Главная » Статьи » Найм работников |
Специалист кадровой службы + 1С: Зарплата и Управление персоналом 8
объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.
Трудовой договорТрудовой договор - это основной документ, подтверждающий, что стороны заключили между собой именно трудовые отношения, характеристика которых дана в ст. 15 ТК РФ. Другие варианты взаимодействия работодателя (заказчика) и работника (исполнителя) мы рассмотрели в этой статье. Суть трудовых отношений в том, что работник лично выполняет конкретную трудовую функцию за оговоренную плату под контролем работодателя, а работодатель обеспечивает оплату, соответствующие условия труда и социальные гарантии, предусмотренные законодательством. Обращаем ваше внимание на то, что индивидуальные предприниматели должны выполнять те же самые обязанности работодателя, что и организации . за небольшим исключением (например, выплаты выходных пособий по сокращению штата). По трудовому договору работник имеет максимально возможные права и гарантии, а от работодателя такой договор требует не только своевременной оплаты и создания условий труда, но и оформления и хранения множества кадровых документов. Предлагаем подробно рассмотреть документальную процедуру оформления работника в штат. Обязательность индивидуального трудового договораТрудовой договор должен быть заключен индивидуально с каждым работником, нельзя обойтись при приеме на работу только приказом или записью в трудовой книжке. В реальности нередко складываются такие ситуации, когда работник фактически работает в рамках трудовых отношений, но трудовой договор с ним не заключен. Такая ситуация является прямым нарушением трудового законодательства. Согласно ст. 67 ТК РФ при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня начала работы. Если трудовой договор не был оформлен письменно, то он все равно считается заключенным с того дня, когда работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя. Если же складывается ситуация, когда работник фактически работает в рамках трудовых отношений без заключения трудового договора, а работодатель уверяет, что знать не знает об этом, и отказывается признать отношения с этим работником трудовыми, то работнику все равно должно быть оплачено фактически отработанное им время или выполненная работа. Ответственность за это нарушение (вплоть до уголовной) несет лицо, которое фактически допустило работника к работе без ведома работодателя. Конечно, ни для кого не секрет, что в России большое число людей работают неофициально. В году Правительство не досчиталось на официальном рынке труда 20 млн. трудоспособных граждан. Разумеется, эти люди имеют нелегальные источники доходов, и не все из них являются незаконными предпринимателями. Значительная часть из них - это как раз нелегальные работники, за которых работодатели не платят страховые взносы и не удерживают с них подоходный налог. Государству проще решить эту проблему через привлечение к ответственности работодателей, поэтому очень вероятно, что трудовое законодательство будет и дальше ужесточаться. С 1 января года статья 5.27 КоАП РФ об ответственности за нарушение трудового законодательства действует в новой редакции, согласно которой уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа: Содержание трудового договораВ трудовом договоре должны быть обязательно указаны сведения и условия, предусмотренные статьей 57 ТК РФ. Обычно обязательные сведения умещаются в преамбулу (шапку) трудового договора, и к ним относятся: Как видим, эти сведения необходимы для того, чтобы идентифицировать стороны трудового договора, то есть что конкретный работник приступает к работе у конкретного работодателя. Что касается условий трудового договора, то их можно разделить на обязательные и добровольные, указаны и те, и другие в статье 57 ТК РФ. К обязательным условиям относятся:
Если в текст трудового договора не были внесены обязательные сведения или условия, то это не может быть основанием признать его не заключенным или расторгнутым. В таком случае Трудовой кодекс требует дополнить договор, при этом недостающие сведения вписывают непосредственно в текст, а недостающие условия дополняются в виде письменного приложения или дополнительного соглашения сторон. Как дополнительные можно указывать другие условия, которые не должны ухудшать положение работника по сравнению с нормами действующего законодательства. Это может быть условие о неразглашении коммерческой или служебной тайны, об обязанности работника отработать определенный срок после обучения (если оно проводилось за счет средств работодателя), о дополнительном страховании работника, улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи. Особняком среди дополнительных условий стоит условие об испытании . Как видим, трудовой договор накладывает на работодателя жесткие требования по соблюдению прав работника, в том числе ограничивает возможности прекращения такого договора. Условие об испытании дает все-таки возможность работодателю расторгнуть трудовые отношения с работником, деловые качества которого не соответствуют требованиям должности, специальности, квалификации. Предусмотрена возможность испытания статьями 70 и 71 ТК РФ, и под ним понимают проверку соответствия работника поручаемой работе. Указывают условие об испытании при обоюдном согласии сторон, кроме того, такое условие недопустимо для: Срок испытания не может быть больше трех месяцев, а для руководителей организаций и обособленных подразделений, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и их заместителей - шести месяцев, если другой срок не оговорен федеральным законом. Если трудовой договор заключается на срок от двух до шести месяцев, то испытание не может быть больше двух недель. В срок испытания не засчитывают те периоды, когда работник фактически отсутствовал на работе, в том числе по причине болезни. Результатом испытания может быть письменное предупреждение работника о расторжении трудового договора с указанием причин, по которым он признан не выдержавшим испытание. Такое решение работник имеет право обжаловать в суде. Если же срок испытания истек, а работник фактически продолжает работу, не получив такого предупреждения, то расторжение трудового договора допускается уже только на общих основаниях. Работник тоже может письменно сообщить работодателю, что конкретная работа не является для него подходящей. Сроки таких сообщений сторон трудового договора - не позднее трех дней до его расторжения. Срок трудового договораТрудовой договор может быть заключен на неопределенный срок или на определенный период (не более пяти лет). Договоры с указанием срока действия называются срочными, но заключать их можно только в некоторых случаях, предусмотренных статьей 59 ТК РФ: По обоюдному согласию сторон срочный трудовой договор может также заключаться некоторыми категориями работодателей и работников, такими как: Во всех остальных случаях трудовой договор должен заключаться на неопределенный срок, что, конечно, не всегда отвечает интересам работодателя. Если срок срочного трудового договора истек, а стороны не подтвердили прекращения трудовых отношений (то есть работник не был уволен в связи с окончанием срока действия договора), то, по мнению Роструда, необходимо подписать дополнительное соглашение о том, что договор заключается на неопределенный срок. Шаблон трудового договора Прием на работу по трудовому договоруПрием на работу штатного сотрудника происходит в следующем порядке: 1 .Прием и регистрация заявления о приеме на работу, составленного в произвольной форме. Такое заявление обязательно только при оформлении государственных и муниципальных служащих, для всех остальных работников оно может не подаваться. 2 .Направление на медосмотр - также не является обязательным во всех случаях. Документ, подтверждающий прохождение медосмотра, необходим только для лиц до 18 лет и отдельных категорий работников: в пищевой промышленности, общепите, торговле, медработников, тех, кто связан с работой с детьми, работников, занятых в опасных и вредных условиях труда и некоторых других. 3 .До заключения трудового договора работодатель должен под роспись ознакомить работника с локальными (внутренними) нормативными актами, которые имеют отношение к его трудовой деятельности. К этим документам относятся: Вопрос о том, был ли работник ознакомлен с содержанием локальным документов до подписания трудового договора . иногда становится даже причиной судебных разбирательств. Чтобы не быть обвиненными в нарушении трудового законодательства, некоторые кадровые работники разрабатывают журналы ознакомления с внутренними документами, где указывают не только дату, но и точное время того, когда именно работник с ними ознакомился. Это делать необязательно, можно просто в тексте трудового договора в разделе об обязанностях работника прописать подобную фразу …соблюдать правила трудового распорядка, требования по охране и безопасности труда и другие локальные нормативные акты, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, с которыми работник был ознакомлен под роспись. 4 .Работник должен предъявить документы, указанные в статье 65 ТК РФ: Другие документы работодатель требовать не может, если только это не предусмотрено специальными нормативно-правовыми актами. 5 .Работодатель и работник подписывают трудовой договор, составленный в двух экземплярах - по одной для каждой стороны. В экземпляре договора, который хранится у работодателя, необходимо предусмотреть место еще для одной подписи работника Экземпляр трудового договора получил(а). Подписанный договор регистрируют в книге или журнале регистрации трудовых договоров, который разрабатывается в произвольной форме. 6 .На основании подписанного трудового договора издается приказ о приеме на работу по форме № Т-1. Образец такого приказа можно скачать здесь. Приказ регистрируется в книге регистрации приказов и предъявляется работнику в трехдневный срок со дня фактического начала работы. Содержание приказа о приеме на работу или инструкции о должностных обязанностях не должно расходиться с условиями индивидуального трудового договора. 7. Заключительным шагом при приеме работника в штат будет внесение записи в трудовую книжку и оформление личной карточки работника по форме № Т-2. Ведение личного дела работника обязательно только для государственных и муниципальных служащих, в остальных случаях такое дело можно не заводить. Если работодатель ведет личные дела работников, то на работника надо завести папку с внутренней описью документов. В такие личные дела помещают автобиографию, анкету, резюме, заявление о приеме на работу, рекомендации и характеристики, медсправки, копии документов, предъявляемых при приеме на работу, трудовой договор, выписку из приказа о приеме на работу, личную карточку и др. документы, имеющие отношение к трудовой деятельности. Ошибки при заключении трудового договораДолжность, указанная в трудовом договоре, не прописана в штатном расписании работодателя . Штатное расписание - это внутренний документ, в котором есть перечень структурных подразделений (например, администрация, отдел по продажам, склад) и название должностей (например, главный инженер, инженер-механик, инженер-наладчик). Кроме того, в штатном расписании приводятся данные о количестве штатных единиц, тарифной ставке или окладе, надбавках, если он есть, и месячном фонде оплаты труда. Принимать работника на должность, которая не включена в штатное расписание, нельзя. На это указывает и ст. 57 ТК РФ, и решения судов, и письма Роструда. Если конкретная трудовая функция связана с предоставлением компенсаций, льгот или накладывает ограничения, то наименование такой должности, профессии или специальности должно быть прописано так же, как в квалификационных справочниках. Таких справочников два: один для рабочих, другой для руководителей, специалистов и служащих, утверждены они Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787. Должности и специальности, не указанные в квалификационных справочниках, могут называться произвольно, но они должны отражать то, какую трудовую функцию будет выполнять работник. В трудовом договоре прямо не указан размер оклада или тарифной ставки. Не допускается в трудовом договоре указание размера заработной платы через отсылку на другой документ, например, на штатное расписание. Если в тексте уже действующего договора условие об оплате труда прописано не явно, а в виде текста …оплата труда согласно штатному расписанию, то надо заключить дополнительное соглашение к такому договору, где оклад будет указан прямо. Неправильно прописан порядок выплат премий . Момент, на который некоторые работодатели не обращают должного внимания - это формулировка выплаты премий и других доплат. Например, работодатель просто указывает в трудовом договоре фиксированный размер премии без того, чтобы привязать ее выплату к конкретным условиям. В таком случае она становится обязательной частью ежемесячных выплат, то есть фактически частью зарплаты. За истребованием этой премии работник может обратиться в суд, который его поддержит. Чтобы таких ситуаций не возникало, формулировать пункт о премиях надо с указанием премиального периода (по итогам месяца, квартала, полугодия, года) и каким-то производственным условием (например, если был достигнут определенный объем продаж или производства). В трудовом договоре установлены материальные штрафные санкции . Иногда работодатели прописывают в договоре удержания из зарплаты работника за опоздания, невыполнение плана, несоблюдение трудовой дисциплины или правил внутреннего распорядка. Такие условия недопустимы. Наказания для работников могут быть только дисциплинарного характера - замечание, выговор, увольнение. Удерживать из зарплаты работника в пользу работодателя можно только суммы подотчетных денег, неизрасходованных и не возвращенных командировочных, переплаты заработка из-за счетной ошибки, неотработанного аванса, нанесения материального ущерба работодателю, и то - не более чем 20% от зарплаты. Кадровые документыПри приеме на работу, кроме самого трудового договора, работодатель должен оформить и, в дальнейшем, вести еще целый ряд документов по учету кадров, учету рабочего времени и расчетов по оплате труда. Утверждены эти документы и порядок их применения Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 5 января 2004 года № 1. Актуальные формы вы можете скачать здесь: Прекращение трудового договораПрекращение трудового договора регулирует глава 13, а гарантии и компенсации работникам, связанные с этим, указаны в главе 27 ТК РФ. Основания прекращения трудовых отношений можно разделить на группы: двустороннее согласие сторон, инициатива одной из сторон или наличие определенных обстоятельств.
Оформляется прекращение трудового договора приказом по форме № Т-8, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись. В день прекращения трудового договора работодатель должен произвести расчет с работником и выдать ему трудовую книжку с записью об основании и причине прекращения трудовых отношений. 1С:Предприятие 7.7. Комплексная поставкаСистема программ "1С:Предприятие" предоставляет широкие возможности ведения автоматизированного учета на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от их вида деятельности и формы собственности, с различным уровнем сложности учета. Система программ "1С:Предприятие" позволяет организовать эффективный бухгалтерский, кадровый, оперативный торговый, складской и производственный учет, а также расчет заработной платы. В комплексную поставку входят основные компоненты системы программ "1С:Предприятие" а также основные конфигурации Пользователи могут применять конфигурации, входящие в новую комплексную поставку, как по отдельности, пользуясь средствами обмена данных, так и совместно, подобрав для себя подходящий вариант работы с системой. Выбор конфигурации зависит, прежде всего, от решаемых задач, от типа деятельности и структуры конкретного предприятия, уровня сложности ведения учета и других условий. Комплексная конфигурация "Бухгалтерия+Торговля+Склад+Зарплата+Кадры"Комплексная конфигурация "Бухгалтерия+Торговля+Склад+Зарплата+Кадры" является наиболее мощным прикладным решением системы программ "1С:Предприятие". Это решение базируется на трех компонентах системы "1С:Предприятие" и объединяет в себе функциональность отдельных конфигураций "1С:Предприятия 7.7" (см. подробнее "1С:Бухгалтерия", "1С:Торговля и Склад", "1С:Зарплата и Кадры"). Главное преимущество использования для учета хозяйственной деятельности комплексной конфигурации состоит в том, что в ней не только поддерживается единое информационное пространство, но также реализуется автоматическое отражение в бухгалтерском учете данных оперативного учета торговой деятельности и результатов расчета заработной платы с необходимой степенью детализации. Формирование проводок по документам оперативного учета обеспечивает отражение в бухгалтерском учете торговых операций, оформляемых соответствующими документами. В свою очередь, этот механизм позволяет получить бухгалтерские проводки за любой произвольный период, начиная от одного дня. Данная возможность позволяет ускорить внедрение конфигурации, упрощает ее использование и облегчает поиск учетных ошибок. Кроме автоматического отражения в бухгалтерском учете результатов торговой деятельности и расчета заработной платы, комплексная конфигурация поддерживает возможность загрузки бухгалтерских проводок, сформированных по результатам работы в конфигурациях "Торговля+Склад" и "Зарплата+Кадры". В конфигурации существует три отдельных направления учета, другими словами, цепочки "документ - внутренний механизм учета - отчет": Эти направления учета, как правило, являются необходимыми большинству предприятий, занимающихся торговой деятельностью. Направления во многом базируются на общей информации: они часто используют общие справочники и первичные документы. Это позволяет избегать повторного ввода одной и той же информации. Например, единый документ "Расходная накладная" отражается и в торговом учете, и в бухгалтерии. При ведении столь разнообразного учета в единой базе данных появляется возможность получать сводные консолидированные отчеты, базирующиеся на информации из разных направлений учета. Например, книга продаж: счета-фактуры по большей части оформляются при ведении торговой деятельности, но бывают и случаи продажи основных средств и прочих активов, учитываемых в бухгалтерии. Еще одна определяющая особенность учета в Комплексной конфигурации - это многофирменный учет. В единой базе данных можно вести учет от имени различных юридических лиц. Финансовый и бухгалтерский учет построен таким образом, что любые отчеты формируются получить как по отдельной фирме, так и в целом по холдингу. А при вводе документов легко можно поменять фирму, от чьего имени оформлен документ;на основании одного документа выписать другой, от другой фирмы и т.д. Кадровый учет и расчет зарплаты, при этом, ведется в разрезе юридических лиц. Возможности комплексной конфигурацииВозможности торгового учетаБухгалтерский учет, а также учета зарплаты и кадров, в значительной степени универсальны - они подходят большинству предприятий всех видов деятельности. А торговый учет, в соответствии со своим названием, делает конфигурацию ориентированной на предприятия, занимающиеся торговой деятельностью. Торговый учет в Комплексной конфигурации базируется на компоненте "Оперативный учет" системы программ "1С:Предприятие". Эта компонента ориентирована на автоматизацию оперативного управления деятельностью компании: на мгновенный доступ к информации, актуальной на "текущий момент", на быстрый ввод и проведение большого потока документов. В отличие, например, от бухгалтерского учета, торговый учет позволяет не только фиксировать те или иные хозяйственные операции уже после их совершения, но и предоставляет информацию для принятия решений в реальном времени. Торговому учету можно дать еще и такое определение: это оперативное управление торговой деятельностью. Кроме того, торговый учет "берет на себя" ряд функций, таких, например, как расчет себестоимости ТМЦ, "разбор" взаиморасчетов (оплата или предоплата). Он избавляет, разгружает от всего этого бухгалтерию, предоставляя ей готовые цифры. Торговый учет автоматизирует следующие схемы деятельности предприятия: Учет товаров ведется в количественном и стоимостном выражении, в самых разнообразных разрезах, в первую очередь в разделении по складам и по партиям прихода. При этом возможны методы подбора себестоимости и списания партий по FIFO, по LIFO, "по средней". Себестоимость товара может учитываться в любой валюте. Для каждого товара может быть задано неограниченное количество цен реализации по различным категориям, в любой валюте. Торговый учет включает учет взаиморасчетов с поставщиками и покупателями, контроль выданных и полученных товарных кредитов, "скользящий" автоматический механизм учета расчетов "предоплата - кредит - оплата". Сальдо взаиморасчетов, размер кредита могут вестись в любой валюте. В торговом учете рассчитываются налоги (налог на добавленную стоимость и налог с продаж), содержатся все необходимые данные для отражения в бухгалтерском учете при различных схемах исчисления выручки (по отгрузке или по оплате). В торговом учете ведется контроль заказов товаров покупателями (на основании выписанных счетов) с возможностью резервирования товаров. В новой редакции реализованы следующие возможности торгового и складского учета: Освоены новые области торгового и управленческого учета: В редакции 4.3 конфигурации нашли более полное отражение потребности управленческого учета: Особое внимание разработчиков конфигурации уделено повышению "прозрачности" конфигурации для сопровождающих ее специалистов у конечных пользователей. Наличие в модулях конфигурации большого количества комментариев делает ее понятной для выполнения настройки конфигурации в соответствии с пожеланиями заказчика. Конфигурация адаптирована к работе в режиме распределенной информационной базы, что позволяет при использовании компоненты "Управление распределенными информационными базами" начать работу с конфигурацией практически сразу, без доработки. Управленческий и финансовый учетКомплексная конфигурация позволяет вести одновременно два вида учета торговой деятельности: управленческий и финансовый учет. Основная цель управленческого учета - формирование информации о деятельности компании для внутреннего пользования, т.е. для собственников, руководителей и сотрудников компании. Финансовый учет ведется для правильного отражения деятельности всех фирм, составляющих компанию, в бухгалтерском учете. Он предназначен, в первую очередь, для подготовки информации, необходимой для внешних пользователей (инвесторов, кредиторов, налоговых органов). Из-за разных подходов и требований к ведению управленческого и финансового учета, из-за разного наполнения информацией эти два вида учета разделены. Управленческий и финансовый учет существуют как бы "параллельно". Вводя любой документ, пользователь может отнести его или к управленческому, или к финансовому типу учета, или обеим сразу. Для этого у документов существует специальный реквизит - "Тип учета", который может принимать значения "Управленческий", "Финансовый", "Общий". В зависимости от его значения документ проводится по одному из видов учета или по обеим сразу. Далее можно получать отчеты независимо по управленческому и финансовому учету. Во многом управленческий и финансовый учет построены одинаково, но у них есть и определенные различия. Финансовый учет - многофирменный. То есть и товары, и взаиморасчеты с контрагентами разделены между набором собственных фирм, входящих в холдинг. В управленческом учете все учитываемые средства объединены - считается, что у них один собственник - ваша корпорация. Именно в управленческом учете себестоимость товаров и сальдо расчетов с контрагентами может вестись в произвольной валюте. В финансовом же учете все средства учитываются в одной валюте, в той же, в которой ведется бухгалтерский учет. Резервирование товаров ведется только в управленческом учете. В финансовом учете не ведется также учет наличных денежных средств, потому что он ведется в бухгалтерии. Только финансовый учет имеет свое отражение в бухгалтерии - специальная процедура генерирует проводки по данным финансового учета. Документы и регистрируемые операции Более подробное представление об операциях, автоматизированных в торговом учете Комплексной конфигурации, может дать краткое перечисление документов, задействованных в нем. Вот список документов и операций, совершаемых ими: Отчеты торгового учета Комплексная конфигурация имеет много возможностей просмотра и анализа накопленной информации. Эти возможности реализуются с помощью набора отчетов: Возможности бухгалтерского учетаВ Комплексной конфигурации реализована методология учета, разработанная в строгом соответствии нормативной базой по ведению бухгалтерского учета хозрасчетными организациями. В рамках этой концепции предложены: Система бухгалтерского учета универсальна - она подойдет практически любым хозрасчетным предприятиям и организациям. Специфика деятельности предприятия, проявляющаяся в организации учета по основным видам деятельности (в данном случае это торговая деятельность), по расчету зарплаты, вынесена в отдельные направления Комплексной конфигурации. В бухгалтерском же учете производится только регистрация результатов этих направлений учета в "стандартном" виде. Кроме того, ведется учет прочих операций (по ОС, НМА), который организован по требованиям и в соответствии с нормативной базой, и потому является однотипным для многих организаций. С помощью Комплексной конфигурации в одной базе данных можно вести бухгалтерский учет по нескольким собственным фирмам и получать раздельную или консолидированную отчетность. Учет основных средств и нематериальных активов Для учета основных средств и нематериальных активов в конфигурации задействованы: В конфигурации предложено четыре способа начисления амортизации основных средств и три - нематериальных активов;амортизация может начисляться помесячно или один раз в году. Учет затрат и расходов Учет затрат, расходов и издержек обращения в Комплексной конфигурации организован с использованием многомерной аналитики. Специальный документ - "Закрытие месяца" автоматически рассчитывает суммы и формирует проводки по закрытию счетов затрат, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета производственной и торговой деятельности. Формирование проводок и закрытие месяца В бухгалтерском учете производится регистрация результатов торговой деятельности и расчетов заработной платы. Эта процедура выполняется с помощью специальных документов. Проводки по торговым операциям могут быть сформированы как сводными - за период в целом, так и детально, по каждому торговому документу в отдельности. Способ формирования определяется для каждого периода отдельно. Так же полностью автоматически формируются проводки по результатам начисления и выдачи (или перечисления) заработной платы, начисления сопутствующих налогов, расчета торгового наложения в розничной торговле. Завершает ведение бухгалтерского учета документ "Закрытие месяца", который автоматически закрывает счета учета затрат, расходов, издержек и производит определение финансовых результатов (формирование прибыли / убытка). Стандартные отчеты Для контроля и анализа данных бухгалтерского учета в Комплексной конфигурации предложено большое количество так называемых "стандартных" отчетов. С помощью этого набора отчетов можно анализировать любые счета и объекты аналитического учета. В него входят: Все эти отчеты позволяют получать информацию как по отдельной фирме, так и по всему холдингу в целом. Регламентированные отчеты Кроме стандартных, в Комплексную конфигурацию включено большое количество регламентированных отчетов - отчетов, которые предписано предоставлять в МНС, фонды, органы статистики и т. Источники:
| |
Просмотров: 1058 | |
Всего комментариев: 0 | |