Главная » Статьи » Приказы о назначении комиссии

Образец приказа о создании комиссии на списание мбп

Анонсы

С 1 января текущего года изменился порядок привлечения на работу иностранных граждан. В нововведениях поможет разобраться Яна Метелева . юрист и консультант по вопросам трудового законодательства.

Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Бухучет и отчетность В организации имеется неисправная оргтехника (мониторы, системные блоки, принтеры, источники бесперебойного питания, сканеры и т.п.), ремонт которой экономически не целесообразен. Данная оргтехника полностью самортизирована, не участвует в производственной деятельности, находится на складе. Учет этого имущества ведется на счетах 01 и 013. Возможно ли списание данных средств со счетов 01 и 013 без проведения утилизации? Можно ли расходы на утилизацию учесть при налогообложении прибыли, если они будут произведены в другом налоговом периоде (например, списание со счетов 01 и 013 будет в IV квартале  года, а утилизация - в I квартале  года)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Проведение утилизации оргтехники и учет драгоценных металлов, входящих в нее, регламентированы законодательством РФ. Соответственно, утилизацию оргтехники организация обязана проводить. По нашему мнению, списание оргтехники со счетов учета в одном налоговом периоде, а признание расходов на утилизацию в другом периоде возможны.

Обоснование вывода:

Учет выбытия основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).

Пунктом 29 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта основных средств (далее также - объект ОС) может иметь место, в частности, в случае прекращения использования вследствие морального или физического износа.

Согласно п. 77 Методических указаний для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой должны войти соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

В компетенцию комиссии входит:

- установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ);

- при необходимости выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;

- возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад;

- составление акта на списание объекта основных средств, которым оформляется принятое решение комиссии (п. 78 Методических указаний) с указанием данных, характеризующих объект основных средств.

Акт о списании объекта ОС (кроме автотранспортных средств) составляется по форме N ОС-4 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7) и утверждается руководителем организации.

На основании акта о списании в инвентарной карточке объекта производится отметка о выбытии объекта ОС (п. 80 Методических указаний).

Таким образом, выбытие предметов оргтехники оформляется следующими документами:

- приказ руководителя организации о создании комиссии;

- акт о списании объекта ОС формы N ОС-4, утвержденный руководителем организации.

В акт должны быть включены сведения, предусмотренные п. 78 Методических указаний.

Названные документы являются документами, на основании которых производится списание объекта ОС как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (смотрите письма Минфина России от 09.07.2009 N 03-03-06/1/454, УФНС России по г. Москве от 11.08. N 16-15/079009@ и от 23.05.2006 N 20-12/45320@).

Списание малоценного имущества (по аналогии с объектами основных средств) может быть осуществлено либо по окончании срока его полезного использования, либо в случае его морального или физического износа, когда дальнейшая эксплуатация указанного имущества уже невозможна.

Минфин России в письме от 30.05.2006 N 03-03-04/4/98 разъяснил, что для учета имущества, не являющегося амортизируемым, стоимость которого включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию, применение форм, используемых для учета и списания объектов основных средств, не требуется.

В этом же письме для учета такого малоценного имущества было рекомендовано, в частности, использование таких форм, как приходный ордер по форме N М-4, требование-накладная по форме N М-11, карточка учета материалов по форме N М-17 и другие. Приведенные формы, а также указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а. Этим же постановлением утверждены и такие формы, как:

- МБ-4 "Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов";

- МБ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов".

Таким образом, при списании объектов малоценного имущества аналогом формы N ОС-4 можно считать форму N МБ-8. Данная форма составляется в одном экземпляре комиссией. После сдачи списанных предметов для утилизации акт с распиской кладовщика сдается в бухгалтерию. На разные виды малоценных и быстроизнашивающихся предметов акты на списание составляются отдельно.

Необходимо учесть также следующее.

Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять поступление, движение, инвентаризацию и выбытие драгоценных металлов, содержащихся в составных частях различных видов техники.

Основанием для этого являются:

- Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях";

- Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее - Правила N 731);

- Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденная приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н (далее - Инструкция N 68н).

Согласно положениям п. 6 Правил N 731 и п. 6.3 Инструкции N 68н организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных средств.

С учетом положений этих нормативных правовых актов при списании предметов оргтехники, содержащих драгоценные металлы и их сплавы (далее - драгоценные металлы), организация должна совершить следующие действия:

- изъять из предметов оргтехники детали, содержащие драгоценные металлы;

- определить содержание драгоценных металлов в деталях;

- оприходовать полученные детали.

За нарушение правил учета и хранения драгоценных металлов статьей 19.14 КоАП предусмотрена ответственность. Так, на должностных лиц организаций может быть наложен штраф в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей, а на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Изъять из приборов и изделий детали, содержащие драгоценные металлы, организация может как самостоятельно, так и с привлечением организации, осуществляющей проведение таких работ в соответствии с законодательством РФ. Отметим, что наличия лицензии на эти работы законодательство не требует.

Содержание в объекте ОС драгоценных материалов указывается в разделе 2 "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств" акта формы N ОС-4.

На основании акта об изъятии деталей соответствующие приборы и изделия списываются с карточек учета и одновременно на изъятые детали заводятся карточки учета материалов по форме N М-17 (утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а), в которых согласно п. 6.19 Инструкции следует указать:

- вид лома и отходов (наименование деталей и узлов);

- общую массу отходов;

- наименование драгоценных металлов;

- массу в чистоте драгоценных металлов, содержащихся в изъятых деталях согласно паспортам.

Изъятые детали учитываются в соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) на счете 10 "Материалы". Согласно п. 9 ПБУ 5/01 их фактическая себестоимость определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, то есть исходя из суммы денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. С учетом требования осмотрительности (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)) рекомендуем стоимость деталей определять для целей бухгалтерского учета по минимально возможной цене реализации.

Необходимо учитывать, что в компьютерной технике, помимо драгоценных металлов, могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например ртуть, свинец и т.д.). В этом случае при утилизации предметов оргтехники могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Поэтому рекомендуем не утилизировать оргтехнику самостоятельно, а привлечь с этой целью специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств.

Следовательно, затраты предприятия на оплату услуг специализированной организации (организаций), привлекаемой для совершения действий, связанных со списанием и утилизацией объектов ОС, будут являться обоснованными и могут быть включены в состав внереализационных расходов при условии их соответствующего документального подтверждения.

Датой осуществления указанных расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

По мнению Минфина России, высказанному в письме от 19.09.2007 N 03-03-06/1/675, в случае, если выведение объекта основного средства из эксплуатации и его ликвидация осуществляются в разных налоговых периодах, затраты на ликвидацию такого основного средства относятся к внереализационным расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, в том налоговом периоде, когда фактически была проведена ликвидация.

В письме Минфина России от 08.12.2009 N 03-03-06/1/793, рассматривая вопрос о признании в составе внереализационных расходов остаточной стоимости ликвидируемого основного средства, специалисты ведомства указывают на то, что демонтаж не является обязательным условием ликвидации основного средства.

Таким образом, учитывая мнение Минфина России, полагаем, что расходы на утилизацию оргтехники можно признать в составе внереализационных расходов на дату подписания акта специализированной организации, даже если эти расходы осуществляются в налоговом периоде, следующем за периодом списания оргтехники с учета.

Однако в некоторых случаях, по мнению налоговых органов, для списания объектов основных средств с учета имеет значение подтверждение фактического выбытия объекта (например актом об утилизации, актом приема-передачи объекта при его реализации, смотрите в связи с этим постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.02.2009 N Ф04-3846/2008(247-А27-40)). В данном судебном заседании суд поддержал доводы налогового органа.

В связи с этим полагаем, что более безопасным, с точки зрения налогообложения, будут списание оргтехники и признание расходов на утилизацию в одном налоговом периоде, так как утилизация подтверждает фактическое выбытие объекта учета.

Следует отметить, что стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включается во внереализационные доходы организации на основании п. 13 ст. 250 НК РФ. Оценка таких доходов должна быть произведена по рыночной цене (ст. 105.3, п. 5 ст. 274 НК РФ).

К сведению:

Одним из способов списания оргтехники с учета может быть ее реализация специализированным организациям, которые выкупают старую технику и утилизируют ее, тогда Вашей организации не нужно будет приходовать и вести учет лома и отходов драгоценных металлов.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:

Как списать старую оргтехнику

Образец приказа о создании комиссии на списание мбп

В организации имеется неисправная оргтехника (мониторы, системные блоки, принтеры, источники бесперебойного питания, сканеры и т.п.), ремонт которой экономически не целесообразен. Данная оргтехника полностью самортизирована, не участвует в производственной деятельности, находится на складе. Учет этого имущества ведется на счетах 01 и 013.

Возможно ли списание данных средств со счетов 01 и 013 без проведения утилизации?

Можно ли расходы на утилизацию учесть при налогообложении прибыли, если они будут произведены в другом налоговом периоде (например, списание со счетов 01 и 013 будет в IV квартале года, а утилизация - в I квартале года)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Проведение утилизации оргтехники и учет драгоценных металлов, входящих в нее, регламентированы законодательством РФ. Соответственно, утилизацию оргтехники организация обязана проводить. По нашему мнению, списание оргтехники со счетов учета в одном налоговом периоде, а признание расходов на утилизацию в другом периоде возможны.

Обоснование вывода:

Учет выбытия основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).

Пунктом 29 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта основных средств (далее также - объект ОС) может иметь место, в частности, в случае прекращения использования вследствие морального или физического износа.

Согласно п. 77 Методических указаний для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой должны войти соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

В компетенцию комиссии входит:

- установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ);

- при необходимости выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;

- возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад;

- составление акта на списание объекта основных средств, которым оформляется принятое решение комиссии (п. 78 Методических указаний) с указанием данных, характеризующих объект основных средств.

Акт о списании объекта ОС (кроме автотранспортных средств) составляется по форме N ОС-4 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7) и утверждается руководителем организации.

На основании акта о списании в инвентарной карточке объекта производится отметка о выбытии объекта ОС (п. 80 Методических указаний).

Таким образом, выбытие предметов оргтехники оформляется следующими документами:

- приказ руководителя организации о создании комиссии;

- акт о списании объекта ОС формы N ОС-4, утвержденный руководителем организации.

В акт должны быть включены сведения, предусмотренные п. 78 Методических указаний.

Названные документы являются документами, на основании которых производится списание объекта ОС как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (смотрите письма Минфина России от 09.07.2009 N 03-03-06/1/454, УФНС России по г. Москве от 11.08. N 16-15/079009@ и от 23.05.2006 N 20-12/45320@).

Списание малоценного имущества (по аналогии с объектами основных средств) может быть осуществлено либо по окончании срока его полезного использования, либо в случае его морального или физического износа, когда дальнейшая эксплуатация указанного имущества уже невозможна.

Минфин России в письме от 30.05.2006 N 03-03-04/4/98 разъяснил, что для учета имущества, не являющегося амортизируемым, стоимость которого включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию, применение форм, используемых для учета и списания объектов основных средств, не требуется.

В этом же письме для учета такого малоценного имущества было рекомендовано, в частности, использование таких форм, как приходный ордер по форме N М-4, требование-накладная по форме N М-11, карточка учета материалов по форме N М-17 и другие. Приведенные формы, а также указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а. Этим же постановлением утверждены и такие формы, как:

- МБ-4 "Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов";

- МБ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов".

Таким образом, при списании объектов малоценного имущества аналогом формы N ОС-4 можно считать форму N МБ-8. Данная форма составляется в одном экземпляре комиссией. После сдачи списанных предметов для утилизации акт с распиской кладовщика сдается в бухгалтерию. На разные виды малоценных и быстроизнашивающихся предметов акты на списание составляются отдельно.

Необходимо учесть также следующее.

Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять поступление, движение, инвентаризацию и выбытие драгоценных металлов, содержащихся в составных частях различных видов техники.

Основанием для этого являются:

- Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях";

- Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее - Правила N 731);

- Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденная приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н (далее - Инструкция N 68н).

Согласно положениям п. 6 Правил N 731 и п. 6.3 Инструкции N 68н организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных средств.

С учетом положений этих нормативных правовых актов при списании предметов оргтехники, содержащих драгоценные металлы и их сплавы (далее - драгоценные металлы), организация должна совершить следующие действия:

- изъять из предметов оргтехники детали, содержащие драгоценные металлы;

- определить содержание драгоценных металлов в деталях;

- оприходовать полученные детали.

За нарушение правил учета и хранения драгоценных металлов статьей 19.14 КоАП предусмотрена ответственность. Так, на должностных лиц организаций может быть наложен штраф в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей, а на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Изъять из приборов и изделий детали, содержащие драгоценные металлы, организация может как самостоятельно, так и с привлечением организации, осуществляющей проведение таких работ в соответствии с законодательством РФ. Отметим, что наличия лицензии на эти работы законодательство не требует.

Содержание в объекте ОС драгоценных материалов указывается в разделе 2 "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств" акта формы N ОС-4.

На основании акта об изъятии деталей соответствующие приборы и изделия списываются с карточек учета и одновременно на изъятые детали заводятся карточки учета материалов по форме N М-17 (утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а), в которых согласно п. 6.19 Инструкции следует указать:

- вид лома и отходов (наименование деталей и узлов);

- общую массу отходов;

- наименование драгоценных металлов;

- массу в чистоте драгоценных металлов, содержащихся в изъятых деталях согласно паспортам.

Изъятые детали учитываются в соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) на счете 10 "Материалы". Согласно п. 9 ПБУ 5/01 их фактическая себестоимость определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, то есть исходя из суммы денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. С учетом требования осмотрительности (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)) рекомендуем стоимость деталей определять для целей бухгалтерского учета по минимально возможной цене реализации.

Необходимо учитывать, что в компьютерной технике, помимо драгоценных металлов, могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например ртуть, свинец и т.д.). В этом случае при утилизации предметов оргтехники могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Поэтому рекомендуем не утилизировать оргтехнику самостоятельно, а привлечь с этой целью специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств.

Следовательно, затраты предприятия на оплату услуг специализированной организации (организаций), привлекаемой для совершения действий, связанных со списанием и утилизацией объектов ОС, будут являться обоснованными и могут быть включены в состав внереализационных расходов при условии их соответствующего документального подтверждения.

Датой осуществления указанных расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

По мнению Минфина России, высказанному в письме от 19.09.2007 N 03-03-06/1/675, в случае, если выведение объекта основного средства из эксплуатации и его ликвидация осуществляются в разных налоговых периодах, затраты на ликвидацию такого основного средства относятся к внереализационным расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, в том налоговом периоде, когда фактически была проведена ликвидация.

В письме Минфина России от 08.12.2009 N 03-03-06/1/793, рассматривая вопрос о признании в составе внереализационных расходов остаточной стоимости ликвидируемого основного средства, специалисты ведомства указывают на то, что демонтаж не является обязательным условием ликвидации основного средства.

Таким образом, учитывая мнение Минфина России, полагаем, что расходы на утилизацию оргтехники можно признать в составе внереализационных расходов на дату подписания акта специализированной организации, даже если эти расходы осуществляются в налоговом периоде, следующем за периодом списания оргтехники с учета.

Однако в некоторых случаях, по мнению налоговых органов, для списания объектов основных средств с учета имеет значение подтверждение фактического выбытия объекта (например актом об утилизации, актом приема-передачи объекта при его реализации, смотрите в связи с этим постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.02.2009 N Ф04-3846/2008(247-А27-40)). В данном судебном заседании суд поддержал доводы налогового органа.

В связи с этим полагаем, что более безопасным, с точки зрения налогообложения, будут списание оргтехники и признание расходов на утилизацию в одном налоговом периоде, так как утилизация подтверждает фактическое выбытие объекта учета.

Следует отметить, что стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включается во внереализационные доходы организации на основании п. 13 ст. 250 НК РФ. Оценка таких доходов должна быть произведена по рыночной цене (ст. 105.3, п. 5 ст. 274 НК РФ).

Одним из способов списания оргтехники с учета может быть ее реализация специализированным организациям, которые выкупают старую технику и утилизируют ее, тогда Вашей организации не нужно будет приходовать и вести учет лома и отходов драгоценных металлов.

Вахромова Наталья — эксперт службы Правового консалтинга "Гарант "

Забалансовые счета и учет: порядок организации и ведения

Расхожее мнение: забалансовый учет - это формальность. Если бухгалтер не отразит что-то за балансом, то никаких негативных последствий для компании не будет. Однако это далеко не так.

Скажем сразу: санкции за отсутствие забалансового учета со стороны налоговиков возможны. Кроме того, компания, пренебрегающая этим учетом, вряд ли получит положительное аудиторское заключение. И наконец, самое главное: без забалансового учета невозможно полно и достоверно отразить информацию о деятельности организации и ее имущественном положении.

Так, данные об имуществе, которое учитывают за балансом, могут пригодиться как самому предприятию, так и налоговикам во время проверки. К примеру, если компания отразит на счете 001 арендованные основные средства, то она, возможно, избежит дополнительных вопросов инспекторов по поводу затрат на ремонт этих активов. А детальная информация об имуществе, переданном другим фирмам (например, в аренду или в качестве залога), пригодится для управленческого учета и финансового планирования в компании. Именно поэтому данные забалансового учета нередко учитывают при составлении бухгалтерской отчетности.

Какое имущество можно учесть на забалансовых счетах

Законодательно предусмотрено 11 забалансовых счетов. Но для многих объектов они не установлены. Если это необходимо, организация сама может открыть новые счета или ввести субсчета к уже имеющимся. Такие нововведения необходимо прописать в учетной политике компании.

Согласно определению, которое дано в Инструкции. утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. забалансовые счета условно можно разделить на три группы:

  • забалансовые счета по учету имущества, которое не принадлежит организации;
  • забалансовые счета по учету обеспечений и обязательств;
  • забалансовые счета по учету иного имущества.
  • Рассмотрим имущество, которое можно учесть на счетах каждой из этих трех групп.

    Имущество, не принадлежащее компании на праве собственности

    Забалансовый учет ценностей, которые не принадлежат компании на праве собственности, ведут на счетах первой группы.

    Так, к примеру, на забалансовом счете 001 учитывают арендованные основные средства. А на счете 002 - товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение.

    Главная сложность забалансового учета на счетах первой группы в следующем. Очень часто у бухгалтера нет информации о стоимости активов, которые не принадлежат компании. В связи с этим непонятно, по какой стоимости имущество должно быть принято к учету.

    У этой проблемы есть несколько решений:

    1. запросить недостающую информацию у той компании, которая эти объекты предоставила;
    2. взять для учета рыночную стоимость, которая подтверждена независимым оценщиком;
    3. узнать стоимость объекта в бюро технической инвентаризации;
    4. отразить объекты в условной или количественной оценке.

    Какой бы способ компания ни выбрала, она должна закрепить его в своей учетной политике. Разберемся, каким образом можно определять неизвестную стоимость забалансового актива.

    Первый способ можно применять в случае аренды основного средства и нематериальных активов, а также если имущество получено в безвозмездное пользование. Например, арендатор здания может запросить у арендодателя информацию о стоимости арендованного имущества или копию инвентарной карточки такого объекта по форме № ОС-6 (утверждена постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 ). Также арендатор с арендодателем могут составить дополнительное соглашение к договору аренды, где укажут стоимость основных средств, передаваемых в аренду.

    Однако не всегда предприятие, которое передало компании имущество в аренду или в безвозмездное пользование, идет навстречу своему партнеру. То есть получить информацию о стоимости таких объектов становится нереально. Тогда возможен второй способ - независимая оценка. Оценщик определит и заверит рыночную стоимость забалансового имущества. Но такой вариант действий очень трудоемкий и дорогостоящий. Правда если речь идет об оценке здания, то организация может запросить сведения о стоимости арендованных или полученных в безвозмездное пользование объектов в бюро технической инвентаризации.

    И наконец, о последнем, третьем способе . Он самый простой. Им в первую очередь пользуются в тех ситуациях, когда стоимость забалансового имущества вообще не может быть выражена в денежном эквиваленте. Когда активы оценить невозможно, бухгалтер вправе принять их за баланс в условной оценке или количественном выражении. Самый характерный пример - бланки строгой отчетности. Забалансовый учет бланков ведут на счете 006 в условной оценке. Такие правила установлены в Инструкции к Плану счетов. Условная оценка может равняться фактической цене или любой другой стоимости, например 1 руб. Порядок определения условной оценки компания должна закрепить в своей учетной политике.

    Обеспечения обязательств и платежей

    На счетах второй группы учитывают обеспечения обязательств и платежей выданные и полученные. К таким обеспечениям, согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса РФ, относятся залог, задаток, поручительство, банковская гарантия и другие.

    Здесь опять же возникает вопрос: по какой стоимости надо учитывать обеспечения, учтенные за балансом? Допустим, речь идет о залоге. Что в этом случае нужно отразить за балансом - стоимость заложенного имущества или сумму обязательства (платежа) залогодателя? Ведь эти суммы необязательно будут равны. Логичнее за балансом отразить обеспечение по стоимости заложенного имущества. Так как в случае, если залогодатель не погасит свое обязательство (платеж), залогодержатель сможет возместить себе убытки на сумму заложенного имущества. Приведем пример.

    ЗАО Импорт-дизайн продает партию товара ООО Виктория. ООО обеспечило оплату за товар, заложив компьютер, остаточная стоимость которого составляет 15 000 руб. Эту стоимость зафиксировали в договоре залога. ЗАО Импорт-дизайн отражает обеспечение за балансом:

    ДЕБЕТ 008

    - 15 000 руб. - получено обеспечение платежа.

    К установленному сроку ООО Виктория не оплатило товар. Таким образом, компьютер перешел в распоряжение залогодержателя. Пока ЗАО Импорт-дизайн не продаст полученный по договору залога объект, бухгалтер этой компании учитывает его в составе товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение.

    Проводки у ЗАО Импорт-дизайн будут такими:

    КРЕДИТ 008

    - 15 000 руб. - списано обеспечение платежа;

    - 15 000 руб. - учтен объект, полученный по договору залога, в составе товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение.

    Когда полученный по договору залога объект продадут, ЗАО Импорт-дизайн отразит прочий доход:

    ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 91

    - 15 000 руб. - поступил доход от продажи объекта.

    Иное имущество

    Третья группа забалансовых счетов предназначена для объектов, которые находятся в собственности организации, но при этом очень важно учитывать их отдельно - за балансом. Например, сведения о законсервированных объектах позволят определить, какое количество имущества компания использует для своей деятельности и сколько объектов простаивают. Также к таким важным активам относятся малоценные объекты, спецодежда и спецоснастка. О них поговорим подробнее.

    Малоценные объекты

    Стоимость объектов, которая не превышает 0 000 руб. за единицу (или меньше, но в пределах лимита, установленного в учетной политике компании), организация может учитывать в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов. Это следует из пункта 5 ПБУ 6/01 Учет основных средств. Такие объекты включают в материальные затраты при вводе в эксплуатацию. Не стоит забывать, что к малоценному имуществу применяют положения ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов. И это должно быть прописано в учетной политике организации.

    Согласно пункту 3 ПБУ 5/01, за движением материальных запасов должен быть организован надлежащий контроль. Поэтому компаниям целесообразно учитывать малоценные активы за балансом. Организация может создать забалансовый счет Имущество стоимостью до 40 000 руб. которое введено в эксплуатацию. Эти активы поступают на такой счет после ввода в эксплуатацию, а выбывают в момент полного износа или реализации.

    Имущество стоимостью до 40 000 руб. учитывают на забалансовом счете по фактической себестоимости, по которой такой актив приобрели или создали. Это следует из пункта 5 ПБУ 5/01.

    Документальным подтверждением того, что малоценные объекты отнесены на забалансовый счет, может быть требование-накладная по форме № М-11 или другой первичный документ, разработанный организацией. Списывать с забалансового учета такие объекты будут на основании акта на списание. Например, можно использовать унифицированную форму № МБ-8 Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

    Специальная оснастка и одежда

    Для того чтобы обеспечить сохранность спецоснастки и спецодежды, компания может принять их на забалансовый счет Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию. Данный порядок установлен пунктом 23 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утверждены приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н ). Делать это обязательно, если такие объекты получены в пользование или распоряжение (п. 12 Методических указаний ).

    Но также Минфин России рекомендует вести забалансовый учет спецоснастки и спецодежды в случаях полного списания стоимости такого имущества при передаче в эксплуатацию. Так надо делать, если у предприятия существуют обязательства по хранению спецоснастки, даже когда закончилась ее эксплуатация.

    Инвентаризация имущества за балансом

    В ряде случаев компании обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Например, при составлении годовой бухгалтерской отчетности. Об этом сказано в статье 11 Федерального закона от 6 декабря г. № 402-ФЗ О бухгалтерском учете и пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н ). Данное требование распространяется также на имущество, учтенное за балансом.

    При инвентаризации забалансового имущества надо составлять отдельные сличительные ведомости. Об этом сказано в пункте 4.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 ).

    По итогам инвентаризации инвентаризационные описи (акты) подписывают все члены комиссии и материально ответственное лицо. Во время проверки комиссия может выявить как излишки забалансового имущества, так и недостачи.

    Допустим, по результату инвентаризации выявлена недостача товаров, принятых на комиссию. Тогда эту недостачу компания должна будет возместить собственнику данного имущества. Так как, когда закончится срок комиссии, собственник недостающих объектов потребует возместить убытки. Предприятие, выявившее недостачу, отражает сумму убытков в составе прочих расходов.

    Это отражают в учете записями:

    КРЕДИТ 004

    - списана недостача принятых на комиссию товаров на основании акта инвентаризации;

    ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 76

    - отнесена на прочие расходы сумма убытков, которую необходимо оплатить организации - собственнику недостающих объектов.

    Излишки забалансового товара можно принять на баланс в составе прочих доходов. Допустим, обнаружены излишки товаров, принятых на комиссию. Тогда проводка будет такая:

    ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 91

    - приняты в состав товаров предприятия излишки товаров, принятых на комиссию.

    Данные забалансового учета в отчетности

    ВСН 373-85 Организация инструментального хозяйства монтажного и специализированного строительного управления

    МИНИСТЕРСТВО МОНТАЖНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ

    СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ СССР

    УТВЕРЖДАЮ

    Заместитель Министра

    монтажных и специальных

    строительных работ СССР

    К.К. ЛИПОДАТ

    1 ноября 1985 г.

    ОРГАНИЗАЦИЯ

    ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

    МОНТАЖНОГО И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО

    СТРОИТЕЛЬН ого УПРАВЛЕНИЯ

    Минмонтажспецстрой СССР

    Центральное бюро научно-технической информации

    МОСКВА 1986

    Нормы разработаны ВПТИмонтажспецстроем и ВНИИмонтажспецстроем на основе изучения и обобщения передового опыта организаций минмонтажспецстроя СССР.

    С введением в действие настоящих норм утрачивает силу Инструкция по организации инструментального хозяйства монтажного и специализированного строительного управления ВСН 373-77/ММСС СССР и Руководство по организации инструментального хозяйства монтажного и специализированного строительного управления . М. 1979 г.

    Нормы содержат основные требования к организации инструментального хозяйства, к структуре, принципам организации и назначению подразделений, указания по хранению, учету, выдаче, списанию и ремонту инструмента, основные обязанности работников подразделений инструментального хозяйства.

    Составители. Ф.П. Корень, Л.М. Песин, А.В. Махотин, Л.С. Суханова и В.П. Шищенко (ВПТИмонтажспецстрой), кандидаты техн. наук И.Л. Рубин и Л.А. Григорьев (ВНИИмонтажспецстрой).

    С вопросами следует обращаться по адресу: 105275, Москва, Проспект Буденного, 53, ВПТИмонтажспецстрой.

    Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР (Минмонтажспецстрой СССР)

    Учёт и списание инструмента

    В практической деятельности организации для выполнения строительно-монтажных работ привлекают субподрядчика. В договоре сказано, что субподрядчик выполняет работы из материалов компании, а также ее инструментами. Бухгалтерский учет давальческих материалов вопросов не вызывает. Рассмотрим, как правильно оформить учет, передачу, списание и возврат инструментов, если они стоят до 40 000 руб. и числятся в составе материально-производственных затрат (МПЗ).

    В соответствии с абз. 4 п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01), активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ. Для обеспечения сохранности этих объектов на производстве должен быть организован надлежащий контроль за их движением и эксплуатацией. Задача бухгалтерии - создать систему аналитического учета данных активов. Даже если активы списаны в бухгалтерском учете, мы должны обеспечить забалансовый учет таких МПЗ - п. 23 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н (далее - Методические указания N 135н). Для этого необходимо отразить стоимость переданного в эксплуатацию инструмента на введенном забалансовом счете, например 016 "Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию".

    Минфин России в Письме от 30.05.2006 N 03-03-04/4/98 разъяснил, если организация решает учитывать объекты в составе МПЗ, она должна вести соответствующие первичные документы (приходный ордер по форме N М-4, требование-накладная по форме N М-11, карточка учета материалов по форме N М-17 и др.). Данные формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (далее - Постановление N 71а).

    Поскольку эти объекты отвечают признакам основных средств, целесообразно указать предполагаемый срок использования таких активов. Порядок определения срока использования таких объектов необходимо прописать в учетной политике. Тем не менее организация не должна устанавливать этот срок приказом, поскольку на такие активы не распространяются правила учета основных средств. Для указания срока можно использовать графу "Срок годности" в карточке учета материалов М-17. Помимо ведения первичных документов, необходимо проводить инвентаризацию таких объектов. Путем инвентаризации проверяется соответствие данных бухгалтерского учета фактическому наличию имущества и обязательств.

    В бухгалтерском законодательстве нет специальных указаний насчет инвентаризации активов, уже списанных с балансовых счетов, но фактически используемых в производстве, но поскольку в течение нескольких лет учреждение будет пользоваться этими объектами, нужно владеть информацией о их наличии. Это позволит не считать такие объекты излишками, выявленными при проведении общей инвентаризации. Результаты инвентаризации МПЗ оформляются отдельной описью. О необходимости проведения инвентаризации говорит и тот факт, что, если обнаружатся недостачи такого имущества, можно взыскать ущерб с виновных лиц. Унифицированная форма инвентаризационной описи ТМЦ (ИНВ-3) утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (далее - Постановление N 88). Если в процессе инвентаризации обнаружены не пригодные к использованию материальные ценности, то комиссия составляет акты на их списание. Унифицированной формы такого акта не существует, поэтому в учетной политике организации нужно утвердить свою форму акта, причем она должна содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

    Стоимость специальных инструментов, специальных приспособлений и сменного оборудования погашается только способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг). Стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов или используемых в массовом производстве, разрешается полностью погашать в момент передачи в производство соответствующих инструментов и приспособлений. (Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" п. 50).

    Приказ Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. N 135н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды" п. 56.

    Источники: www.garant.ru, delovoymir.biz, www.glavbukh.ru, www.gosthelp.ru, cons-systems.ru

    Категория: Приказы о назначении комиссии | Добавил: Vladrom (30.01.2016)
    Просмотров: 4141 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar