общероссийского Профсоюза работников образования

Источники: www.sbras.ru, lip.ranepa.ru, www.hr-portal.ru, www.menobr.ru

Категория: Как взять на работу | Добавил: Vladrom (29.01.2016)
Просмотров: 1134 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar