Главная » Статьи » Ответственный работник

Образец приказа об ответственности за жизнь и здоровье детей

Категорически запретить организовывать купание детей в походе, на экскурсии, во время трудовой операции.

Проводить купание детей в водоеме лагеря группами по 10 человек только с разрешения и в присутствии врача, инструктора по плаванию.***

Выводить детей на прогулку, экскурсию или трудовую операцию за пределы лагеря при наличии двух взрослых сопровождающих и с ведома дежурного по лагерю.

Каждый сотрудник лагеря обязан выполнять режим дня детей, правила внутреннего распорядка, соблюдать в чистоте жилые, производственные помещения, территорию, строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования СЭС.

10. Категорически запретить разжигать костры на территории лагеря и за ее пределами, бегать по газонам, ломать кустарники, лазать по деревьям и крышам, взбираться на электростолбы, трогать электрощиты, пребывать в зоне «строгого режима» (водонасосная башня, трансформаторная будка, хозяйственный двор, пищеблок).

11. Запретить курение в помещениях и на территории лагеря. Отвести для этих целей специально оборудованные места на хозяйственном дворе.

12. Исключить случаи употребления спиртных напитков на территории лагеря, а также появления лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.

13. Педагогам обеспечить сохранность личных вещей детей.

14. Категорически запретить самовольный выход детей за территорию лагеря.

15. Не передавать детей родителям без их заявления,  разрешения директора лагеря или лица, его заменяющего.

16. Исключить случаи физического наказания детей, унижения и оскорбления, а также выяснения отношений между сотрудниками, родителями и т. п. в грубой, циничной форме.

17. Дежурным педагогам, педагогам отрядов производить ежедневный осмотр помещений и территории с целью выявления условий, угрожающих жизни и здоровью детей.

18. Общественно-полезные работы на территории лагеря и вне его проводить под руководством ответственного лица. Работе должен предшествовать инструктаж.

19. По каждому случаю травматизма медработникам, педагогам проводить тщательное расследование с целью выявления причин и их устранения.

20. Строго соблюдать правила противопожарной безопасности и требовать соблюдения этих правил от детей.****

21. Ответственность за сохранение всего необходимого противопожарного инвентаря и создание добровольной пожарной дружины из числа сотрудников, не имеющих непосредственного закрепления за отрядами детей, возложить на заместителя директора (Ф.И. О.)

22. Педагогам и другим сотрудникам лагеря строго следить за правильной эксплуатацией электроосвещения. Запретить детям включать телевизоры, утюги, проигрыватели, магнитофоны.

23. Диет. сестре, экспедитору, кладовщику, заведующей столовой строго следить за качеством привозимых продуктов.

24. Работникам пищеблока обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических правил.

25. Педагогам, администраторам, заместителю директора (Ф.И.О.) осуществлять контроль за приемом пищи детьми с целью исключения ожогов, соблюдения порядка.

26. Запретить отлучаться обслуживающему персоналу из лагеря, не поставив в известность директора, либо его заместителя.

27. Заместителю директора (Ф.И.О.) организовать дежурство сотрудников в вечернее время.

28. Не допускать нахождения на территории лагеря посторонних лиц.

Директор лагеря:______________________________        _______________________

(Ф.И.О)                                                         (подпись)

С приказом ознакомлены:

_______________________________                          ________________________________

(Ф.И.О. сотрудников)                                             (подписи сотрудников)

* аналогичный приказ издается с началом каждой лагерной смены;

** обязательно аналогичный приказ издается о проведении военно-спортивной игры, туристического слета, игр на местности и других мероприятий, связанных с длительным пребыванием детей за пределами лагеря;

*** обязательно издается отдельный приказ;

**** обязательно издается отдельный приказ.

Документы

О мерах, направленных на обеспечение антитеррористической и противопожарной защищённости объектов, учащихся и персонала образовательного учреждения

Руководителям муниципальных

органов управления образованием

Руководителям образовательных учреждений,

подведомственных

Министерству образования, науки и

молодёжной политики

Республики Дагестан

В целях обеспечения безопасности в образовательных учреждениях республики, во избежание возможных противоправных действий, угрожающих жизни и здоровью учащихся, воспитанников и сотрудников образовательных учреждений, при подготовке и проведении мероприятий, связанных с проведением выпускных вечеров, Министерство образования, науки и молодёжной политики РД предлагает продолжить проведение на местах ранее рекомендованных нами профилактических мероприятий (№3815/08-09 от 10.12. г. №128/08-09 от 20.01.13 г. и 06-1828/08-18 от 11.04.г.) и принять дополнительные меры административно-режимного характера, направленные на обеспечение антитеррористической и противопожарной защищённости объектов, учащихся и персонала образовательного учреждения.

В первую очередь директор и другие представители администрации должны внимательно изучить нормативные правовые акты органов власти, которые ежегодно издаются во всех регионах примерно за три месяца до проведения праздничных торжеств. В Дагестане это распоряжения Правительства РД, приказы управлений образования городов и районов республики. Положения данных актов необходимо учитывать при планировании и проведении выпускного вечера.

Примерно за месяц до торжественных мероприятий классным руководителям необходимо провести разъяснительную работу с родителями и выпускниками о недопущении во время праздника нарушений общественного порядка, запрете употребления алкогольных напитков, наркотических средств, курения, использования петард, фейерверков и открытого огня.

Накануне выпускного вечера здание, помещения и территория школы по возможности должны быть проверены кинологической службой. Если после проведения торжественной части планируется выезд детей (например, в развлекательный центр), то кинологи должны также осмотреть транспортные средства.

После изучения нормативно-правовой базы следует провести совещание при директоре, посвященное вопросам обеспечения безопасности выпускного вечера. На совещание можно пригласить членов управляющего (наблюдательного) совета, родительского комитета и представителей правоохранительных органов. Во время совещания необходимо утвердить программу вечера и план организационно-технических мероприятий по проверке здания и помещений школы, противопожарного оборудования, кнопок тревожной сигнализации, а также устранения выявленных нарушений.

Если выпускной вечер проводится в школе, то ответственность за жизнь и здоровье детей в любом случае будет полностью лежать на директоре. Однако он может в своем приказе (образец прилагается) назначить ответственного за обеспечение безопасности выпускного вечера (заместителя директора по обеспечению безопасности, заместителя директора по учебно-воспитательной работе или другого работника) и переложить на него часть административных функций. В этом же приказе следует дать четкие указания заместителю директора по административно-хозяйственной части, классным руководителям, медицинскому работнику и сотрудникам охраны, которые будут находиться в школе или сопровождать выпускников на выезде. Отдельно нужно оговорить действия участников выпускного вечера в случае чрезвычайных ситуаций. Кроме того, все работники, упомянутые в приказе, должны быть ознакомлены с ним под подпись.

Министр Ш.Шахов

Правила внутреннего распорядка учащихся

1.1 Настоящие правила внутреннего распорядка учащихся разработаны в соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации, на основании приказов Министерства образования и науки РФ от 15.02. №107 Об утверждении порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения от 15.03. №185 Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, Устава Центра образования, с учетом мнения совета учащихся и родительского комитета.

1.2 Настоящие Правила регулируют дисциплину учащихся в соответствии с действующим законодательством, уставом и иными локальными нормативными актами Центра образования, устанавливают режим занятий учащихся, порядок регламентации образовательных отношений между Центром образования и учащимися и их законными представителями и оформление и оформление возникновения, приостановления и прекращения этих отношений.

1.3 Дисциплина в Центре образования поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся и педагогических работников. Применение физического и психического насилия по отношению к учащимся не допускается.

1.4 Настоящие Правила обязательны для исполнения всеми учащимися Центра образования и их законными представителями.

1. Возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений

1.1 Основанием возникновения образовательных отношений является приказ директора Центра образования о приеме лица на обучение или для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.

1.2 Права и обязанности учащегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами Центра образования возникают с даты, указанной в приказе.

1.3 Порядок приема учащихся в Центр образования регулируется Положением о приеме в Центр образования.

1.4 При подаче заявления на зачисление ребенка в школу его родитель (законный представитель) обязан предъявить документ, подтверждающий его статус как законного представителя учащегося

1.5 Прием детей в Центр образования осуществляется по личному заявлению законных представителей ребенка или самого совершеннолетнего учащегося.

1.6 В заявлении указываются следующие сведения о ребенке: ФИО, дата и место рождения, ФИО родителей (законных представителей) ребенка.

1.7 При приеме учащегося в десятый или одиннадцатый класс законные представители дополнительно представляют его документ государственного образца об основном общем образовании.

1.8 Факт ознакомления ребенка и его законных представителей с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, образовательными программами и настоящими Правилами фиксируется в заявлении о приеме и заверяется их личными подписями.

1.9 Заявление о приеме регистрируется в специальном журнале. Законным представителям выдается расписка, содержащая информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в Центр образования и перечень предоставленных документов. Расписка заверяется подписью должностного лица, ответственного за прием документов и печатью.

1.10 Приказ о зачислении в Центр образования оформляется в течение 7 рабочих дней после приема документов.

1.11 Приказ размещается на информационном стенде в день его издания.

1.12 На каждого ребенка, зачисленного в ЦО, заводится личное дело, в котором хранятся все сданные при приеме и иные документы

1.13 Образовательные отношения изменяются в случае изменения условий получения учащимся образования по конкретной основной или дополнительной образовательной программе, повлекших за собой изменение взаимных прав и обязанностей учащегося ЦО.

1.14 Образовательные отношения могут быть изменены как по инициативе законных представителей несовершеннолетнего учащегося по их заявлению в письменной форме, так и по инициативе ЦО

1.15 Основанием для изменения образовательных отношений является приказ директора. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением учащегося из ЦО:

1.15.1 в связи с получением образования;

досрочно в следующих случаях - по инициативе родителей учащегося, в том числе в случае перевода для продолжения обучения в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;- по инициативе ЦО в случаях применения к учащемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;- по обстоятельствам, не зависящим от воли родителей учащегося, в том числе в случае ликвидации ЦО;

1.2 Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе родителей не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного учащегося перед ЦО.

1.3 Основанием для прекращения образовательных отношений является приказ директора об отчислении. Права и обязанности учащегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами ЦО, прекращаются со дня его отчисления.

1.4 При досрочном прекращении образовательных отношений ЦО в трехдневный срок после издания приказа директора об отчислении выдает законному представителю личное дело учащегося и справку об обучении, по образцу ЦО.

2. Режим образовательного процесса

3.1 Директор утверждает учебный план, разработанный на основе регионального базисного учебного плана по шестидневной рабочей неделе для следующих классов: 9 (Очная форма обучения) и10- 11 классы, остальные по пятидневной рабочей неделе

3.2 Зам. директора по УР. ответственный за составление расписания уроков, составляет расписание уроков в соответствии с нормами предельно допустимого количества часов в неделю и санитарными правилами в строгом соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. №189.

3.3 Центр образования работает в режиме одной учебной смены.

3.4 Продолжительность уроков: для средних и старших классов - по 45 минут.

3.5 Вход учеников в школу в 8.30. Начало учебных занятий в 9.00.

3.6 Устанавливается следующее расписание звонков по урокам и длительность

Часто встречающиеся вопросы

Какие особые права (не относящиеся к правам человека) имеют педагогические работники образовательных учреждений?

Педагогические работники образовательных учреждений имеют право

- на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления (перечень медицинских противопоказаний для занятия педагогической деятельностью утвержден постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г.;перечень преступлений за совершение которых запрещена педагогическая деятельность еще не утвержден);

- создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководить этими учебными заведениями;

- иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;

- на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний;

- на защиту профессиональной чести и достоинства;

- на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

- на участие в управлении образовательным учреждением;

- на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учащихся;

- на сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю;

- создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;

- на участие в забастовках;

- на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяется учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения;

- на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в том числе совместителям;

- на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;

- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

- на получение пенсии по выслуге лет;

- на повышение квалификационной категории;

- на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющим индивидуальный план, также они имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы.

Какие обязанности имеют работники образовательных учреждений?

Должностные обязанности педагогических работников отражены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) к работникам учреждений образования, а также подробно регламентируются Уставом образовательного учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Работники образовательных учреждений обязаны:

- уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;

- соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;

- осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;

- реализовывать образовательные программы и обеспечить уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

- способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;

- стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы;

- проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного учреждения.

Педагогические работники должны знать:

- Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты Российской Федерации и региональные по вопросам образования;

- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач и специальных дисциплин (педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы);

- основы права, научной организации труда;

- основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

- программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию кабинетов, средства обучения и их дидактические возможности;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Какую ответственность несут работники образовательных учреждений?

За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:

- замечание;

- выговор;

- увольнение по соответствующим основаниям.

Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством;помимо этого основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации являются:

- повторное в течение одного года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

- применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) Устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов учащихся.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.

Каковы типичные нарушения прав педагогов?

Если отвлечься от нарушений прав человека, касающихся всех граждан нашей страны, для педагогов наиболее болезненным оказываются нарушения их социально-экономических прав (в первую очередь низкая величина и несвоевременность выплаты заработной платы, чрезмерная интенсивность труда и т.д.). Но, если низкая зарплата и, как следствие, высокая интенсивность труда в большей степени обусловлены политикой федеральных властей, то на уровне образовательного учреждения наиболее распространенными нарушениями являются привлечение к труду, не входящему в должностные обязанности и несправедливое распределение дополнительных выплат и премий. Кроме того, нарушения гражданских прав на школьном уровне могут преломляться особым образом: в виде преследований на выражение мнения, ограничений на информацию о важных аспектах школьной жизни, невозможности справедливого урегулирования конфликтов и т.п. Имеют место также неоправданные вмешательства администрации в творческую деятельность педагогов, искусственные препятствия для повышения квалификации учителей и т.д.

Почему права человека в большей степени распространяются на учащихся и в меньшей - на учителей?

Права человека - узкая сфера морально-правовых норм. К ним относятся только те нормы, которые защищают достоинство человека при взаимодействии с властью, с лицами, действующими в официальном качестве. В школе властью являются директор, завуч, учитель. Поэтому права человека защищают ученика перед учителем, учителя перед администрацией школы, т.е. тех, кто слабее в этом взаимодействии. При этом нормы права защищают всех: и учащегося, и родителя, и учителя, и директора.

По нашему мнению, стремление ряда школьных работников сделать акцент на усвоении участниками образовательного процесса в первую очередь обязанностей, а не прав, аморально по существу. Соблюдение прав человека, прав учащихся является обязанностью педагогов, представляющих в школе власть. Если педагог не хочет говорить о своих обязанностях, а хочет говорить об обязанностях учащихся или родителей, он уходит от разговора о своей ответственности. Учителя, утверждающие, что у детей слишком много прав, склонны забывать об их подвластности. Права ребенка являются определенным противовесом власти учителя. Педагогические проблемы учителю следует решать, используя свое педагогическое мастерство. Радует то, что уже есть педагоги и администраторы, которые это понимают.

Какие права имеют родители?

Родители имеют право:

- защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;

- на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;

- на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;

- на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования;

- на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;

-на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;

- на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;

- на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;

- на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в общеобразовательном учреждении при положительной аттестации;

- выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;

- обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями;

- на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;

- на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав;

- проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка).

Какие обязанности несут родители?

Родители обязаны:

- обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;

- обеспечить детям получение общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;

- выполнять Устав общеобразовательного учреждении;

- не допускать неправильного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

- обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;

- содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно;в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).

За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.

Какие административные наказания могут применяться к родителям?

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (замечание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

- в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;

- за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача;

- за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;

- за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.

В каких случаях родители несут уголовную ответственность?

В уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:

- за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;

- за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;

- за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;

- за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей;

- во всех других случаях предусмотренных законом.

Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте до 14 лет?

Родители, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Если в момент причинения вреда малолетний находился под надзором школы, больницы, оздоровительного лагеря и т. д. за вред будет отвечать учреждение, если оно не докажет, что вред возник не по его вине. Но если родители не имеют достаточных средств для возмещения вреда, а сам причинитель, став дееспособным, располагает такими средствами, суд имеет право потребовать возмещения вреда с того, кто его причинил.

Также родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей (до 14 лет).

Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 14 до 18 лет?

Сам подросток. Если несовершеннолетний, причинивший вред в возрасте от 14 до 18 лет, не располагает необходимыми средствами, вред полностью или в недостающей части может быть взыскан с родителей или опекунов, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Но, если при достижении совершеннолетия, у причинителя вреда появилось достаточное имущество, вред будет возмещен из этого имущества.

Кто и при каких обстоятельствах может лишить родителей родительских прав или ограничить их в правах?

Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:

- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов;

- злоупотребляют родительскими правами;

- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность;

- совершили преступление против жизни или здоровья супруга.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью органы опеки и попечительства могут немедленно отобрать ребенка у родителей на основании решения органа местного самоуправления.

С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Такое решение возможно по обстоятельствам, от родителей не зависящим (опасные заболевания, стечение тяжелых семейных обстоятельств и др.), и в случаях, когда оставление ребенка с родителями опасно для него.

Что влечет за собой лишение родительских прав?

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка.

Можно ли восстановить родительские права?

Если родитель изменил поведение, образ жизни или отношение к воспитанию ребенка, он может быть восстановлен в родительских правах.

Как познакомиться с Уставом или Правилами внутреннего распорядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должностных лиц, отвечающих за защиту прав детей?

Уставы и вся указанная информация должна быть вывешена в школе и любом другом учебном учреждении.

Что такое семейное образование? Какие права и обязанности имеют родители при выборе этой формы образования?

Семейное образование является новой для нас формой получения образования. Семейное образование - организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.

Родители (законные представители) имеют следующие обязанности:

- заключить договор с образовательным учреждением;

- определить организационную форму семейного образования;

- обеспечить освоение ребенком общеобразовательных программ;

- подготовить ребенка к прохождению обязательной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Права родителей (законных представителей):

- ознакомиться с приказом о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение;

- ознакомиться с личной карточкой обучающегося;

- получать в общеобразовательном учреждении на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;

- получить в общеобразовательном учреждении методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

- осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию ребенка;

- получать денежные средства в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждении;

- получить компенсации, установленные государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста;

- продолжить образование ребенка на любом этапе обучения в общеобразовательном учреждении.

Каковы права и обязанности образовательного учреждения при выборе родителями семейного образования?

Обязанности образовательного учреждения:

- заключить договор с родителями (лицами, их заменяющими) на организацию семейного образования;

- предоставить родителям на время обучения детей бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке;

- обеспечить методическую и консультативную помощь в соответствии с договором;

- осуществлять по заявлению родителей промежуточную аттестацию учащихся;

- предоставить возможность продолжить обучение в образовательном учреждении по заявлению родителей;

- выдать детям, прошедшим итоговую аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании;

- издать приказ о приеме ребенка в образовательное учреждение;

- завести личное дело на ребенка - карточку обучающегося;

- выплачивать из средств попечителя денежные средства на образование.

Права образовательного учреждения:

- расторгнуть договор при условии неосвоения обучающимся образовательных программ;

- получать информацию от родителей детей о ходе образования в семье;

- переводить обучающегося в следующий класс;

- оставить ребенка на повторный курс обучения.

Что такое экстернат как форма получения образования?

Экстернат - это аттестация учащихся, самостоятельно изучающих дисциплины согласно образовательной программе. Имеется "Примерное положение о получении общего образования в форме экстерната". "Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Аттестация может быть проведена и в негосударственных учреждениях, прошедших аккредитацию и имеющих право выдавать документы государственного образца.

В форме экстерната могут освоить программы следующие группы лиц:

- обучающиеся в государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях на 2 и 3 ступенях;

- обучающиеся, вынужденно не посещающие образовательное учреждение.

Каковы обязанности образовательного учреждения при организации экстерната?

Образовательное учреждение обязано:

- установить правила ускоренного освоения образовательных программ по отдельным предметам в порядке экстерната;

- ознакомить экстерна с порядком проведения аттестации, программами учебных курсов или учебных предметов;

- организовать консультации по учебным предметам, выдачу литературы экстернам из библиотечного фонда;

- использовать организацию предметных кабинетов для проведения лабораторных и практических работ;

- предусмотреть в уставе порядок обучения по индивидуальному плану;

- допустить к аттестации экстерна;

- установить порядок проведения аттестации экстернов;

- перевести в следующий класс экстерна, прошедшего аттестацию, и выдать ему справку с оценками за полный курс по всем дисциплинам;

- издать приказ о создании комиссии для проведения аттестации экстернов и создать такую комиссию;

- выдать аттестат об основном общем или среднем (полном) общем образовании с пометкой "экстернат".

Какими основными гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного права обладает следующими правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:

- На имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени.

- На уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны прежде всего своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов прокуратуры и судов.

- На самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

- На защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами.

- На защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.

- На свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости;в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановления родительских прав, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей.

- На свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь паспорт и нотариально оформленное согласие родителей. При несогласии одного из родителей вопрос решается в судебном порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей.

- На создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет, детских общественных объединений – лица, достигшие 10 лет. В школе или другом учреждении, где они обучаются, все дети старше 8 лет могут создавать собственные общественные организации. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно–политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях.

- На доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка.

- На участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициаторами этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста).

- На свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей.

Что понимается под правом на образование?

Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

1) на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

2) на получение образования в соответствии с установленными стандартами;

3) на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;

4) на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;

5) на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;

6) на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

7) на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;

8) на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;

9) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

10) на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;

11) на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;

12) на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;

13) на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;

14) на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;

15) на продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;

16) на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;

17) на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;

18) на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;

19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами.

Какие нормативные акты определяют обязанности обучающихся?

Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

Можно ли исключить учащегося из школы?

За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 15 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия районной (городской) Комиссии по делам несовершеннолетних.

Может ли подросток потребовать, чтобы было оценено соответствие государственным стандартам качества жизни обучение и воспитание, которые он получает в школе?

Да, подросток имеет такое право (ч. 2 cт. 8 Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Представим себе, что работник школы или другого образовательного учреждения ущемляет права ребенка. Учащиеся написали на него жалобу администрации. Могут ли учащиеся участвовать в проверке, которая проводится по этой жалобе?

В соответствии с ч. 3 cт. 9 Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ученики (кроме тех, кто учится в начальной школе) вправе ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении этого работника с участием выборных представителей учащихся. Но речь идет не о праве делегировать своего представителя для проведения дисциплинарного расследования – ходатайство может быть удовлетворено, но может быть и отклонено. Если ученики с решением администрации не согласны, они вправе обратиться за помощью в уполномоченные органы государственной власти, то есть в органы управления образованием или к специалистам по охране прав детей.

Вправе ли ученики проводить в школе собрания и митинги, если считают, что их права нарушены?

Да, вправе, но только во внеучебное время. При этом администрация учебного учреждения не вправе препятствовать проведению таких мероприятий, но при двух условиях – во-первых, если выборными представителями учеников выполнены условия проведения митингов или собраний, установленные уставом школы, во-вторых, если эти мероприятия не препятствуют учебному или воспитательному процессу и не нарушают российского законодательства (ч. 3 cт. 9 Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"). Однако прежде чем провести митинг или собрание, стоит хорошенько подумать. Всегда лучше спокойно договориться, чем митинговать.

С какового возраста дети могут создавать в школе или другом учреждении, где они обучаются, собственные общественные организации?

Такое право имеют все дети старше 8 лет. Как гласит п. 2 cт. 9 Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", с этими организациями администрация школы (учебного учреждения) может заключать договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

Куда учащиеся могут обратиться за помощью в защите своих прав?

Заметим, что в первую очередь следует попытаться найти справедливость самостоятельно. Гражданин может защищать свои права любым способом, не запрещенным законом (ст. 12 Гражданского Кодекса). Если учащемуся не удается это сделать, следующим шагом может быть обращение к учителю, к директору школы, к родителям. В некоторых школах успешно действуют авторитетные органы ученического самоуправления, уполномоченные по правам участников образовательного процесса, школьные службы примирения. Если не удается решить действительно серьезную проблему на локальном уровне, можно обратиться в прокуратуру, в суд, к государственные и негосударственным организациям, защищающим права человека или позвонить по телефону доверия 8-800-2000-122.

Выезд ребенка без родителей.

Выезд ребенка за границу без родителей или без сопровождения других законных представителей (усыновителя, опекуна, попечителя) возможен только при наличии у ребенка собственного заграничного паспорта. .

Есть два варианта выезда несовершеннолетнего гражданина РФ без родителей:

  1. выезд ребенка с сопровождающим
  2. выезд ребенка без сопровождения

Выезд ребенка с бабушкой.

Выезд ребенка за границу с бабушкой является, пожалуй, самым распространенным случаем выезда детей за границу без родителей. Однако, с точки зрения закона, бабушки . так же как и дедушки . старшие совершеннолетние братья и сестры, тетушки, спортивные тренеры, учителя и прочие хорошие люди являются всего лишь сопровождающими детей лицами.

Во всех этих случаях действуют одни и те же правила.

Выезд ребенка за границу в сопровождении лица, которое не является его законным представителем (родитель, усыновитель, опекун или попечитель), возможен только при наличии нотариально заверенного согласия от обоих родителей или от законного представителя несовершеннолетнего . В этом согласии указывается лицо, сопровождающее ребенка в поездке.

Обычно сопровождающими бывают бабушки-дедушки, старшие (совершеннолетние) братья-сестры, руководители групп, тренеры спортивных команд и другие хорошие люди. Согласно Статье 22 ФЗ №114 сопровождающий несет ответственность за жизнь и здоровье вашего ребенка и представляет за рубежом его интересы.

Выезд ребенка самостоятельно (без сопровождения).

В Статье 20 ФЗ №114 "О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ" сказано:

. В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие .

Из сказанного методами дедукции или индукции можно заключить, что дети за границу самостоятельно (без сопровождения) выезжать могут . В согласии в этом случае делается указание о том, что ребенок выезжает самостоятельно без сопровождения.

Когда вам может потребоваться такая возможность?

  • Ребенок выезжает с одним сопровождающим, а въезжать будет с другим. Случай нередкий – вы хотите отправить ребенка на длительный отдых, а взрослые не всегда имеют возможность провести все лето на море. Тогда вы отправляете ребенка с одной бабушкой, которая через некоторое время возвращается в Россию, а ей на смену выезжает другая и уже она привозит ребенка домой. В этом случае удобнее сделать одно согласие на выезд без сопровождения, чем два на разных сопровождающих.
  • Второй случай, когда такая возможность может оказаться полезной это если ваш ребенок в силу наличия у него талантов и способностей должен часто ездить за границу, например, на спортивные сборы и соревнования. Тренеры и сопровождающие лица при этом могут меняться, и вам нужно будет каждый раз оформлять новое согласие. Согласитесь, это может надоесть. В этом случае тоже имеет смысл оформить согласие на выезд без сопровождения.
  • С какого возраста ребенок может выезжать за границу без сопровождения?

    В замечательном законе 114 ответа на этот естественный вопрос нет. Но к счастью есть еще много всяких других законов и правил. В нашем случае произвол безответственных родителей ограничивается приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 28 июня 2007 г. N 82 г. "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей". В разделе 8 этих правил имеются две статьи:

    104. Дети в возрасте до двух лет перевозятся только в сопровождении совершеннолетнего пассажира.

    Дети в возрасте от двух до двенадцати лет могут перевозиться в сопровождении совершеннолетнего пассажира либо без сопровождения совершеннолетнего пассажира под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика.

    Дети в возрасте старше двенадцати лет могут перевозиться без сопровождения совершеннолетнего пассажира.

    105. Несопровождаемые дети в возрасте от двух до двенадцати лет могут перевозиться под наблюдением перевозчика только после оформления родителями, усыновителями, опекунами или попечителями в соответствии с правилами перевозчика письменного заявления на перевозку несопровождаемого ребенка. По просьбе родителей, усыновителей, опекунов или попечителей перевозка под наблюдением перевозчика может распространяться на детей в возрасте до шестнадцати лет.

    Краткий итог из этих двух статей в переводе на русский язык звучит так – ребенок старше 12 лет может выезжать за границу без сопровождения. Однако не спешите вздыхать с облегчением – эти правила действуют только для российских перевозчиков и кроме того могут изменяться конкретными перевозчиками! Ну, и совершенно естесственно, что нужно еще учитывать законодательство страны посещения.

    Поэтому, если вам необходимо отправить ребенка за границу без сопровождения уточните возможные ограничения в той компании-перевозчике, услугами которой вы предполагаете воспользоваться.

    Источники: molodoy.udm.ru, www.dagminobr.ru, tsentr-obrazovaniya.ru, www.krao.ru

    Категория: Ответственный работник | Добавил: Vladrom (29.01.2016)
    Просмотров: 2683 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar