Главная » Статьи » Найм работников

Образец приказа о допуске к работе после стажировки

Отстранение от работы: по требованию органов и должностных лиц

Иногда в отношения работника и работодателя вмешиваются третьи лица, которые вправе требовать, чтобы работник был отстранен от работы. Кто наделен столь серьезными правами? Обязан ли работодатель всегда беспрекословно выполнять такие требования? На что нужно особо обратить внимание в подобных ситуациях? Давайте разбираться.

Работодатель обязан отстранить работника от работы по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (абз. 7 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

Получив от того или иного органа (должностного лица) требование об отстранении работника от работы, работодателю следует убедиться, что:

1) указанное требование предъявлено органом (должностным лицом), наделенным таким полномочием в соответствии с действующим законодательством РФ;

2) требование оформлено надлежащим образом (в виде специального документа - постановления, предписания).

Если в документе прямо содержится требование об отстранении работника от работы и он отвечает вышеназванным критериям, то такой документ является основанием для издания работодателем приказа об отстранении работника от работы.

ОТСТРАНЕНИЯ ТРЕБУЕТ ГИТ

Требовать от работодателей отстранения работников от работы может сравнительно небольшое количество органов (должностных лиц). К таким органам, в частности, относятся государственные инспекции труда.

Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

•предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

•выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.

Государственный инспектор по охране труда Государственной инспекции труда в Новосибирской области проводил плановую проверку состояния охраны труда в ООО «К». В ходе проверки было выявлено нарушение: водитель электропогрузчика М. не прошел инструктаж по охране труда. В связи с этим инспектор ГИТ вынес предписание об отстранении от работы работника М. до прохождения соответствующего инструктажа.

Так как в начале проверки инспектор предъявил соответствующее удостоверение и направление Государственной инспекции труда в Новосибирской области о проведении плановой проверки состояния охраны труда в ООО «К», а выявленное нарушение действительно имело место, то требование инспектора следует признать законным и обоснованным.

В данном случае работодатель обязан отстранить работника М. от работы на основании предписания инспектора ГИТ.

При этом ч. 3 ст. 76 ТК РФ предусматривает, что по общему правилу в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется. Однако в случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. Таким образом, необходимо выяснить, по какой причине водитель электропогрузчика М. не прошел инструктаж по охране труда, и в зависимости от этого решить вопрос об оплате времени отстранения.

ОТСТРАНЕНИЯ ТРЕБУЕТ САНЭПИДНАЗДОР

Направлять работодателям требования об отстранении работников от работы вправе также органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

НА № 3‘2009 Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (п. 2 ст. 33) определено: лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут стать источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работы, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию.

Отметим, если в полученном работодателем документе органа (должностного лица) содержится требование не об отстранении работников от работы, а об устранении нарушений законодательства, организации медосмотров работников, восстановлении их нарушенных прав и т. п. то решение об отстранении работников от работы работодатель принимает самостоятельно на основании норм действующего законодательства РФ.

Так, главный государственный санитарный врач по Новосибирской области вынес предписание ООО «Т» о необходимости организовать прохождение обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров рабочих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Вопрос об отстранении от работы рабочих, не прошедших обязательный медицинский осмотр, в предписании не ставился. Во исполнение данного предписания работодатель издал приказ о прохождении указанными работниками медицинского осмотра и организовал его прохождение за свой счет.

В данном случае работодатель, руководствуясь ст. 76 ТК РФ, обязан отстранить от работы рабочих, не прошедших обязательный медицинский осмотр. При этом основанием для отстранения от работы будет не предписание проверяющего органа (абз. 7 ч. 1), а факт непрохождения работниками обязательного медицинского осмотра (абз. 4 ч. 1).

При этом ч. 3 ст. 76 ТК РФ предусматривает, что в случаях отстранения от работы работников, которые не прошли обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) не по своей вине, им производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

ОТСТРАНЕНИЯ ТРЕБУЕТ СУД

К числу органов, уполномоченных требовать от работодателя отстранения работников от работы, также относится суд. Согласно п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК РФ только суд, в т. ч. в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности.

В данном случае требование об отстранении от работы может быть предъявлено в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 УПК РФ при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство.

Этот порядок не распространяется на случаи привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В таких случаях Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент РФ в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении данного лица от должности либо об отказе в этом (ч. 5 ст. 114 УПК РФ).

Обратите внимание! Временное отстранение от должности является мерой процессуального принуждения и применяется в целях обеспечения порядка уголовного судопроизводства, установленного УПК РФ

В ходатайстве, которое следователь (или дознаватель) направляет в суд, он обязан указать основания отстранения подозреваемого (обвиняемого) от должности. По смыслу уголовно-процессуального закона основанием применения в отношении подозреваемого (обвиняемого) такой меры процессуального принуждения, как временное отстранение от должности, является наличие достаточных данных полагать, что подозреваемый (обвиняемый) будет препятствовать производству по уголовному делу. В частности, подозреваемый (обвиняемый) предпринимает попытки воспрепятствовать проведению ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы, других процессуальных действий, пытается фальсифицировать или уничтожить доказательства, используя при этом свое служебное положение, препятствует производству предварительного следствия путем воздействия на потерпевших или свидетелей, состоящих в его подчинении.

Генеральная прокуратура России рекомендует вопрос об отстранении лица от должности рассматривать в следующих случаях:

•данное лицо привлекается к уголовной ответственности за преступление, совершенное в организации, где оно осуществляет властные или организационно-хозяйственные функции, либо связанное с деятельностью этой организации;

•в деле в качестве потерпевших, свидетелей, обвиняемых, подозреваемых участвуют подчиненные ему по службе лица;

•со стороны привлекаемого лица имели место попытки препятство-вания с использованием своего служебного положения проведению ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы, других процессуальных и следственных действий (письмо от 30.03.2004 № 36-12-04).

Цитируем документ

Статья 114. Временное отстранение от должности

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 настоящего Кодекса.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ

В течение 48 часов с момента поступления указанного ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом (ч. 2 ст. 114 УПК РФ).

Так, П. работал старшим экспертом (с дислокацией в пос. Лоухи) межрайонного отделения 31-го технико-криминалистического обеспечения ГО РОВД Экспертно-криминалистического центра при МВД Республики Карелия. Ему было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия).

Постановлением Лоухского районного суда Республики Карелия от 07.09.2006 ходатайство следователя прокуратуры Республики Карелия о временном отстранении П. от занимаемой им должности старшего эксперта было удовлетворено. П. с постановлением суда не согласился. В кассационной жалобе он указал на нарушения закона, допущенные в ходе следствия, которое ведется уже шесть месяцев, подчеркнув, что доказательств его виновности нет. П. считал, что суд без достаточных оснований указал в постановлении, что он может продолжить заниматься преступной деятельностью в сфере незаконного оборота боеприпасов. П. отметил, что по роду деятельности прямого доступа к оружию и боеприпасам у него нет.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Карелия, рассмотрев 12 октября 2006 г. в судебном заседании кассационную жалобу П. на постановление Лоухского районного суда Республики Карелия от 07.09.2006 о временном отстранении его от занимаемой должности, удовлетворила ее, а данное постановление отменила по следующим основаниям.

Временное отстранение от должности как мера процессуального принуждения применяется в соответствии со ст. 111 и 114 УПК РФ в целях обеспечения установленного УПК РФ порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора.

По смыслу уголовно-процессуального закона основанием применения в отношении подозреваемого (или обвиняемого) меры процессуального принуждения - временного отстранения от должности - является наличие достаточных данных полагать, что подозреваемый (обвиняемый) будет препятствовать производству по уголовному делу.

Основанием отстранения обвиняемого от должности явилась, как указано в постановлении, его возможность продолжить заниматься преступной деятельностью. Однако данное обстоятельство установлено законом в качестве основания для применения меры пресечения, а не иных мер процессуального принуждения. Предусмотренных уголовно-процессуальным законом оснований для применения в отношении П. в качестве меры процессуального принуждения временного отстранения от должности суд в постановлении не указал.

В рассмотренном случае постановление было отменено, поскольку в судебном заседании не были установлены обстоятельства, свидетельствующие, что работник может воспрепятствовать порядку производства предварительного следствия и надлежащему исполнению приговора.

Однако возможна и другая ситуация.

Органами предварительного следствия Г. работающая старшим воспитателем муниципального образовательного учреждения «Н», подозревалась в жестоком обращении с воспитанниками детского дома. 28 февраля 2006 г. по данному факту в отношении Г. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним).

13 марта 2006 г. следователь с согласия прокурора обратился в суд с ходатайством о временном отстранении Г. от должности старшего воспитателя детского дома. Постановлением Заречного районного суда Свердловской области от 15.03.2006 ходатайство следователя о временном отстранении от должности подозреваемой Г. было оставлено без удовлетворения.

Проверив материалы дела в связи с принесением прокурором кассационного представления, Судебная коллегия по уголовным делам Свердловского областного суда нашла указанное постановление суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Придя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства следователя, суд сослался на то обстоятельство, что следствием не установлено неопровержимых доказательств оказания Г. воздействия на свидетелей. Не нашло подтверждения и то, что другие сотрудники детского дома находятся у нее в подчинении. Между тем в соответствии со ст. 114 УПК РФ по своему содержанию временное отстранение от должности в качестве процессуальной меры принуждения заключается во временном недопущении лица к выполнению своих трудовых обязанностей в пределах срока предварительного следствия.

Одним из оснований для отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности является возможность воспрепятствования им производству предварительного следствия, в т. ч. путем воздействия на потерпевших или свидетелей, состоящих в его подчинении.

Из представленных следователем материалов видно, что Г. работает старшим воспитателем в детском доме «Н». В ее обязанности входит контроль за выполнением режимных моментов в детском доме, за всей деятельностью детского дома, за воспитательным процессом и документацией. Она также проводит педсоветы, методобъединения, отслеживает деятельность помощников воспитателей и подчиняется непосредственно директору детдома. Приведенные обстоятельства противоречат выводу суда об отсутствии данных о нахождении других сотрудников детского дома в подчинении Г.

Кроме того, в отношении Г. возбуждено уголовное дело по ст. 156 УК РФ по факту жестокого обращения с воспитанниками детского дома, т. е. в связи с подозрением в противоправных действиях, напрямую связанных с выполняемыми ею служебными обязанностями.

Отказывая в удовлетворении ходатайства о временном отстранении подозреваемого от должности, суд не учел, что по смыслу закона одним из оснований для применения данной меры процессуального принуждения является возможность воспрепятствования с его стороны производству предварительного следствия путем воздействия на потерпевших или свидетелей, состоящих в его подчинении.

Постановление судьи признано необоснованным и отменено, а судебный материал направлен на новое судебное разбирательство.

В соответствии со ст. 19 и 123 УПК РФ решения суда могут быть обжалованы участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. Таким образом, постановление суда о временном отстранении от должности может быть обжаловано подозреваемым (обвиняемым), его защитником.

Согласно ст. 356 УПК РФ жалоба и представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в апелляционном или кассационном порядке в течение 10 суток со дня провозглашения приговора.

Правом оспорить постановление суда по вопросу применения к подозреваемому (обвиняемому) меры принуждения в виде отстранения от должности обладает прокурор. Ему законом предоставлено право принесения кассационного протеста.

Постановление суда первой инстанции, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке надзора. Согласно ст. 403 УПК РФ постановление районного суда в порядке надзора может быть обжаловано в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда,суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа.

Внимание! Проблема

Рассматривая вопрос об отстранении от работы по решению суда, необходимо обратить внимание на сроки исполнения данного решения.

Первая точка зрения

По общему правилу, постановление суда первой инстанции вступает в законную силу и обращается к исполнению по истечении срока его обжалования в кассационном порядке либо в день вынесения определения суда кассационной инстанции (ст. 391 УПК РФ).

Поскольку отстранение от должности направлено на предотвращение возможного воспрепятствования ведению предварительного следствия со стороны обвиняемого (подозреваемого), целесообразно исполнять постановление судьи об отстранении немедленно. Однако уголовно-процессуальный закон в данном случае не предусматривает исключения из общего правила. Это означает, что отстранение от должности работника может быть произведено только после вступления постановления суда в законную силу.

Поскольку в случае отстранения от должности законодатель не предусмотрел возможность немедленного исполнения постановления суда, следовательно, необходимо руководствоваться общим правилом, изложенным в ст. 391 УПК РФ. Отсутствие в законе указания о немедленном исполнении постановления судьи об отстранении от должности является пробелом в законе. Однако без такой оговорки, по нашему мнению, отступать от общего правила оснований нет.

Вторая точка зрения

Следует отметить, что органы прокуратуры придерживаются другой позиции, которая обозначена в письме Генпрокуратуры России от 30.03.2004 № 36-12-04 «О направлении Методических рекомендаций "Основания и порядок применения временного отстранения от должности, наложения ареста на имущество и ценные бумаги, денежного взыскания"». В данном письме говорится, что постановление об отстранении от должности подлежит немедленному исполнению. Временное отстранение от должности является длящейся мерой процессуального принуждения. Она считается примененной с момента провозглашения постановления судьи. Решение об отстранении от должности, принятое в ходе досудебного производства, может быть обжаловано в кассационном порядке. Однако обжалование не приостанавливает данную меру принуждения.

Вывод

Отметим, что данный вопрос может быть решен однозначно только путем внесения соответствующих дополнений в УПК РФ.

Так, органами предварительного следствия С. привлечена к уголовной ответственности за должностное преступление, предусмотренное пп. «а», «в» и «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ (получение взятки). В связи с этим старший следователь Б. в установленном законом порядке обратился в суд с ходатайством о временном отстранении обвиняемой от должности советника главы муниципального образования городского поселения Старая Купавна Ногинского района Московской области.

Рассмотрев указанное ходатайство, Преображенский районный суд г. Москвы вынес постановление от 28.09.2007 о временном отстранении обвиняемой С. от должности с назначением ей государственного пособия в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

При рассмотрении дела суд допустил нарушение уголовно-процессуального закона. Согласно п. 16 ч. 4 ст. 47 УПК РФ обвиняемый вправе участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом вопроса об избрании в отношении его меры пресечения и в иных случаях, предусмотренных пп. 1-3 и 10 ч. 2 ст. 29 УПК РФ, т. е. при рассмотрении ходатайства о временном отстранении от должности. Между тем в материалах дела данные об извещении обвиняемой и ее защитника о дне, времени и месте рассмотрения указанного ходатайства отсутствуют.

При таких обстоятельствах вынесенное судом постановление нельзя признать законным, поскольку суд не обеспечил возможность участия обвиняемого и его защитника при решении вопроса об ограничении конституционного права гражданина на свободный труд, что в соответствии со ст. 409 УПК РФ является основанием для пересмотра судебных решений в порядке надзора.

19 июня 2008 г. Президиум Московского городского суда, руководствуясь ст. 407, 408, п. 2 ч. 1 ст. 379 УПК РФ, постановление Преображенского районного суда г. Москвы от 28.09.2007 в отношении С. отменил и передал дело на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе судей.

ОФОРМЛЯЕМ ОТСТРАНЕНИЕ

В каждом рассмотренном нами случае отстранение от работы должно быть обосновано и надлежащим образом оформлено.

Обратите внимание! Приказ об отстранении работника от работы составляется в произвольной текстовой форме

По общему правилу работодатель должен издать приказ об отстранении работника от работы. Основанием для издания подобного приказа являются документы, фиксирующие наличие оснований для отстранения от работы - документы уполномоченных органов и должностных лиц.

Приказ об отстранении от работы не имеет унифицированной формы и оформляется на бланке приказа по личному составу, применяемом у работодателя. В приказе указываются причины и срок отстранения от работы, причем чаще всего окончание срока отстранения от работы будет определяться не календарной датой, а наступлением определенного события. С приказом об отстранении от работы работник должен быть ознакомлен под роспись.

НА № 6,7‘2004 Время отстранения работника от работы по причинам, предусмотренным законодательством, без начисления заработной платы обозначается в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12 и № Т-13, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) буквенным кодом «НБ» или цифровым «35». Отстранение от работы с оплатой (пособием) в соответствии с законодательством обозначается в табеле буквенным кодом «НО» или цифровым «34».

Допуск работника к работе также необходимо оформить надлежащим образом. Рабодатель, как правило, издает приказ о допуске работника к работе на основании документов, подтверждающих устранение причин, послуживших основанием для отстранения работника от работы. Приказ о допуске работника к работе оформляется в свободной текстовой форме на бланке приказа по личному составу. В нем указывается дата, с которой работник допускается к работе. Работник должен быть ознакомлен с приказом под роспись.

Рассмотрим оформление документов на примере отстранения работника от занимаемой должности по инициативе судебных органов.

Постановление суда о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от должности направляется по месту его работы. Такое постановление служит основанием для издания приказа об отстранении работника от работы (приложение 1). При этом подчеркнем, что в данном случае отстранить от занимаемой должности работника, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, можно только на основании постановления суда.

Так, Н. работала в торговой фирме инженером отдела поставок и закупок. Приказом руководителя она была отстранена от занимаемой должности до окончания следствия и переведена на должность весовщика погрузочно-разгрузочного участка. Приказ был мотивирован ссылкой на представление следователя.

Н. предъявила иск о восстановлении в прежней должности. Суд исковые требования Н. удовлетворил, поскольку отстранение истицы от занимаемой должности было произведено на основании документа, не соответствующего требованиям закона для такой меры. В адрес руководителя фирмы было направлено представление следователя, в котором обращалось внимание на причины и условия, способствующие совершению преступления, и предлагалось с учетом допущенных истицей нарушений в работе решить вопрос о дальнейшем пребывании Н. в должности инженера. Такое представление следователя само по себе не являлось основанием для отстранения истицы от работы.

В соответствии с ч. 6 ст. 114 и п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ в период отстранения от должности подозреваемому (обвиняемому) выплачивается ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

Если необходимость в применении данной меры процессуального принуждения отпадает, следователь (дознаватель) выносит постановление об отмене временного отстранения подозреваемого (обвиняемого) от должности (ч. 4 ст. 114 УПК РФ). Копии постановления следователь (дознаватель) направляет прокурору, по месту работы подозреваемого (обвиняемого) и в соответствующий финансовый орган для прекращения выплат.

Копия указанного постановления является для работодателя основанием для издания приказа о допуске работника к работе (приложение 2) .

Образец приказа о допуске к работе после стажировки

Образец приказа о допуске к работе после стажировки

Повторная проверка знаний и допуск к работе наладчиков приборов безопасности грузоподъемных машин

доктор технических наук,

генеральный директор НПП «Резонанс»

В компанию Резонанс, как к изготовителю приборов безопасности грузоподъёмных машин, поступают запросы о необходимости обучения, повторной проверки знаний и аттестации наладчиков и специалистов по эксплуатационному сопровождению этих приборов, а также о правомочности их проведения отдельными организациями.

Как известно, нормативное регулирование этих вопросов относится к сфере трудового законодательства.

Его целями, согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее в статье - ТК РФ), являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. А основными задачами - создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, включая трудоустройство, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников у работодателя.

Обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности, относится к одному из основных принципов правового регулирования трудовых отношений.

Работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (статья 21 ТК РФ), а обеспечение этой безопасности относится к основным обязанностям работодателя (статья 22 ТК РФ).

Работодатель, кроме всего прочего, обязан обеспечить (статья 212 ТК РФ):
  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

  • обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

  • проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований).
  • Соответственно, решение вопросов обучения, повторной проверки знаний рабочих направлено, в первую очередь, на обеспечение безопасных условий труда самих работников и законных интересов тех лиц, с которыми они взаимодействуют.

    Приём на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора (статья 68 ТК РФ). При заполнении трудовой книжки в разделе Сведения о работе производятся записи о наименовании должности, специальности и профессии с указанием квалификации.

    В случае, если с выполнением работ по определенным специальностям или профессиям связано предоставление льгот, либо наличие ограничений, то эти записи должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным квалификационными справочниками (пункт 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек. утв. постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 69).

    Этими справочниками являются Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), выпуск 3, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.04.2007 243 и Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР). принятый постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 367.

    Тарифно-квалификационные характеристики применяются при тарификации работ и присвоении квалификационных разрядов рабочим в организациях независимо от формы их собственности и организационно-правовых форм, где имеются производства или виды работ, указанные в соответствующем разделе справочника.

    Виды работ, отнесенные к эксплуатационному сопровождению приборов безопасности грузоподъёмных машин, в ЕТКС включены в раздел Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы и относятся к наименованию профессии рабочего Наладчик строительных машин 5, 6 или 7 разряда (ЕТКС, §§276-278, код профессии 14993). Виды работ по считыванию и обработке информации регистраторов параметров грузоподъёмных машин относятся к этой же профессии.

    Таких профессий как Наладчик приборов безопасности грузоподъёмных машин и Специалист по считыванию и обработке информации регистраторов параметров, согласно ЕТКС и ОК 016-94 (ОКПДТР), не существует. Соответственно, квалификационная комиссия образовательного учреждение не вправе присвоить прошедшему обучение (переподготовку) профессию Наладчик приборов безопасности и выдать ему диплом или свидетельство о получении такой профессии, отсутствующей в ЕТКС и в указанном Перечне.

    Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов (ПБ 10-382-00). утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 1998 и Типовая инструкция для наладчиков приборов безопасности грузоподъёмных кранов (РД 10-208-98 [РДИ 10-474(208)-02]), утв. постановлением Госгортехнадзора России от 28.05.1998 33 (даты внесения изменений в документы в настоящей статье не приводятся), содержат понятие Наладчик приборов безопасности грузоподъёмных кранов. Однако эти документы не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и официально не опубликованы. Они не являются нормативными правовыми актами и не могут содержать правовых норм, обязательных для исполнения.

    В частности, как указано в Определении Высшего Арбитражного суда РФ от 18.12.2008 по делу 12581/08, Правила ПБ 10-382-00, как технический акт, не содержат норм права, определяющих правила поведения субъектов регулируемых отношений

    Работа наладчика требует специальных знаний и специальной подготовки. Соответственно, поступающий на работу при заключении трудового договора, кроме прочих документов, должен предъявить работодателю документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (статья 65 ТК РФ).

    Работник вправе предъявить любой документ о наличии у него образования, квалификации или специальных знаний как по профессии Наладчик строительных машин, так и по любой смежной профессии - Наладчик приборов, аппаратуры и систем автоматического контроля, регулирования и управления (наладчик КИП и автоматики), Слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре, Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике и т. п.

    По каждой профессии в ЕТКС приведены определенные квалификационные требования и объёмы знаний, которыми должен овладеть обучающийся для получения диплома об образовании по этой профессии. Если эти требования и объёмы знаний соответствуют тем видами работ, которые должен выполнять работник, то руководитель организации-работодателя вправе принять его на работу по профессии Наладчик строительных машин независимо от того, по какой профессии у него имеется диплом о полученном образовании. Соответственно, при наличии у работника диплома об образовании по любой смежной профессии, дополнительное обучение по профессии Наладчик строительных машин не требуется.

    Должность, на которую принят работник в организации, может не совпадать с его профессией.

    Напомним, что профессия (от латинского professio - официально указанное занятие, profiteer - объявляю своим делом) - это род трудовой деятельности (занятий) человека, предмет его постоянных занятий, являющийся обычно источником существования, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, приобретённых в результате специальной подготовки (обучения), опыта и стажа работы, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.

    Специальность - это вид занятий в рамках одной профессии, требующий конкретных знаний, умения и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач, функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии.

    А должность - это служебное положение (служебное место) работника на предприятии, определяющее круг его полномочий и ответственности, которую может исполнять человек, владея любой профессией или специальностью. Так, директором школы может быть учитель любой специальности: физик, математик и т. д.

    Наладчик приборов безопасности грузоподъёмных машин - это не профессия, а одна из специальностей в рамках профессии Наладчик строительных машин.

    Трудовое законодательство не обязывает работодателя во всех случаях следовать тарифно-квалификационным справочникам в наименованиях должностей, поскольку при нынешнем разнообразии должностей справочники не могут учесть все существующие наименования.

    В трудовом договоре и в трудовой книжке работника, осуществляющего эксплуатационное сопровождение приборов безопасности грузоподъёмных машин, в соответствии со штатным расписанием организации-работодателя, может быть указана должность как Наладчик строительных машин, соответствующая профессии, имеющейся в ЕТКС, так и любая другая. В том числе на должность Наладчик приборов безопасности, либо самостоятельно установленную работодателем.

    Однако если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям, в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами, связано предоставление компенсаций и льгот, либо наличие ограничений, то их наименования и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (ЕТКС), утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (статья 57 ТК РФ).

    В противном случае работник не может иметь каких-либо компенсаций и льгот.

    В действующих актах законодательства не установлены нормы, обязательные для исполнения, устанавливающие более жесткие, чем это указано в ТК РФ, требования к порядку обучения и допуска к работе Наладчиков строительных машин и, тем более, Наладчиков приборов безопасности грузоподъёмных машин.

    Различные рекомендации государственных органов, в том числе Ростехнадзора (различные руководящие документы (РД) и Правила (ПБ), информационные письма и т.д.), содержащие ссылки на необходимость отдельной подготовки и аттестации наладчиков приборов безопасности, не порождает таких обязанностей в силу правового статуса этих рекомендаций (не обязательных к исполнению).

    В соответствии с положениями абзаца 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов, организация обязана иметь в штате работников специальной квалификации, занятых на опасном производственном объекте. Но только в том случае, если законом предусмотрены определенные квалификационные требования к таким работникам.

    Подготовка по профессии Наладчик строительных машин, в соответствии с Перечнем профессий профессиональной подготовки, утвержденном приказом Минобразования России от 29.10.2001 4377, не подконтрольна Ростехнадзору. Эта профессия не входит также в Перечень основных профессий рабочих промышленных производств (объектов), программы обучения которых должны согласовываться с органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденный приказом Ростехнадзора от 29.12.2006 1154.

    Отсюда следует, что отсутствие указанных требований к работникам по профессии Наладчик строительных машин и соответственно, по специальности Наладчик приборов безопасности не налагает на организацию обязанность проводить соответствующее обучение своих работников при их приёме на соответствующие должности. То есть это право организации, но не её обязанность. Вместе с тем, организация вправе самостоятельно определить порядок и методы обучения таких работников (в сторонней организации или собственными силами).

    Квалификация наладчика может быть повышена любым способом, удобным для него и для работодателя. В том числе путем стажировки. Подготовительным этапом является оформление положения о стажировке. Затем следует приём работника и сама стажировка на рабочем месте. В частности, с участием специалистов предприятия-изготовителя новой техники. По окончанию стажировки издается приказ о допуске к самостоятельной работе.

    Контроль и надзор в сфере труда, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 324, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Соответственно, контроль соблюдения установленного порядка допуска к работе наладчиков строительных машин (приборов безопасности) находится в компетенции Роструда, но не Ростехнадзора.

    В настоящее отдельными лицами процедура допуска наладчиков к работе неправомерно приравнивается к процедуре допуска к работе рабочих основных профессий - Машиниста крана (крановщик) (код профессии 13790), Машиниста крана автомобильного (код 13788), Машиниста трубоукладчика (код 14277), Стропальщика (код 18897), Такелажника (код 19081) и т.д.

    В действительности, процедура допуска рабочих основных профессий к самостоятельной работе, кроме инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте, проверки знаний и медицинского осмотра, дополнительно предусматривает обязательное теоретическое и производственное обучение по программам, согласованным с Ростехнадзором.

    Правовой основой деятельности Ростехнадзора по этим вопросам является приказ этой Федеральной службы от 29.01.2007 37 О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и утвержденное этим приказом Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-20-2007). Этот документ является обязательным для исполнения - он зарегистрирован Министерством юстиции РФ, официально опубликован в Российской газете и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 16.04.2007 16.

    Ответственным за организацию обучения и проверки знаний является руководитель той организации, с которой работник находится в трудовых отношениях (работодатель), а в подразделении организации - руководитель подразделения (РД 03-20-2007, пункт 6).

    При этом работникам с высшим и средним специальным образованием, работающим по рабочим специальностям, за теоретический курс обучения засчитывается подтвержденный дипломом теоретический курс по соответствующей специальности в рамках программы подготовки вновь принятых рабочих, а за практический курс - стажировка на рабочем месте (РД 03-20-2007, пункт 11). Из этого следует, что для рабочих любых профессий, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по смежной профессии, дополнительное обучение в образовательном учреждении (учебном центре) не обязательно.

    Если же работник основной профессии (крановщик, стропальщик и т.д.) не имеет необходимого образовательного уровня (ценза) по профилю своей работы, то для оформления его допуска к работе прохождение производственного обучения является обязательным. По окончанию обучения и сдачи итогового экзамена, на основании протокола квалификационной комиссии, обучаемому присваивается квалификация (профессия), разряд и выдается свидетельство об окончании учебного заведения (РД 03-20-2007, пункт 11). Но не документ о допуске к работе.

    Федеральный закон 3266-I Об образовании» не допускает выдачи документа об образовании с ограниченным сроком действия. Соответственно, пункт 1.3 РД 10-208-98, предусматривающий прохождение наладчиками приборов безопасности ежегодной повторной проверки знаний в учебных центрах (пунктах) с соответствующей отметкой в удостоверениях, не подлежит применению как противоречащий требованиям Федерального закона 3266-I Об образовании и нормативного правового акта РД 03-20-2007.

    Отметки в документах об образовании (свидетельствах, удостоверениях, дипломах), указывающие ограниченный срок их действия, являются недействительными.

    После прохождения курса обучения и получения документа об образовании, проверка знаний работника, в том числе повторная, осуществляется лишь организацией-работодателем, к которой образовательное учреждение не имеет отношения.

    При поступлении рабочего основной профессии на работу, он в комиссии организации-работодателя проходит проверку знаний в области безопасности в объеме квалификационных требований и требований производственных инструкций для данной профессии (РД 03-20-2007, пункт 4), инструктаж по технике безопасности, и стажировку (не менее 2-х смен) на рабочем месте (РД 03-20-2007, пункты 18-26).

    Первичный инструктаж по безопасности на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктажи по безопасности, а также периодическую проверку знаний производственных инструкций для конкретных профессий (не реже одного раза в 12 месяцев) также организует организация-работодатель. Эти положения РД 03-20-2007 фактически дублируют нормы статьи 212 ТК РФ.

    Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний и медицинский осмотр, организация-работодатель приказом по организации оформляет его допуск к работе (РД 03-20-2007, пункт 27) и выдает удостоверение на право самостоятельной работы (РД 03-20-2007, пункт 26).

    В настоящее время отсутствует какой-либо федеральный закон или нормативный правовой акт, предусматривающий выдачу удостоверения Наладчик строительных машин или Наладчик приборов безопасности, подтверждающих его допуск к самостоятельной работе. Поэтому руководитель организации-работодателя вправе самостоятельно разработать форму такого удостоверения и выдать его за своей подписью любому наладчику, если сочтет это целесообразным.

    В любом случае удостоверение на право самостоятельной работы как наладчика строительных машин (приборов безопасности) с правом считывания и обработки информации с регистратора параметров, так и рабочего любой другой профессии, выдает та организация, в которой он работает.

    Образовательное учреждение (учебный центр) таких полномочий не имеет и вправе выдавать лишь диплом (свидетельство, удостоверение) об окончании этого учебного заведения.

    Отдельными учебными центрами иногда незаконно и безответственно за определенную плату выдаются комбинированные удостоверения, подтверждающие не только прохождение курса обучения, но и допуск к работе. Причем без медицинского осмотра и инструктажа по охране труда, без проверки наличия необходимой группы по электробезопасности согласно Межотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТ РМ-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00), необходимой при работе на кранах с электрическим приводом, без проверки допуска к работе на высоте согласно Межотраслевым правилам по охране труда при работе на высоте (ПОТ РМ-012-2000), необходимого, например, при работе наладчика на башенных кранах и т.д. На незаконность таких действий, в частности, указала Генеральная прокуратура Российской Федерации.

    Ранее некое подобие легитимности проведения аттестации работников поднадзорных предприятий сторонними частными организациями давало Положение о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (ЕС ОС Ростехнадзора, РД 03-21–2007), утвержденное приказом Ростехнадзора от 02.04.2007 №196.

    Наблюдательным советом ЕС ОС Ростехнадзора Органом по аккредитации было назначено ОАО НТЦ Промышленная безопасность, не уполномоченное Правительством Российской Федерации.

    ОАО НТЦ Промышленная безопасность, на основании пункта 21 РД 03-21–2007, на коммерческой основе выдавало Свидетельства об аккредитации отдельным частным организациям - аттестационно-методическим центрам, проводящим аттестацию и проверку знаний по промышленной, экологической безопасности и электробезопасности у персонала организаций, осуществляющих деятельность на объектах, подконтрольных Ростехнадзору. Как правило, аккредитованная организация, ежеквартально, должна была оплачивать Органу аккредитации (ОАО НТЦ Промышленная безопасность) как минимум 10% от суммы выполненных ею работ.

    По требованию Федеральной антимонопольной службы России, указавшей Ростехнадзору на недопустимость предоставления таких полномочий коммерческой организации ОАО НТЦ Промышленная безопасность, издан приказ Ростехнадзора от 10.03.2009 №142 о признании Положения о ЕС ОС Ростехнадзора (РД 03-21-2007) утратившим силу. Тем самым отменены все полномочия, которые Ростехнадзор предоставлял ЕС ОС Ростехнадзора в лице ОАО НТЦ Промышленная безопасность. ЕС ОС Ростехнадзора фактически превратилась в орган по добровольной сертификации, документы которого не влекут каких-либо правовых последствий.

    В качестве примера, подтверждающего незаконность оформления допуска наладчиков к самостоятельной работе образовательными учреждениями, можно привести позицию Министерства образования Правительства Московской области, выдавшего лицензию на образовательную деятельность головному учебному центру по приборам безопасности - НОУ ИЦ Строймашавтоматизация (НОУ ИЦ СМА).

    Позиция этого Министерства изложена, в частности, в его письме от 30.09.2009 7460-09л/04. Не приводя всего текста этого письма (достаточно объемного), отметим, что в нем прямо указано, что НОУ ИЦ СМА не имеет права заниматься предаттестационной подготовкой и аттестацией специалистов.

    Допуск наладчика строительных машин к самостоятельной работе (после проверки уровня квалификации (аттестации), инструктажа по технике безопасности, стажировки на рабочем месте и медицинского осмотра), как мы указывали, осуществляется приказом той организации, в которой он работает.

    В целом, сложившийся в нашей стране порядок выполнения мероприятий по обучению и оформлению допуска к работе приборов безопасности грузоподъёмных машин умышленно превращён, по нашему мнению, в мутную воду, в которой, как известно, отдельным лицам легче ловить рыбку, соблюдая свои вполне понятные интересы.

    Для деятельности наладчиков приборов безопасности установлена целая серия искусственных административных барьеров, преодолеть которые можно лишь заплатив известным лицам. Например, как указывалось выше, пункт 1.3 РД 10-208-98 незаконно обязывает наладчиков ежегодно проходить повторную проверку знаний в учебных центрах (пунктах) и, соответственно, ежегодно платить по несколько тысяч рублей. Организован сверхприбыльный бизнес - взимание тысяч рублей за каждую отметку в удостоверениях, причем зачастую во время проведения различных семинаров и конференций, проводимых на базах отдыха, в санаториях и т.п. Для их организаторов приятное совмещается незаконным бизнесом.

    Образец приказа о допуске к работе после стажировки

    Ранее в этом бизнесе традиционно принимали участие должностные лица Ростехнадзора. От его имени подписывались, а то и рассылались приглашения на эти мероприятия. Должностные лица Ростехнадзора входили в состав оргкомитетов подобных платных семинаров, конференций, форумов и т.п.

    Источники: www.pro-personal.ru

    Категория: Найм работников | Добавил: Vladrom (28.01.2016)
    Просмотров: 1591 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar