Главная » Статьи » Приказы о назначении комиссии

Бланк приказа о создании комиссии по специальной оценке условий труда

Проводим специальную оценку условий труда

1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.

2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.

3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.

4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.

В предыдущей статье мы выяснили, зачем нужна специальная оценка условий труда и кто должен ее проводить. Напомню, что по законодательству все работодатели должны проводить специальную оценку в отношении практически всех рабочих мест (за небольшим исключением). Теперь самое время перейти к практической стороне вопроса – то есть непосредственно к проведению специальной оценки условий труда. В этой статье предлагаю подробно рассмотреть порядок действий при проведении спецоценки, на какие моменты стоит обратить особое внимание при подготовке, в процессе проведения и при утверждении результатов специальной оценки условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора. Последовательность действий при проведении специальной оценки условий труда подробно описана в Федеральном законе от 28.12. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (гл. 2). Я не буду переписывать закон, а для лучшего понимания выделю основные этапы проведения специальной оценки и их ключевые моменты.

1. Создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Руководитель (индивидуальный предприниматель) издает приказ, которым назначает состав комиссии (должен быть нечетным), ее руководителя, а также перечень работ по специальной оценке условий труда. Кроме того утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст. 217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда. Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

. Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы. Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации  Минтруда России  (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004). Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

. Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.). Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг. То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.). Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

Перечень аккредитованных организаций можно посмотреть на сайте Минтруда РФ

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

. Обратите внимание  Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет. После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии. Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

. Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно здесь. а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с года здесь ).

Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда. Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе. Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, - как учесть расходы на ее проведение.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

Как провести специальную оценку условий труда работников

Как организовать и провести специальную оценку условий труда

С года все компании обязаны проводить специальную оценку условий труда. Но заключить договор на ее проведение стало возможно только сейчас. С 8 апреля г. начали действовать Методические рекомендации. которые регламентируют порядок проведения процедуры специальной оценки труда в целом. Они утверждены приказом Минтруда России от 24 января г. № 33н.

По данным Роструда. более чем у 90 процентов компаний не было ни аттестации, ни специальной оценки. Учитывая, что штрафы с 1 января вырастут, к концу года возможен резкий рост числа желающих оценить условия труда. Поэтому есть смысл позаботиться об этом уже сейчас.

У всех компаний будет право оплатить часть расходов на специальную оценку условий труда в счет взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 10 декабря г. № 580н. Для зачета нужно будет собрать целый пакет документов и подать его до 1 августа. Но поскольку специальную оценку условий труда — процесс для компании не быстрый, многоступенчатый, рекомендуется начинать его уже сейчас.

Проведение специальной оценки условий труда

1 . Утвердите состав комиссии и график специальную оценку условий труда.

Если ваша компания решила провести специальную оценку условий труда, то перед тем, как обратиться к оценщику, надо собрать специальную комиссию и утвердить график. Жестких требований к графику специальной оценки труда нет — документ составляют в свободной форме.

Сроки проведения специальной оценки условий труда также не установлены — все зависит от количества рабочих мест в компании и условий труда на них.

Закон требует, чтобы в состав комиссии обязательно входили:

  • специалист по охране труда из вашей организации;
  • представители профсоюза или иного представительного органа сотрудников (при наличии).
  • Кроме того, в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники. Кстати, включать в комиссию представителей организации, которая будет проводить специальную оценку, не нужно.

    Особые правила действуют для малых предприятий (выручка максимум 400 млн руб. численность работников не больше 100 человек, оба показателя за год). Такие организации обязательно включают в состав комиссии руководителя и специалиста по охране труда. Возможно, в малой компании нет такого штатного работника. Тогда в комиссию включают другого человека, который занимается в этой организации охраной труда по гражданско-правовому договору. Если в комиссии не будет специалиста по охране труда, считается, что спецоценка проведена с нарушениями. И поэтому, ее результаты нельзя применять.

    Если компания не является малым предприятием, как минимум один специалист по охране труда должен быть. Причем, когда численность работников превышает 50 человек, компания обязана создать службу или отдел по охране труда (ст. 217 ТК РФ ). Если такого подразделения нет, возможен штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ ).

    Ограничений по количеству членов комиссии не установлено. Главное, чтобы их число было нечетным (ст. 9 Федерального закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ, далее — Закон № 426-ФЗ ). Возглавляет комиссию руководитель организации или его представитель. Конкретный состав и порядок деятельности комиссии директор компании утверждает приказом на проведение специальной оценки труда работников (см. образец ниже).

    Примечание. В комиссии должен быть специалист по охране труда. Иначе результаты спецоценки нельзя применять при определении дополнительных тарифов.

    Общество с ограниченной ответственностью "ГАЗПРОМ"

    (ООО "Газпром")

    ПРИКАЗ

    от 12 июля г. № 35

    О создании комиссии по специальной оценке условий труда

    В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», статьей 212 Трудового кодекса РФ и иными нормативно-правовыми актами и в целях организации выполнения работ по специальной оценке условий труда:

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда создать комиссию в следующем составе:

    – Бровкин Алексей Викторович, заместитель генерального директора по общим вопросам – председатель комиссии, представитель работодателя;

    – Семенов Виктор Кириллович, инженер по охране труда;

    – Синицына Александра Михайловна, делопроизводитель – член комиссии.

    2. Комиссии в течение тридцати календарных дней со дня начала работ подготовить перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда.

    3. Назначить Семенова Виктора Кирилловича, инженера по охране труда ответственным за соблюдение проведения измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса требованиям нормативных правовых актов по специальной оценке условий труда.

    4. Назначить Синицыну Александру Михайловну, делопроизводителя ответственной за хранение материалов специальной оценки условий труда.

    Генеральный директор ООО "Газпром" Вяхерев Н.В. Вяхерев

    2 . Составьте список рабочих мест, которые надо оценить

    Далее комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка. Для этого оформляют документ в свободной форме. Отдельно указывают аналогичные места — те, которые одновременно имеют следующие одинаковые признаки: профессии или должности одного наименования, работа в одном или нескольких однотипных помещениях и др. (ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Если выявлены аналогичные рабочие места, специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от их общего числа (минимум двух). Затем результаты оценки распространяют на все аналогичные рабочие места.

    Кто обязан провести специальную оценку условий труда

    1. Компании, которые в прошлые годы не проводили аттестацию рабочих мест либо проводили, но срок действия результатов уже закончился.
    2. Компании, в которых организованы новые рабочие места (не считая рабочих мест дистанционных работников) или изменился технологический процесс.

    Согласно статьи 17 закона 426-ФЗ внеплановая, в т.ч. при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанного случая.

    Также рекомендуется провести специальную оценку условий труда, если в компании есть работники, имеющие право на досрочную пенсию. Если по результатам специальной оценки выяснится, что условия труда таких работников допустимые или оптимальные, то за них не надо платить дополнительные страховые взносы.

    Если в организации не будет документов, подтверждающих проведение аттестации или оценки по труду, возможен штраф от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ ). В году он вырастет до 60 000–80 000 руб.

    Как выбрать организацию для проведения специальной оценки условий труда ?

    Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно с независимой организацией (организациями), которая привлекается по гражданско-правовому договору (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ ).

    Общие требования к организациям, которые вправе проводить специальную оценку условий труда, прописаны в статье 19 Закона № 426-ФЗ.

    При этом организации, которые раньше были аккредитованы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда вправе уже сейчас проводить специальную оценку при соблюдении одного условия: их аттестаты аккредитации испытательной лаборатории (центра) действительны по состоянию на 1 января года. Спецоценка труда может проводиться такими организациями до истечения срока действия аттестата аккредитации, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно (ч. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

    Если же срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) истекает в году, то спецоценка может быть проведена до 31 декабря года включительно (ч. 2 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

    На сегодняшний день очень много организаций предлагают свои услуги, чтобы провести специальную оценку условий труда и активно предлагают свои услуги на рынке. Важно, при выборе организации для проведения спецоценки необходимо проверить, включена ли она в реестр аккредитованных Минтрудом оценщиков. Стоимость оценки условий труда начинается от 1000 рублей за одно рабочее место. Всё зависит от региона. Понятно, что в столицах дороже, чем на "урале". Путем обзвона аккредитованных оценочных фирм в Вашем регионе, выберите себе подходящую.

    3 . Подпишите договор с оценочной организацией

    Проводить специальную оценку своими силами нельзя. Обязательно надо нанять по гражданско-правовому договору стороннюю организацию. Причем она должна быть независимой по отношению к вашей компании. В частности, специальную оценку по труду не может проводить дочернее предприятие или если сотрудники вашей компании и оценочной организации являются близкими родственниками.

    В текущем году проводить специальную оценку могут все предприятия, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда. Посмотреть список предприятий, которые могли проводить аттестацию, можно на официальном сайте Минздрава России.

    Примечание. Такие компании не обязательно должны соответствовать требованиям к оценочным организациям.

    А вот если выбор пал на предприятие, которого нет в перечне Минздрава, проверьте, соблюдены ли требования статьи 19 Закона № 426-ФЗ.

    Во-первых. в уставных документах должен быть указан вид деятельности «проведение специальной оценки условий труда». Во-вторых. в штате есть хотя бы пять экспертов с сертификатами на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. В том числе должен быть минимум один эксперт с высшим образованием по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. Только такие организации вправе проводить специальную оценку.

    4 . Подпишите отчет по результатам спецоценки

    Проведя оценку условий труда, привлеченные специалисты составят отчет по оценке условий труда. Его форма, равно как и инструкция по заполнению, утверждены приказом № 33н. Отчет оценки труда — это самый важный документ, который оформляют по итогам специальной оценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами проведения оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

    В отчете оценки приводятся данные об организации, которая провела специальную оценку труда, перечень оцененных рабочих мест и другие данные. На основании этого документа компания может планировать мероприятия по охране труда и списывать соответствующие расходы (например, на выдачу средств индивидуальной защиты, смену оборудования и пр.). А также определять тариф дополнительных страховых взносов в ПФР.

    Не забудьте в отдельном документе утвердить перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников. Форма документа свободная. Копия этого перечня нужна для зачета взносов.

    Для целей налога на прибыль отчет об спецоценке труда заменяет акт выполненных работ. Соответственно, если есть договор и отчет, расходы на оценку можно списать как прочие (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ ).

    Раньше, когда была аттестация рабочих мест, компании должны были сообщать о ее проведении в трудовую инспекцию своего региона. Сейчас уведомлять о проведении специальной оценки труда и ее результатах не нужно. Потому что направлять результаты оценки условий труда в Роструд обязаны специализированные организации, проводящие такую оценку. Работодатели вправе передать сведения в Роструд лишь в одном случае, когда организация-оценщик своевременно не направила результаты специальной оценки труда. При этом никаких штрафов для компаний-работодателей в данной ситуации нет. Оштрафовать могут только ту организацию, которая занимается специальной оценкой труда.

    Что должен сделать работодатель по итогам оценки условий труда ?

    По результатам утверждения отчета о специальной оценке работодателю потребуется:

  • ознакомить работников с результатами оценки (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ);
  • разместить результаты на своем сайте при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ);
  • сообщить в ФСС сведения о результатах специальной оценки труда (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
  • Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах не будут выявлены (например, излучение от компьютера будет в пределах нормы), то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Форма декларации оценки труда и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 07.02.14 № 80н. который начал действовать с 8 июня года.

    Ознакомьте работников с результатами спецоценки условий труда

    Работники, занятые на работах с вредными и ( или) опасными условиями труда (3-й и 4-й класс), имеют право, в частности:

  • на повышенную оплату труда — не менее 4% оклада, установленного для соответствующего вида работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ );
  • сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 ТК РФ ).
  • Работников нужно ознакомить с результатами спецоценки условий их труда в течение 30 календарных дней со дня утверждения Отчета. В этот срок не входят периоды болезни, отпуска, командировки и междувахтового отдыха сотрудника (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

    Ознакомить сотрудников с результатами спецоценки можно, например, с помощью листа ознакомления, составленного в произвольной форме.

    5 . Подайте в трудовую инспекцию декларацию

    По тем рабочим местам, которые признаны оптимальными или допустимыми (нет вредных или опасных производственных факторов), надо будет представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок подачи утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля г. № 80н.

    Потому что декларацию оценки труда обязаны подавать все работодатели, которые провели специальную оценку и не выявили вредных и (или) опасных факторов хотя бы на одном рабочем месте. Декларация представляется в государственную инспекцию труда по месту нахождения компании (месту жительства ИП). Это обязанность работодателя закреплена частью 1 статьи 11 Закона № 426-ФЗ и пунктом 3 Порядка № 80н.

    Способ подачи декларации специальной оценки условий труда

    Декларацию соответствия можно представить в трудовую инспекцию (п.п. 3-4 Порядка №80н):

  • лично;
  • по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении);
  • через интернет на официальном сайте Роструда, если декларация подписана квалифицированной электронной подписью.
  • Срок подачи декларации оценки труда и срок ее действия

    Представить декларацию потребуется не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (п. 5 Порядка № 80н). Получается, что если специальную оценку условий труда в году не проводить, то при наличии действующих результатов аттестации рабочих мест, подавать декларацию не нужно.

    Представленная декларация будет действовать в течение пяти лет со дня, когда был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

    Более того, если несчастных случаев на производстве или профзаболеваний по причине вредных и (или) опасных производственных факторов за пять лет не произойдет, то действие декларации продлится еще на пять лет. Если же в этот период у кого-то из работников будет выявлено профзаболевание или произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных и (или) опасных факторов, то действие декларации в отношении такого рабочего места прекратится.

    И работодателю потребуется провести внеплановую специальную оценку условий труда и вновь подать декларацию (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

    6 . Подготовьте документы для зачета расходов на спецоценку в счет страховых взносов.

    Потраченные на специальную оценку деньги можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм (приказ Минтруда России от 20 февраля г. № 103н). Раньше аналогичные правила действовали по аттестации рабочих мест. Зачесть можно будет максимум 20 процентов от взносов на травматизм.

    Для того, чтобы рассчитать максимальную сумму взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, направляемые на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма в текущем году необходимо:

    Из суммы взносов на страхование от профзаболеваний и несчастных случаев, начисленных организацией за предыдущий год отнять сумму расходов на выплату обеспечения по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний, произведенные организацией в предыдущем году и умножить полученную сумму на 20%.

    Для этого до 1 августа нужно будет подать пакет документов в ФСС РФ. Вам понадобятся заявление в свободной форме и план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году (форма приведена в приложении к Правилам, утвержденным приказом Минтруда России от 10 декабря г. № 580н ). К ним приложите копии:

  • перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;
  • приказа о создании комиссии по проведению специальной оценки;
  • договора с организацией, которая проводит оценку.
  • Причем в договоре на проведение специальный оценки условий труда должно быть указано количество рабочих мест, в отношении которых проведена оценка, и стоимость специальной оценки условий труда на указанном количестве рабочих мест.

    Все документы обязательно заверить печатью компании.

    7 . Дождитесь, пока фонд примет решение

    Срок, в течение которого специалисты соцстраха примут решение, зависит от суммы начисленных в году взносов. Если эта сумма не превышает 8 000 000 руб. территориальное отделение фонда принимает такое решение самостоятельно в течение 10 рабочих дней с момента подачи всех документов.

    Если в прошлом году взносов на травматизм компания начислила больше 8 000 000 руб. территориальное отделение фонда предварительно согласовывает свое решение с ФСС России. В этом случае общий срок принятия решения (с учетом времени на согласование) не должен превышать 18 рабочих дней с момента подачи документов. Соцстрах откажет в зачете расходов на специальную оценку условий труда, если:

  • у компании есть недоимка по уплате страховых взносов (пени и штрафы);
  • представленные документы содержат недостоверную информацию либо подан неполный комплект документов;
  • предусмотренные бюджетом ФСС России средства на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма на текущий год полностью распределены.
  • 8 . Отчитайтесь по расходам

    Ежеквартально вместе с формой-4 ФСС в территориальное отделение фонда надо будет подавать специальный отчет об использовании сумм страховых взносов. Рекомендуемая форма отчета есть в письме ФСС России от 4 апреля г. № 15-03-18/07–3726. В отчете об использовании сумм страховых взносов укажите, сколько взносов и на какие мероприятия было потрачено. К отчету приложите документы, подтверждающие целевое расходование средств. Также как и форму-4 ФСС. отчет составляйте нарастающим итогом с начала года.

    Специальная оценка условий труда: заказчик - исполнитель

    Взаимоотношения заказчика проведения специальной оценки условий труда и фирмы, оказывающей подобные услуги, определяются требованиями Федерального закона №426-ФЗ от 28.12. года.

    Первым шагом подготовительных процедур к специальной оценке условий труда (СОУТ) на предприятии, является создание комиссии. Комиссия по оценке условий труда должна создаваться руководителем организации, число комиссии должно быть нечетным, график работы комиссии утверждается также работодателем ( пример приказа о создании комиссии ✎ скачать ). После создания комиссии, утверждается перечень рабочих мест, по которым будет проведена оценка. Перечень представляет собой документ с информацией о количестве рабочих мест, количестве занятых на них работников, наименовании профессий и должностей, местах проведения замеров по оценке условий труда, различные производственных факторов, травмоопасность, обеспеченность СИЗ (средства индивидуальной защиты). Довольно часто, работодатель сам пытается определить количество рабочих мест, подлежащих оценке условий труда. Однако существует много нюансов, которые знают только специалисты по оценке и работодатель не всегда бывает точным в составлении перечня ( бланк перечня рабочих мест ✎   скачать ).

    Когда закончены организационные приготовления, наступает момент собственно, оценки. После проведения подготовительных мероприятий и заключения договора с заказчиком, организация-исполнитель направляет экспертов по оценке условий труда. Именно им отводится главная роль в специальной оценке условий труда на предприятии. Эксперты проводят идентификацию вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ), которые будут утверждены комиссией. Выявляется соответствие или несоответствие существующих условий труда определенным государственным нормам.

    Заказчик должен предоставить экспертам:

  • перечень оборудования и материалов, которые используются на предприятии и предположительно являются опасными производственными факторами;
  • результаты измерений, которые проводились ранее (при наличии);
  • информацию о случаях травматизма на рабочем месте, а также о профессиональных заболеваниях, возникших в связи с воздействием ВОПФ;
  • перечень рабочих мест, должностей, профессий, которые включены в списки на досрочное назначение трудовых пенсий;
  • перечень рабочих мест, должностей, профессий, которые имеют компенсации и гарантии за работу с вредными условиями труда, в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами;
  • перечень рабочих мест, должностей, профессий, которые ранее были включены в перечни как места с вредными и опасными условиями труда (по результатам предыдущих оценок условий труда).
  • Если эксперты определят отсутствие на рабочем месте ВОПФ, то работодатель оформляет декларацию соответствия в территориальный орган Минтруд РФ. Декларация утверждается Минтрудом, отправляется почтой, лично относится или передается в форме электронного документа. Декларация действительна в течение пяти лет. Для рабочих мест, в отношении которых не установлен факт профессионального заболевания или воздействия ВОПФ в течение пяти лет, действие декларации считается продленным на последующие пять лет, без проведения дополнительной СОУТ.

    Каждому рабочему месту эксперты присваивают определенный класс условий труда. На основе этих классификаций, организация-исполнитель составляется отчет. Отчет экспертов включает в себя:

  • сведения об организации которая проводит СОУТ,
  • перечень рабочих мест,
  • карты СОУТ,
  • протокол проведения исследований,
  • сводная ведомость СОУТ,
  • перечень мероприятий по улучшению условий труда
  • заключение эксперта,
  • если проведение СОУТ не возможно по каким-то причинам, прикладывается соответствующий протокол (протокол невозможности проведения СОУТ - ✎ скачать )
  • Обратившись в Тамбовский межрегиональный центр охраны труда, Вы получаете комплексную услугу, консультации специалистов и весь пакет необходимых документов.

    Как провести спецоценку по новой методике

    26 Мая

    Порядок проведения спецоценки условий труда утвержден Федеральным законом от 28.12. № 426-ФЗ О специальной оценке условий труда (далее - Закон № 426-ФЗ), а Методика - приказом Минтруда России от 24.01. № 33н (далее - Методика).

    Готовимся к проведению спецоценки

    Прежде чем приступить к собственно специальной оценке условий труда на рабочих местах, необходимо совершить ряд подготовительных действий.

    Заключить договор со специализированной компанией

    Проводить спецоценку может только специализированная организация, которая (ч. 1 и 2 ст. 8 и ст. 19 Закона № 426-ФЗ):

  • согласно ее уставу вправе заниматься соответствующей деятельностью;
  • имеет в штате не менее пяти сертифицированных экспертов, работающих по трудовому договору (из них не менее одного врача по общей гигиене, гигиене труда и санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям). Требования к экспертам перечислены в статье 20 Закона № 426-ФЗ, например: наличие высшего образования и опыта работы в области аттестации рабочих мест по условиям труда не менее трех лет;
  • имеет собственную испытательную лабораторию (центр), аккредитованную в области проведения исследований и измерений вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1-11 и 15-23 части 3 статьи 13 Закона № 426-ФЗ.
  • Если компания была аккредитована в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации рабочих мест до 1 января года, она вправе проводить спецоценку до истечения срока действия аттестатов аккредитации испытательной лаборатории (центра), но не позднее чем до 31 декабря 2018 года (ч. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

    Создать комиссию, утвердить график проведения работ

    Для организации и проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах компании ее руководитель издает приказ о создании комиссии, которую должен возглавить он сам или его представитель. Образец приказа смотрите ниже.

    Образец

    Приказ о создании комиссии для проведения спецоценки условий труда

    Бланк приказа о создании комиссии по специальной оценке условий труда

    В состав комиссии нужно включить нечетное количество работников компании. Среди них обязательно должен быть специалист по охране труда, а также представители профсоюза, если они на предприятии есть (ч. 1, 2 и 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

    Комиссия должна разработать и утвердить график проведения работ по спецоценке условий труда с учетом особенностей технологического процесса на предприятии.

    Определить перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке

    Комиссия определяет перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, а также указывает аналогичные рабочие места (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

    Аналогичными признаются рабочие места, на которых используется однотипное производственное оборудование, действует одинаковый набор вредных (опасных) производственных факторов (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). В ходе проведения спецоценки достаточно оценить 20% аналогичных рабочих мест, но не менее двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

    Первый этап - идентификация вредных и опасных производственных факторов

    Прежде чем измерить вредность или опасность условий труда, необходимо провести их идентификацию.

    Какие рабочие места не требуют идентификации производственных факторов

    В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ и пунктом 10 Методики не нужно проводить идентификацию в отношении рабочих мест:

  • работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки № 1 и 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости;
  • в связи с работой на которых сотрудникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными (опасными) условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестаций или спецоценок были установлены вредные (опасные) условия труда.
  • Эти исключения понятны - изначально известно, что условия труда на таких рабочих местах являются вредными и (или) опасными.

    Что такое идентификация вредных и опасных производственных факторов

    Идентификация предполагает выполнение следующих действий (п. 3 Методики).

    Во-первых, нужно выявить и описать факторы производственной среды и трудового процесса и их источники.

    Во-вторых, следует сопоставить и установить совпадения в наименованиях выявленных факторов с наименованиями вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в Классификаторе (далее - Классификатор).

    Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приведен в приложении № 2 к приказу Минтруда России от 24.01. № 33н

    В-третьих, необходимо принять решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных (опасных) производственных факторов.

    В заключение надо зафиксировать результаты идентификации, оформив отчет или подав декларацию.

    Финансирование затрат на проведение спецоценки -обязанность работодателя

    Обязанность по финансированию спецоценки возложена на работодателя. Пока не ясно, сможет ли компания частично провести спецоценку за счет взносов на травматизм (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ). В Правилах финансового обеспечения предупредительных мер, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12. № 580н, соответствующие изменения не внесены.

    Но на сумму затрат на проведение спецоценки компания может уменьшить налогооблагаемую прибыль (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие расходы, по сути, являются расходами на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности.

    Кто проводит работы по идентификации и что делать работодателю

    Все перечисленные выше действия выполняет приглашенный специалист из организации, с которой заключен договор о проведении спецоценки (ч. 1 ст. 20 Закона № 426-ФЗ и п. 4 Методики).

    Для выявления вредных (опасных) факторов приглашенный эксперт может использовать техническую, технологическую документацию, должностные инструкции, информацию о характеристиках сырья и материалов, результаты ранее проводившихся на рабочем месте исследований и измерений вредных (опасных) факторов.

    Работодатель обязан предоставить эксперту все необходимые документы и заключения, которые имеются на предприятии, а также разъяснения по вопросам проведения спецоценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ). Если таких документов нет, эксперт обследует рабочее место, осматривает его в процессе выполнения работником штатных действий, опрашивает работника. Работодатель обязан обеспечить эксперту беспрепятственный доступ к рабочему месту и предоставить возможность провести беседу с работником.

    Результаты идентификации

    Совпадения есть. Если в результате сопоставления эксперт установит совпадение наименований выявленных факторов производственной среды с наименованиями, указанными в Классификаторе, такие факторы признаются вредными или опасными (п. 7 Методики).

    Далее эксперт принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных (опасных) факторов (п. 7 Методики).

    Обратите внимание: идентификация не проводится в отношении рабочих мест сотрудников, имеющих право на досрочную пенсию (списки № 1 и 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10), и мест, предполагающих гарантии и компенсации за работу с вредными (опасными) условиями труда.

    Эксперт должен принять решение о замерах уровня вредных факторов. Это необходимо для отнесения условий труда к 3-му или 4-му классу опасности, так как именно от класса (подкласса) теперь зависит тариф дополнительных страховых взносов в ПФР.

    О составлении декларации читайте ниже.

    Совпадений нет или факторы не выявлены. Если вредные (опасные) факторы по результатам идентификации не выявлены или не обнаружено совпадения их наименований в Классификаторе, эксперт фиксирует отсутствие на рабочем месте вредных (опасных) факторов. Условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми. В отношении таких рабочих мест работодатель подает декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 8 Методики).

    Форма отчета предусмотрена приложением № 3 к приказу Минтруда России от 24.01. № 33н.

    Где отражаются результаты идентификации. Результаты идентификации эксперт заносит в раздел II Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда Отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее - Отчет). Результаты идентификации должна утвердить комиссия.

    Отчет о проведении спецоценки включает:

  • Сведения об организации, проводящей спецоценку условий труда (раздел I);
  • Перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка (раздел II);
  • Карту специальной оценки условий труда (раздел III);
  • Протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте (раздел IV);
  • Форму сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда (раздел V);
  • Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда (раздел VI).
  • Второй этап - исследования и измерения уровня вредных и опасных производственных факторов

    В случае выявления на рабочем месте вредных (опасных) факторов необходимо измерить их фактические значения (п. 12 Методики и ст. 12 Закона № 426-ФЗ).

    Кто проводит. Исследования и измерения вредных и (или) опасных факторов проводят испытательная лаборатория, эксперты или другие работники организации, с которой заключен договор о проведении спецоценки (п. 13 Методики).

    В каких условиях проводятся измерения. В общем случае исследования и измерения должны проводиться в момент, когда оборудование находится под нагрузкой, работает в штатном режиме с использованием обычных для данной технологии сырья и материалов (п. 16 Методики). Работодатель должен обеспечить возможность проведения таких измерений.

    Если измерения опасны. Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований и измерений на реальном рабочем месте, если это может создать угрозу для жизни людей. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения исследований и измерений. Запретительное решение комиссии оформляется протоколом, который должен содержать обоснование причины отказа от измерений (п. 18 Методики).

    Результаты прошлых замеров. В некоторых случаях исследования и измерения не проводятся, если есть возможность воспользоваться результатами исследований и измерений, проведенных не ранее чем за шесть месяцев до спецоценки условий труда, и если эксперт даст заключение о возможности использования указанных результатов (п. 13 Методики).

    Протокол по итогам. Результаты исследований и измерений вредных (опасных) факторов оформляют в форме протокола.

    Третий этап - классификация условий труда

    Условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). Вредные условия, в свою очередь, могут быть четырех степеней (подклассов) (ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

    Эксперт присваивает класс

    Эксперт устанавливает класс условий труда на рабочем месте в зависимости от степени отклонения фактических значений вредных (опасных) факторов от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и с учетом продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены) (п. 20 Методики).

    С учетом совокупного воздействия идентифицированных вредных факторов эксперт установит класс (подкласс) условий труда.

    Итоговый класс может быть повышен. Если на рабочем месте зафиксировано сочетанное действие (п. 94 Методики):

  • трех и более вредных (опасных) факторов, отнесенных к подклассу 3.1 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) условий труда относится к подклассу 3.2;
  • двух и более вредных (опасных) факторов, отнесенных к подклассам 3.2, 3.3, 3.4 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) повышается на одну степень.
  • Итоговый класс можно понизить. Итоговый класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень, если работники используют средства индивидуальной защиты, сертифицированные аккредитованным органом по сертификации, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (п. 95 Методики и ч. 6 ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Решение об этом принимает комиссия с учетом мнения эксперта.

    Оформляем Отчет

    Эксперт из организации, с которой заключен договор о проведении спецоценки, заполняет значимые показатели Отчета.

    Инструкция по заполнению Отчета приведена в приложении № 4 к приказу Минтруда России от 24.01. № 33н

    Так, выявленные потенциально вредные (опасные) факторы и продолжительность их воздействия (в часах) на работника в течение рабочего дня (смены) он отразит в графах 4-19 раздела II Отчета.

    Если же вредные факторы не идентифицированы, проставляется прочерк -.

    Класс (подкласс) условий труда по каждому производственному фактору на рабочем месте вписывается:

  • в строку 030 раздела III Отчета;
  • в графы 3-16 таблицы 2 раздела V Отчета.
  • Информация об итоговой оценке условий труда оформляется в соответствии с приложением 22 к Методике и указывается:

  • в строке 030 раздела III Отчета;
  • в графе 17 таблицы 2 раздела V Отчета.
  • Отчет подписывают все члены комиссии, а утверждает - ее председатель (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

    На рабочем месте вредные факторы не выявлены

    Если на рабочих местах установлен 1-й и 2-й класс условий труда, работодатель должен задекларировать соответствие условий государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Порядок представления декларации

    Форма декларации приведена в приложении № 1, а порядок ее подачи - в приложении № 2 к приказу Минтруда России от 07.02. № 80н.

    Декларацию нужно представить в территориальное отделение Роструда не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения Отчета о проведении спецоценки. В какой форме ее сдавать - бумажной или электронной - работодатель решает самостоятельно.

    Декларация действительна в течение пяти лет. Ее действие прекратится только в случае, если с сотрудником, занятым на рабочем месте, в отношении которого подана декларация, на производстве произошел несчастный случай или у этого работника выявлено профессиональное заболевание из-за воздействия вредных (опасных) факторов.

    Спецоценка раньше срока

    По общему правилу оценка условий труда проводится не реже одного раза в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ), если нет оснований для внеплановой оценки. Основания для проведения внеплановой спецоценки условий труда перечислены в статье 17 Закона № 426-ФЗ, например: изменение технологического процесса или состава применяемых сырья и материалов, несчастный случай на рабочем месте и т. п.

    Если такие обстоятельства отсутствуют, декларация по истечении срока ее действия считается продленной на следующие пять лет (п. 4-7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

    Какие сведения внести в Отчет о нормальных условиях труда

    В отношении рабочих мест, на которых вредные (опасные) факторы не идентифицированы, в Отчете нужно указать только (п. 4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ):

    сведения об организации, проводившей спецоценку условий труда (с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ) (раздел I Отчета);перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка условий труда, с указанием на то, что вредные (опасные) производственные факторы не выявлены (раздел II Отчета);заключение эксперта организации, привлеченной для проведения спецоценки.

    Знакомим работников под роспись с результатами спецоценки

    Работники, занятые на работах с вредными и ( или) опасными условиями труда (3-й и 4-й класс), имеют право, в частности:

  • на повышенную оплату труда - не менее 4% оклада, установленного для соответствующего вида работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ);
  • сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 ТК РФ).
  • Работников нужно ознакомить с результатами спецоценки условий их труда в течение 30 календарных дней со дня утверждения Отчета. В этот срок не входят периоды болезни, отпуска, командировки и междувахтового отдыха сотрудника (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

    Ознакомить сотрудников с результатами спецоценки можно, например, с помощью листа ознакомления, составленного в произвольной форме.

    Если же работодатель давал своим сотрудникам какие-либо разъяснения по вопросам проведения и результатов специальной оценки условий труда, это также можно отразить в листе ознакомления.

    Специальная Оценка Условий труда

    СпецОценка труда — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам специальной оценки труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

    С 1 января года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда нужно проводить специальная оценка условий труда. Т.е. с этого времени процедура аттестации отменена, а оценка условий труда на рабочих местах в целях, предусмотренных трудовым законодательством, может осуществляться только в форме специальной оценки условий труда. Хотя результаты аттестации рабочих мест, проведенных до года, являются действительными как оценка труда .

    Примечание. Письмо Минтруда России от 8 апреля г. № 15-4/В-366

    Как провести специальную оценку условий труда

    Порядок для новой процедуры оценки условий труда прописан в Законе от 28 декабря г.

    Источники: buh-aktiv.ru, www.assessor.ru, tmcot68.ru, srgroup.ru

    Категория: Приказы о назначении комиссии | Добавил: Vladrom (30.01.2016)
    Просмотров: 3265 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar