Главная » Статьи » Ответственный работник |
Зачем нужен приказ, возлагающий обязанности по ведению трудовых книжекСодержание статьи Каждый работодатель обязан на своем предприятии организовать отдел либо нанять сотрудника, ответственного за учет, хранение и последующую выдачу трудовых книжек при увольнении работников. Такой специалист или несколько специалистов будут не только нести ответственность за трудовые книжки и их заполнение. После принятия такого специалиста на работу руководитель предприятия должен издать приказ о возложении обязанностей по ведению трудовых книжек. Ответственность за нарушение обязанностей
Если приказ отсутствует, должностное лицо, осуществляющее проверку, обязано вынести предписание, согласно которому данное нарушение должно быть устранено. В случае несвоевременного оформления такого документа, как приказ о возложении обязанностей по учету ведения трудовых книжек, или его отсутствия, для данного предприятия и его руководства будут применены соответствующие меры. Так, за нарушение трудового законодательства предусмотрено следующее наказание; Нюансы оформления приказаОформляя приказ о возложении ответственности за ведение трудовых книжек. желательно не распределять между несколькими сотрудниками ряд функций и обязанностей. Как оформлять книгу учета трудовых книжек и на кого возлагать обязанности по их ведению и хранению, если директор- единственный сотрудник?ВопросДобрый день! У меня два вопроса. Первый - в организации произошла смена директора, он был единственным участником и единственным сотрудником. Сейчас избрали нового директора. Нужно ли заводить новый журнал учета движения трудовых книжек или можно продолжать старый и как должен звучать приказ о возложении ответственности за ведение, хранение и выдачу трудовых книжек, если ген.директор единственный сотрудник. И второй вопрос: В организации большой документооборот. Можно ли издать приказ о предоставлении права подписи заместителю генерального директора, в том числе на подписание документов об увольнении. Заранее благодарю, с уважением, Ирина. ОтветРассмотрев Ваши вопросы, можно ответить: Трудовые книжки являются документами строгой отчетности, поэтому законодательством определен порядок их учета и хранения. В соответствии с пунктом 41 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, с целью учета трудовых книжек, а также бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, работодатель обязан вести книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, а также приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее. Требования по оформлению приходно-кассовой книги и книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них изложены в пункте 41 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, где говорится, что вышеперечисленные книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы. При этом книга учета ведется годами (начата __ _____ 200__) и не может быть закрыта (окончена ___ _____ 200__) до тех пор, пока не уволится последний работник, чья трудовая книжка зарегистрирована в ней. Записи книги нумеруются сквозными номерами, т.е. с начала нового года ставится следующий после последней записи предыдущего года номер. Поэтому желательно для книги учета взять журнал с плотной обложкой и жестким переплетом, поскольку она будет вестись долго. После заполнения всех страниц книги, на обложке ставится дата окончания. После чего книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них сдается в архив организации, где хранится 50 лет. Таким образом, можно сказать, что книга учета движения трудовых книжек ведется с начала деятельности организации и по заполнение всех страниц либо по окончание деятельности данной организации. При этом, законодательство не содержит каких-либо указаний на ее переоформление в случае смены руководителя организации. Приказ о возложении обязанности по приобретению, хранению и ведению трудовых внижек может весьма лаконичным : Приказ: Обязанности по приобретению, хранению, учету и ведению трудовых книжек возлагаю на себя Пава и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления организации (как правило, руководителем, как ее единоличным исполнительным органом) или уполномоченными им лицами в порядке, установленном Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами и локальными нормативными актами. Таким образом, подписать соответствующий приказ или трудовой договор со стороны организации может любое уполномоченное на это лицо. При этом, в приказе или шапке трудового договора будет указано ФИО лица, которого уполномочили на подписание соответствующих документов, и указан документ, согласно которому указанному лицу были переданы полномочия (это может быть Устав, доверенность, решение учредителей и т.п.). Теперь к вопросу о том, как же именно должны передаваться полномочия на основании какого документа. Трудовое законодательство конкретную процедуру умалчивает. Такая процедура передачи полномочий может быть прописана в Уставе организации. При наличии такого описания следует действовать четко в соответствии с Уставом. Если же в Уставе конкретный порядок отсутствует, то можно руководствоваться следующим. При проведении юридической экспертизы документов, подписанных исполняющим обязанности (врио) встречаются три варианта оформления передачи полномочий руководителя (как полностью, так и частично): 1) на основании приказа; 2) на основании доверенности (выданной руководителем организации или нотариусом); 3) на основании решения уполномоченного органа управления юридического лица. Действующим законодательством предусмотрено, что единоличный исполнительный орган общества (руководитель) без доверенности действует от имени ООО и АО, в том числе и в трудовых правоотношениях (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью , ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ Об акционерных обществах ) Свои полномочия (включая оформление трудовых договоров) руководитель ООО и АО может делегировать другим работникам. При этом Трудовой кодекс РФ упоминает институт уполномоченных представителей юридического лица в следующих ситуациях: - права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются в том числе уполномоченными ими лицами в порядке, установленном учредительными документами организации и локальными нормативными актами (ч. 6 ст. 20); - одним из обязательных условий трудового договора являются сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями (ч. 1 ст. 57), При этом ответ на вопрос о порядке делегирования полномочий в указанных случаях отсутствует. Возможность подписания приказов и иных локальных нормативных актов не только руководителем организации, но и уполномоченным им на это лицом предусмотрена и подзаконными нормативными актами. Например, Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты ). Не дает ответ на этот вопрос при указанных обстоятельствах и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации , позиция которого, изложенная в п. 12, сводится к тому, что никакие конкретные документы, подтверждающие временную передачу полномочий руководителя, не упоминаются, а указывается лишь, что представителем работодателя является лицо, которое в соответствии с учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено соответствующими полномочиями. Подробнее рассмотрим, каждый из возможных вариантов: Приказ По вопросу достаточности лишь приказа для подтверждения временной передачи полномочий руководителя судебная практика противоречива. К примеру, ФАС Восточно-Сибирского округа в своем Постановлении от 12.03.2009 N А19-7218/07-57-5-52-Ф02-826/09 по делу N А19-7218/07-57-5-52 приходит к выводу о том, что приказа о передаче полномочий на время отсутствия руководителя, подписанного руководителем организации, достаточно для того, чтобы считать полномочия на подписание приказов по обществу переданными. Большинство же судов придерживаются иного мнения. ФАС Московского округа в своем Постановлении от 09.01.2004 по делу N КГ-А41/10211-03 посчитал незаконным принятие отказа от кассационной жалобы, который подписан исполняющим обязанности генерального директора, действующим на основании приказа генерального директора, так как, по мнению суда, руководитель назначается решением общего собрания, а полномочия и случаи исполнения его обязанностей уставом общества не предусмотрены. Следовательно, суды в своем большинстве исходят из того, что назначить работника исполняющим обязанности руководителя ООО и АО может только уполномоченный орган или лицо, которое определяется уставом организации. Доверенность Несомненно, что исполняющее обязанности руководителя лицо, представляя интересы организации, действует не от себя, а от имени работодателя. Следовательно, представление таких интересов носит универсальный (как внешний , так и внутренний ) характер, включая правоотношения с работником как стороной трудового договора, заключенного между организацией и физическим лицом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в правоотношениях с работником, необходимо руководствоваться ст. 185 ГК РФ, регулирующей порядок оформления доверенностей, так как: - трудовое законодательство не дает ответ на вопрос о порядке делегирования полномочий руководителем организации; - права (полномочия выступать от имени работодателя) невозможно передать без обязанностей (так как их неисполнение повлечет ответственность работника, наделенного такими правами, перед лицом, наделившим его такими правами, - работодателем), так как они неразрывно связаны между собой; - лицо, которому переданы полномочия на подписание кадровой документации, действует не от своего имени, а от имени работодателя, то есть представляет его интересы. А законодательное регулирование вопроса представительства интересов юридического лица перед третьими лицами предусмотрено лишь нормами ГК РФ. Таким образом, передача полномочий может быть оформлена доверенностью. Решение уполномоченного органа управления юридического лица, в чьей компетенции находилось избрание единоличного исполнительного органа общества В таком решении следует оговорить, какими полномочиями наделяется исполняющий обязанности. Это может быть реализовано несколькими способами, которые зависят от того, какие полномочия передаются. Если лицу, исполняющему обязанности руководителя, передаются все полномочия, то в таком решении достаточно указания на то, что передаются полномочия руководителя, указанные в уставе организации. Если же исполняющего обязанности решили наделить не всеми полномочиями, а только их частью, то необходимо перечислить каждое из передаваемых полномочий. Эта точка зрения основана на законодательстве о хозяйственных обществах (ст. 42 Закона N 14-ФЗ, п. 4 ст. 69 Закона N 208-ФЗ), которым предусмотрена определенная процедура передачи полномочий, включающая как одно из обязательных условий принятие решения по этому вопросу постоянно действующим коллегиальным органом общества или общим собранием участников (акционеров) - в зависимости от того, к чьей компетенции отнесен вопрос об избрании (назначении) руководителя. В этом случае в выдаче доверенности нет никакой необходимости. Данный вывод также подтверждает судебная практика. Так, ФАС Московского округа, признавая совершение юридически значимых действий надлежащим лицом, в своем Постановлении от 08.11.2005 N КГ-А40/10707-05 указал, что в соответствии со ст. 33 Закона N 14-ФЗ вопросы, связанные с порядком образования, функций исполнительных органов общества, передачи полномочий исполнительного органа управляющей организации или управляющему, входят в компетенцию общего собрания участников общества. Таким образом, общее собрание участников ООО было вправе наделить лицо полномочиями единоличного исполнительного органа (генерального директора) общества. Следовательно, из перечисленных выше способов передачи полномочий руководителя организации наиболее правомерным является передача полномочий на основании решения уполномоченного органа управления юридического лица, в чьей компетенции находится избрание единоличного исполнительного органа общества, доверенность на исполнение тех или иных обязанностей. Одного приказа в ряде случаев может быть не достаточно, если порядок передачи полномочий не регламентирован в Уставе. Дополнительно отметим, что за исполнение обязанностей, которые не предусматривает трудовая функция работника, такому сотруднику положены соответствующие доплаты (смотрите п.1 и п. 2 ответа). Таким образом, можно сказать, что право подписи кадровых документов возложить на сотрудника своей компании Вы можете одним из следующих способов: 1) на основании приказа; 2) на основании доверенности (выданной руководителем организации или нотариусом); 3) на основании решения уполномоченного органа управления юридического лица. Подробности в материалах Системы: Ответ: Как учитывать и хранить трудовые книжки Учет трудовых книжек Трудовые книжки являются документами строгой отчетности, поэтому законодательством определен порядок их учета и хранения ( раздел VI Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 ). Каждая организация обязана вести специальные книги по учету трудовых книжек. Первая из них - приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее ( приложение 2 к постановлению Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69). Вторая - книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них ( приложение 3 к постановлению Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69). Приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее ведется в бухгалтерии организации. Записи в нее вносите сразу после получения бланков от распространителя. В книге обязательно укажите сведения обо всех операциях, связанных с приобретением и расходованием закупленных трудовых книжек и вкладышей в них с указанием серий и номеров. А также внесите информацию о стоимости бланков. Книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них должна вести кадровая служба организации. Но если такой службы нет, то эта обязанность обычно возлагается на бухгалтерию. В эту книгу внесите сведения о дате приема сотрудника на работу, его фамилию, имя, отчество, серию и номер трудовой книжки и вкладыша, должность, место работы, а также реквизиты документа, на основании которого оформлен прием сотрудника на работу. Все листы в обеих книгах должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы. Ответственность за отсутствие учета За отсутствие книг учета трудовых книжек или неправильное их оформление трудовая инспекция может оштрафовать организацию и ее должностных лиц. Размер штрафа составляет: Такие меры ответственности предусмотрены статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Руководитель (должностное лицо) организации, который ранее уже привлекался к ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, может быть дисквалифицирован на срок от одного года до трех лет ( ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ ). Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Ответ: Как оформить временное исполнение обязанностей генерального директора другим сотрудником Случаи временного исполнения обязанностей гендиректора Временное исполнение обязанностей руководителя организации требуется в случаях, когда он по каким-то причинам отсутствует (болеет, находится в командировке, отпуске и т. п.). Приказ о возложении полномочий гендиректора Как правило, временное исполнение обязанностей генерального директора возлагается на его заместителя. Если у генерального директора нет заместителя, в должностные обязанности которого входило бы временное выполнение функций руководителя, то эти обязанности возложите на другого сотрудника. В этом случае генеральный директор должен издать приказ о временном возложении обязанностей руководителя организации на этого сотрудника ( п. 1 Порядка, утвержденного разъяснением от 29 декабря 1965 г. Госкомтруда СССР № 30 и Секретариата ВЦСПС № 39 ). В приказе нужно прописать конкретные обязанности сотрудника, замещающего руководителя. Например, подписывать приказы по кадрам, счета-фактуры и т. д. ( указания. утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. п. 6 ст. 169 НК РФ ). Порядок временного замещения руководителя можно прописать в уставе организации ( п. 2 ст. 12 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ. ст. 11 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ ). В уставе, в частности, может быть предусмотрен порядок избрания (назначения) нового руководителя организации на время отсутствия старого (например: в случае его ареста). Доверенность на осуществление полномочий гендиректора Если устав организации не предусматривает возможности передачи полномочий в отсутствие генерального директора, то необходимо оформить доверенность. Она призвана регулировать внешние отношения организации (в частности, отношения с контрагентами). В доверенности укажите переданные доверенному лицу полномочия. Доверенность от имени организации должен подписать ее руководитель (или иное лицо, уполномоченное на это учредительными документами) с приложением печати этой организации ( п. 5 ст. 185 ГК РФ ). Ее можно выдать на срок не более трех лет. Если срок в доверенности не указан, она будет действовать лишь в течение одного года с момента ее выдачи. Такие правила установлены в пункте 1 статьи 186 Гражданского кодекса РФ. Доверитель может в любое время отменить доверенность. А сотрудник, которому она выдана, вправе в любое время от нее отказаться. Случаи, когда действие доверенности прекращается, приведены в статье 188 Гражданского кодекса РФ. Доплата за временное замещение гендиректора За исполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя сотруднику положена доплата ( ст. 151 ТК РФ ). Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Нормативно-правовая база: Трудовой Кодекс РФ; Статья 20. Стороны трудовых отношений Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем;органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. 1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. Приказ о возложении ответственности на гена за ведение и хранение ТК ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОМ НА ФОРУМЕ! Уважаемые форумчане, перед созданием тем, пользуйтесь, пожалуйста, поиском. На большинство вопросов ответы уже даны. Пожалуйста, будьте взаимовежливы . Наш с Вами форум - для приятного профессионального общения, сотрудничества и взаимопомощи. Давайте жить дружно! (с). Пожалуйста, не оставляйте в форуме активных ссылок на другие ресурсы - это понижает рейтинг нашего сайта в поисковых системах яндекс и др. Обязательно ли издавать приказ о назначении лица, ответственного за ведение и хранение трудовых книжек, или достаточно указать эти обязанности в должностной инструкции? Может ли государственный инспектор труда привлечь к ответственности за отсутствие такого приказа?by admin ·09.11. Правила ведения трудовых книжек являются актом трудового законодательства и устанавливают комплекс обязанностей работодателя по ведению трудовых книжек. Так, в соответствии с ч. 1 п. 45 Правил ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Частью 2 п. 45 Правил установлено, что ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя. Считаем, что хотя должностная инструкция работника, фактически ведущего трудовые книжки, подтверждает его полномочия, приказ о назначении его ответственным за ведение трудовых книжек все равно нужен. Может быть, в отделе кадров применяется должностная инструкция инспектора по кадрам, а работников, занимающих такую должность, несколько. Кроме этого, не в каждой организации существуют должностные инструкции. Поэтому считаем, что издание приказа о возложении работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей к ним на определенного работника обязательно. При этом можно сразу указать, кому эти обязанности могут передаваться в случае отсутствия уполномоченного работника. А также не следует забывать издать новый приказ в случае увольнения с работы уполномоченного лица. При смене уполномоченного лица трудовые книжки нужно передать по акту приема-передачи. Что касается проверки организации ГИТ, в силу ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, могут привлечь работодателя к ответственности за отсутствие такого приказа, поскольку имеют право: - беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности; - запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; - предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; - составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ. Какие основные правила заполнения и оформления трудовой книжки?Трудовая книжка (заполнение) - вопросы, связанные с этой частью делопроизводства, интересуют каждого работодателя, особенно частных предпринимателей, ведущих кадровое дело самостоятельно. Заполнение трудовой книжки - не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. В этой статье мы рассмотрим главные правила ведения трудовых книжек . их правовую основу, а также общие правила заполнения трудовых книжек . в том числе при приеме на работу и увольнении. Трудовая книжка: правовые основы, общий порядок
Вид трудовой книжки и вкладыша в нее, а также Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей утверждены постановлением Правительства РФ О трудовых книжках N 225 от 16.04.2003 (введены в действие с 01.01.2004 г.). Следует отметить, что трудовые книжки прежнего образца действительны по сей день и не подлежат обмену на новый образец. Источники:
| |
Просмотров: 3188 | |
Всего комментариев: 0 | |