Главная » Статьи » Приказы о назначении комиссии

Приказ о создании комиссии по инвентаризации образец рб

Создание комиссии для проведения инвентаризации

Здравствуйте.

В состав инвентаризационной комиссии могут входить (сотрудники организации):

- бухгалтер по материальному учету;

- юрист;

- специалист административно-хозяйственного отдела, отвечающий за закупку материальных ценностей;

- специалист информационной службы, занимающийся эксплуатацией компьютерной техники;

- специалист по экономическим вопросам;

Вот что я нашла по этому поводу в Гаранте:

Можно ли включить в состав инвентаризационной комиссии сотрудников специализированной сторонней организации, предоставляющей услуги по проведению инвентаризации, но не являющейся аудиторской?

Будут ли результаты данной инвентаризации легитимными для составления годовой бухгалтерской отчетности, или состав инвентаризационный комиссии, прописанный в п. 2.2 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств , является закрытым?

15 февраля

Инвентаризации активов и обязательств посвящена ст. 11 Федерального закона от 06.12. N 402-ФЗ О бухгалтерском учете (далее - Закон N 402-ФЗ).

Согласно п. 1 Закона N 402-ФЗ активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 2).

Согласно п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н).

Так, например, на основании абз. 3 п. 27 Положения N 34н проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).

Порядок проведения инвентаризации организациями установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Методических указаний).

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

Также в состав комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций (п. 2.3 Методических указаний).

При этом положения Методических указаний не содержат специальной оговорки о том, что члены инвентаризационной комиссии должны состоять с организацией именно в трудовых отношениях.

Кроме того, следует отметить, что приказ Минфина России N 49, которым утверждены Методические указания, по заключению Минюста России от 19.06.1995 N 07-01-389-95 не нуждается в государственной регистрации. Следовательно, согласно п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, данный приказ не устанавливает прав и обязанностей организаций, а носит рекомендательный характер.

Нормативные акты не запрещают включать в состав инвентаризационной комиссии представителей сторонних организаций - аудиторов, экспертов, консультантов. Следовательно, такие представители, полагаем, могут входить в состав инвентаризационной комиссии.

При этом у этих специалистов должны быть доверенности, выданные в установленном порядке той организацией, которая направляет своего представителя для проведения инвентаризации.

Таким образом, состав комиссии определяется организацией самостоятельно, путем включения в нее любых лиц, обладающих необходимыми знаниями и опытом, в частности в качестве председателя.

При этом состав инвентаризационной комиссии в обязательном порядке должен быть утвержден руководителем организации.

Отметим, что организация вправе в соответствии с Методическими указаниями, являющимися рекомендательными, установить дополнительные требования к составу инвентаризационной комиссии организации или к её председателю.

К сведению:

Согласно п. 2 правила (стандарта) N 17 Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (далее - ПСАД N 17), порядок участия аудиторов в инвентаризации установлен Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Обращаем Ваше внимание на то, что если Ваша организация подлежит обязательному аудиту, и аудитор не присутствовал при инвентаризации (например, когда договор на оказание аудиторских услуг заключен позднее проведения инвентаризации), в заключении, выдаваемом аудиторской организацией, этот факт будет отражен (п. 3 и п. 4 ПСАД N 17).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Бланки: Приказ о создании комиссий по переоценке и уценке продукции

Совместное общество с ограниченной ответственностью Мария

ПРИКАЗ

08.01.2007 № 5

г.Минск

О СОЗДАНИИ КОМИССИЙ ПО ПЕРЕОЦЕНКЕ И УЦЕНКЕ ПРОДУКЦИИ ООО ДАР

В соответствии с Положением о сезонном снижении цен на продукцию ООО Дар от 20.06.2006 и Положением о порядке снижения цен на продукцию, реализуемую в розничной торговой сети СООО Мария от 22.08.2005 в целях ускорения оборачиваемости товаров, пользующихся ограниченным спросом у населения, ПРИКАЗЫВАЮ:

Приказ о проведении Инвентаризации отходов производства

Название Организации

ПРИКАЗ

30.05. № 32/1

Город

О создании комиссии по проведению

инвентаризации отходов

Согласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды №17 от 29.02.2008 Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства приказываю провести инвентаризацию отходов производства

Председатель комиссии:

Пупкин П.П. - директор

Члены комиссии:

Капустина А.В. - главный бухгалтер;

Саконов Д.М. - главный инженер;

2. Комиссии в период с 03.10. по 14.10. провести контрольное взвешивание образования отходов по каждому источнику образования отходов производства. Замеры провести в течение 10 дней.

Наталья БОРИСЕНКО .

аудитор

Инвентаризация - это проверка наличия имущества организации и состояния ее финансовых обязательств на определенную дату путем сличения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств. Согласно п. 1 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 12.07. № 57-З О бухгалтерском учете и отчетности (далее — Закон) активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При этом п. 2 Закона определены ситуации, при которых проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:

— при реорганизации или ликвидации организации;

— перед составлением годовой отчетности;

— при смене материально ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

— при возникновении чрезвычайных ситуаций;

— в иных случаях, предусмотренных законодательством Респуб­лики Беларусь.

Основным нормативным документом, устанавливающим единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете, является Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180).

В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в том числе неучтенных) путем сопоставления с данными бухгалтерского учета, достоверности сумм дебиторской и кредиторской задолженности, выявление неучтенных или неиспользуемых активов с целью их постановки на учет или последующим списанием или реализацией и др.

Необходимо помнить, что согласно п. 5 Инструкции № 180 инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.).

В соответствии с п. 7 Инструкции № 180 организации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности обязаны провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки:

— основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в том числе товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продуктов подсобного сельского хозяйства) — не ранее 1 ноября;

— незавершенного производства и полуфабрикатов — не ранее 1 ноября;

— животных на выращивании и откорме (в том числе молодняка животных) — не ранее 1 ноября;

— денежных средств — не ранее 1 декабря;

— обязательств и других активов — не ранее 1 декабря.

Организации, применяющие упрощенный способ налогообложения, проводят инвентаризацию активов и обязательств один раз в год, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии с Законом.

Пример 1

Организация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за год планирует проведение инвентаризации активов и обязательств в первой декаде января г. Проведение инвентаризации в такие сроки будет являться нарушением законодательства, несмотря на то что годовая бухгалтерская отчетность будет составляться после первой декады января. Поскольку определение фактического наличия активов совершается путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера, то данные действия, а также сверку фактического наличия активов и обязательств проводят в рамках отчетного периода, а именно — не позднее 31 декабря г.

Накануне инвентаризации руководитель организации издает приказ о ее проведении по примерной форме согласно приложению 1 к Инструкции № 180. Приказом руководителя предусматривается создание инвентаризационной комиссии. При создании такой комиссии необходимо руководствоваться п. 12 и 13 Инструкции № 180.

Обращаем ваше внимание на то, что в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии не назначается материально ответственное лицо, работник ревизионной службы. Не назначается также один и тот же работник 2 раза подряд в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных лиц. Кроме того, необходимо иметь в виду, что материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств.

В соответствии с п. 21 Инструкции № 180 до начала проверки фактического наличия активов приходные и расходные документы или отчеты о движении активов и обязательств, денежных средств, бланков строгой отчетности должны быть сданы в бухгалтерию. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «_________» (дата)», что является основанием для определения остатков активов к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица, а также лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение активов или доверенности на получение активов, дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на активы сданы в бухгалтерию или переданы рабочей инвентаризационной комиссии и все активы, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Проверка фактического наличия активов и обязательств происходит при обязательном участии материально ответственных лиц.

Сведения о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в 2 экземплярах. Для оформления инвентаризации применяются формы, установленные Инструкцией № 180, либо формы, утвержденные респуб­ликанскими органами государственного управления, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

При инвентаризации активов, числящихся в бухгалтерском учете за балансом, составляются отдельные описи.

Если при проведении инвентаризации выявлены активы, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, на такие активы составляются отдельные описи с указанием причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.), а сами эти активы в местах хранения размещаются обособ­ленно.

На практике часто встречаются такие случаи, когда во время проведения инвентаризации в организацию поступают активы, которые необходимо принять к учету. Так, п. 49 Инструкции № 180 определено, что такие оборотные активы принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются после инвентаризации. Такие оборотные активы заносятся в отдельную опись под наименованием «Активы, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка: «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

В зависимости от объема инвентаризируемого имущества и обязательств инвентаризация порой затягивается на длительный срок и возникает производственная необходимость отпуска активов материально ответственным лицам. В таких исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации активы отпус­каются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти оборотные активы заносятся в отдельную опись под наименованием «Активы, отпущенные во время инвентаризации». В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии).

В соответствии с п. 27 Инструкции № 180 инвентаризационные описи заполняются с применением технических средств или от руки чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых активов и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров активов и общий итог фактического количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Если обработка фактических данных и формирование инвентаризационных описей осуществляется с помощью компьютера, допускается указывать итоги на каждой странице цифрами.

В случае нахождения в описях и ведомостях ошибок или описок исправление производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Не допускается в описях оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи ставится отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

При инвентаризации активов, за которые отвечают материально ответственные лица, пересчет (перевес) производится в их непосредственном присутствии, о чем далее в описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией активов в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и ма­териально ответственные лица, которые принимали участие в непосредственном пересчете (перевесе) инвентаризуемых ценнос­тей.

В случаях обнаружения материально ответственными лицами после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом инвентаризационной комиссии. Заявления материально ответственных лиц о том, что недостача или излишки были вызваны ошибкой в наименовании товарно-материальных ценностей, пропуском, просчетом и т.п. принимаются до открытия склада, кладовой, секции. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в описанном выше порядке.

Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. Формы данных документов приведены в приложениях 2 и 3 Инструкции № 180.

Пунктом 26 Инструкции № 180 установлено, что если инвентаризация активов проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся эти активы, при уходе инвентаризационной комиссии опечатываются. Также во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи хранятся в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

По результатам инвентаризации составляются сличительные ведомости по активам, при инвентаризации которых выявлены отклонения учетных данных. Сличительные ведомости составляются с использованием средств вычислительной техники и от руки. Формы таких ведомостей приведены в приложениях 5, 20, 21 Инструкции № 180.

По результатам инвентаризации в сличительных ведомостях отражаются расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическими данными, отраженными в инвентаризационных описях. На активы, числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.), составляются отдельные сличительные ведомости. По каждому случаю выявленных отклонений материально ответственные лица обязаны дать объяснения комиссии.

Рассмотрение результатов инвентаризации в крупных организациях проводится инвентаризационной комиссией с оформлением протокола. Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации излишков и недостач активов и обязательств оформляются протоколом заседания инвентаризационной комиссии и представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает соответствующее решение. Моментом определения окон­чательных результатов инвентаризации является дата принятия решения руководителем организации.

Бухгалтерский учет

Пунктом 70 Инструкции № 180 определено, что стоимость недостающих и излишне выявленных активов и обязательств в сличительной ведомости указывается в соответствии с законодательством. Стоимость излишков активов при принятии их к учету может определяться несколькими способами.

Так, стоимость выявленных излишков активов, которые можно отнести к запасам, согласно п. 46 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11. № 133, при принятии их к бухгалтерскому учету определяется одним из двух вариантов:

— на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность;

— организацией самостоятельно исходя из прейскурантов, бюллетеней, каталогов и иных документов, определяющих стоимость аналогичных активов.

При самостоятельной оценке стоимости излишка активов организацией при принятии их к бухгалтерскому учету оценка производится комиссией, определенной руководителем, с составлением акта произвольной формы, в котором должна быть отражена степень износа оцениваемого актива (ч. 2 п. 39 Инструкции № 180).

Нормативным документом, регулирующим порядок отражения излишков активов, выявленных при проведении инвентаризации, является Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09. № 102 (далее — Инструкция № 102). Согласно п. 13 Инструкции № 102 в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности»), включаются суммы излишков запасов, денежных средств, выявленных в результате инвентаризации.

Суммы излишков инвестиционных активов, выявленных в результате инвентаризации, включаются в состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на сч. 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 14 Инструкции № 102).

В целях налогообложения согласно п. 3.11 ст. 128 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации, отражается на дату оприходования имущества в бухгалтерском учете организации.

Пример 2

При проведении годовой инвентаризации выявлены излишки в количестве 5 стульев. Согласно решению председателя инвентаризационной комиссии 03.11. проведен мониторинг цен на аналогичные стулья на основании прейскурантов цен оптовых организаций торговли. Так, аналогичный товар в таких организациях торговли предлагается покупателю за 800 000 руб. Учитывая износ, установленный комиссией в акте в размере 30%, комиссией принято решение оценить данные стулья по 560 000 руб. с учетом износа.

В бухгалтерском учете произведены следующие записи:

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

Талалаева Ю.Н.,

Правила проведения инвентаризации и порядок отражения ее результатов в бухгалтерском учете установлены Законом о бухгалтерском учете . Положением по ведению бухгалтерского учета и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее - Методические указания по инвентаризации ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете в обязательном порядке инвентаризация проводится в следующих случаях:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  • Сроки проведения инвентаризации

    В соответствии с пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и пунктом 1.5 Методических указаний по инвентаризации проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;из чего следует, что инвентаризацию имущества организации для целей составления годовой бухгалтерской отчетности можно начинать проводить уже после 1 октября отчетного года.

    Конкретные сроки проведения инвентаризации по видам имущества и обязательств действующим законодательством не установлены. Положением по ведению бухгалтерского учета и Методическими указаниями по инвентаризации уточнено только, что инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.

    Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, а следовательно и сроки ее проведения, должны быть утверждены предприятием в составе учетной политики.

    При установления сроков проведения инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств за основу можно принять письмо Минфина СССР от 30 декабря 1982 г. № 179 Об Основных положениях по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов (далее - Основные положения по инвентаризации), раздел 2 которого полностью посвящен срокам проведения инвентаризаций. С изданием Методических указаний по инвентаризации данное письмо не применяется на территории Российской Федерации, однако, по нашему мнению, оно вполне может быть использовано в качестве рекомендаций.

    Основными положениями по инвентаризации установлены следующие сроки проведения инвентаризации имущества перед составлением годового отчета:

  • основные средства - не ранее 1 ноября отчетного года;
  • капитальные вложения - не ранее 1 декабря отчетного года;
  • незавершенное производство и полуфабрикаты собственной выработки - не ранее 1 октября отчетного года;
  • готовая продукция на складах - не ранее 1 октября отчетного года;
  • сырье и прочие материальные ценности - не ранее 1 октября отчетного года.
  • Как видим, более ранний возможный срок проведения инвентаризации (1 октября) устанавливается для тех активов организации, которые представлены наибольшей номенклатурой. Инвентаризация такого имущества является наиболее трудоемкой, поэтому и проводится в сроки, обеспечивающие выполнение требований Методических указаний по инвентаризации к проведению инвентаризации в интересах бухгалтерской отчетности.

    Небольшие предприятия могут устанавливать и более поздние, приближенные к концу отчетного года, сроки проведения инвентаризации.

    Для остальных видов имущества организации и для ее обязательств Основными положениями по инвентаризации определена только периодичность проведения инвентаризации, без установления конкретных сроков:

  • незавершенный капитальный ремонт и расходы будущих периодов - не менее одного раза в год;
  • товары на складах и базах промышленных товаров, товаров в книжных магазинах - не реже одного раза в год;
  • товары на складах и базах продовольственных товаров, товары и тара в магазинах и на других предприятиях розничной торговли - не реже двух раз в год;
  • денежные средства, денежные документы, ценности и бланки строгой отчетности - не менее одного раза в месяц;
  • расчеты с банками (по расчетным и другим счетам, ссудам, полученным из бюджета средствам и т.д.) - по мере получения выписок банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам - на первое число каждого месяца;
  • расчеты по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;
  • расчетов производственных объединений, предприятий и организаций с их производственными единицами, производствами и хозяйствами, выделенными на отдельные балансы, и с вышестоящими организациями - на первое число каждого месяца;
  • расчеты с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год;
  • остальные статьи баланса - на первое число месяца следующего за отчетным годом.
  • Согласно пункту 1.5 Основных положений по инвентаризации в случае смены материально ответственных лиц инвентаризация проводится на день приемки-передачи дел;при установлении фактов краж, ограблений, хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей - немедленно по установлении таких фактов;после пожара или стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и др.) - немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия.

    Порядок взыскания ущерба

    Прядок взыскания ущерба определен статьей 248 ТК РФ. Согласно указанной статье взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

    При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

    Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

    С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

    Общие правила проведения инвентаризации, документальное оформление результатов

    Согласно пункту 2.2 Методических указаний по инвентаризации для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

    Инвентаризация имущества проводится при обязательном участии материально ответственных лиц.

    Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

    Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

    Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации (за исключением ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией) утверждены постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 и введены в действие с 1 января 1999 г. Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ-26), утверждена постановлением Госкомстата РФ от 27 марта 2000 г. № 26 и введена в действие с 1 января 2001 г.

    Указанные формы первичной учетной документации распространяются на юридических лиц всех форм собственности.

    Бухгалтерский учет результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств

    В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона о бухгалтерском учете результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

    Порядок отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации установлен статьей 12 Закона о бухгалтерском учете. В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Закона выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

    а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;

    б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).

    Согласно пункту 5.2 Методических указаний по инвентаризации в документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

    В соответствии с Планом счетов излишки имущества включаются в состав прочих доходов организации и отражаются по кредиту счета 91 Прочие доходы и расходы, субсчет 1 Прочие доходы.

    Суммы недостачи и потерь до принятия решения об источнике их покрытия предварительно учитываются на счете 94 Недостачи и потери от порчи ценностей. Расходы от недостач и потерь имущества, не подлежащие взысканию с виновных лиц , относятся на прочие расходы организации и, соответственно, отражаются по дебету счета 91, субсчет 2 Прочие расходы.

    Для целей налогового учета доходы организации в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, признаются внереализационными доходами в соответствии с подпунктом 20 статьи 250 НК РФ.

    Расходы в виде недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, приравниваются к внереализационным расходам на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ. При этом НК РФ установлено, что факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

    Рассмотрим порядок отражения в учете результатов плановой инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств организаций торговли и общественного питания.

    Инвентаризация основных средств

    В соответствии с пунктом 3.3 Методических указаний по инвентаризации при выявлении объектов основных средств, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

    Согласно пункту 34 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № 33н (далее - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств), неучтенные объекты основных средств, обнаруженные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости и отражаются по дебету счета учета основных средств в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов (с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц).

    При проведении плановой инвентаризации обнаружен неучтенный объект основных средств. Рыночная стоимость объекта составляет 70 000 руб.

    В учете организации будет оформлена проводка:

  • дебет счета 01 Основные средства кредит счета 91 Прочие доходы и расходы, субсчет 1 Прочие доходы - на сумму рыночной стоимости приходуемого автомобиля - 70 000 руб.
  • В соответствии с пунктом 3.6 Методических указаний по инвентаризации на основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.). По решению руководителя организации такие объекты списываются с баланса организации.

    Согласно пункту 31 ПБУ 6/01 доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

    Доходами от списания основных средств являются материалы, металлолом и т.д. полученные в результате разборки, демонтажа объектов основных средств. Согласно пункту 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ фактическая себестоимость материалов, остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

    В ходе плановой инвентаризации выяснилось, что на балансе предприятия числится объект основных средств, не пригодный к эксплуатации вследствие физического износа и невозможности восстановления. Стоимость объекта, по которой он числится в учете, 30 000 руб. сумма начисленной амортизации - 26 000 руб. По итогам инвентаризации принято решение о списании объекта с баланса. Стоимость запасных частей и металлолома, полученного от ликвидации, - 2000 руб. Расходы по ликвидации (разборка, демонтаж и т.п.) - 380 руб. в том числе заработная плата (с отчислениями на социальное страхование) работников, занимавшихся разборкой автомашины, - 250 руб. общепроизводственные расходы - 130 руб.

    В учете организации будут оформлены проводки:

  • дебет счета 01, субсчет Выбытие основных средств кредит счета 01 - на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости ликвидируемого объекта - 30 000 руб.;
  • дебет счета 02 Амортизация основных средств кредит счета 01, субсчет Выбытие основных средств - на сумму начисленной амортизации - 26 000 руб.;
  • дебет счета 91, субсчет 2 Прочие расходы кредит счета 01, субсчет Выбытие основных средств - на сумму остаточной стоимости автомашины - 4 000 руб.;
  • дебет счета 91, субсчет 2 Прочие расходы кредит счетов 70 Расчеты с персоналом по оплате труда, 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению - на сумму расходов на заработную плату и отчисления на социальное страхование работников, занятых при ликвидации автомашины,- 250 руб.;
  • дебет счета 91, субсчет 2 Прочие расходы кредит счета 25 Общепроизводственные расходы - на сумму общепроизводственных расходов, связанных с ликвидацией автомашины, - 130 руб.;
  • дебет счета 10 кредит счета 91, субсчет 1 Прочие доходы - на сумму стоимости оприходованных запасных частей и металлолома - 2000 руб.;
  • дебет счета 99 Прибыли и убытки кредит счета 91, субсчет 9 Сальдо прочих доходов и расходов - на сумму убытка от ликвидации автомашины -

    2 380 руб. [4 000 руб. +250 руб. + 130 руб. - 2 000 руб.].

  • В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ для целей налогового учета расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, включаются в состав внереализационных расходов;доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств признаются внереализационными доходами в соответствии с пунктом 13 статьи 250 НК РФ.

    При обнаружении в ходе инвентаризации факта недостачи основных средств или их полной порчи, остаточная стоимость недостающих или полностью испорченных объектов относится в дебет счета 94 и числится там до принятия решения об источнике покрытия затрат (за счет виновных лиц или за счет финансовых результатов).

    В ходе инвентаризации обнаружена недостача объекта основных средств, числящегося в эксплуатации в цехе основного производства. Стоимость недостающего объекта - 15 000 руб. сумма начисленной амортизации - 700 руб. Виновные не установлены. На основании постановления следственных органов о прекращении следственных действий в виду отсутствия виновных остаточная стоимость объекта отнесена на финансовые результаты.

    В учете будут оформлены проводки:

  • дебет счета 01, субсчет Выбытие основных средств кредит счета 01 - на сумму стоимости недостающего объекта - 15 000 руб.;
  • дебет счета 02 кредит счета 01, субсчет Выбытие основных средств - на сумму начисленной амортизации - 700 руб.;
  • дебет счета 94 кредит счета 01, субсчет Выбытие основных средств - на сумму остаточной стоимости автомобиля - 14 300 руб.;
  • дебет счета 91, субсчет 2 Прочие расходы кредит счета 94 - на сумму недостачи - 14 300 руб.;
  • дебет счета 99 кредит счета 91, субсчет 9 Сальдо прочих доходов и расходов - на сумму убытка от списания недостающего объекта - 14 300 руб.
  • В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ для целей налогового учета расходы в виде недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены приравниваются к внереализационным расходам. Однако, как установлено НК РФ, в данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

    По вине работника предприятия вышел из строя объект основных средств стоимостью 20 000 руб. Сумма начисленной амортизации - 15 000 руб. По заключению специалистов объект восстановлению не подлежит. Сумма нанесенного организации фактического ущерба в размере остаточной стоимости объекта удержана из заработной платы виновного.

    В учете организации будут оформлены проводки:

  • дебет счета 01, субсчет Выбытие основных средств кредит счета 01 Основные средства - на сумму стоимости объекта - 20 000 руб.;
  • дебет счета 02 кредит счета 01, субсчет Выбытие основных средств - на сумму начисленной амортизации - 15 000 руб.;
  • дебет счета 94 кредит счета 01, субсчет Выбытие основных средств - на сумму остаточной стоимости объекта - 5 000 руб.;
  • дебет счета 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям, субсчет 2 Расчеты по возмещению материального ущерба кредит счета 94 - на сумму ущерба, подлежащую взысканию с виновного лица, - 5 000 руб.;
  • дебет счета 70 Расчеты с персоналом по оплате труда кредит счета 73, субсчет 2 Расчеты по возмещению материального ущерба - на сумму ущерба, удержанную из заработной платы виновного лица - 5 000 руб.
  • Инвентаризация товаров

    Товары, как часть материально-производственных запасов, инвентаризируются организациями торговли и общественного питания в порядке, установленном вышеперечисленными документами, а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету МПЗ.

    В соответствии с пунктом 3.15 Методических указаний по инвентаризации товары заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

    При наличии большого товарного запаса на складах торговой организации инвентаризация одного склада проводится, как правило, в течение нескольких дней. Согласно пункту 2.12 Методических указаний по инвентаризации, если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (обеденный перерыв, ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

    При проведении инвентаризации может возникнуть необходимость принять или отпустить товар со склада. Согласно пункту 3.18 Методических указаний по инвентаризации поступающий во время проведения инвентаризации товар принимается материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуется по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Поступавший товар заносится в отдельную опись под наименованием Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации, в которой указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка после инвентаризации со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

    В соответствии с пунктом 3.19 Методических указаний по инвентаризации отпуск товара со склада в процессе проведения инвентаризации допускается в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации. Товары отпускаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Отпускаемые товары заносятся в отдельную опись под наименованием Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации, которая оформляется по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

    Рассмотрим порядок отражения в учете результатов инвентаризации товаров.

    Как уже было отмечено ранее, излишки имущества, выявленные при инвентаризации, приходуются по рыночным ценам и отражаются в учете по дебету счета учета этого имущества и кредиту счета прочих доходов и расходов.

    В ходе проведения инвентаризации на складе торговой организации обнаружен излишек товара. Рыночная стоимость товара составляет 7 000 руб.

    В учете торговой организации будет оформлена проводка:

  • дебет счета 41 Товары кредит счета 91, субсчет 1 Прочие доходы - на сумму рыночной стоимости товара - 7 000 руб.
  • В соответствии с Планом счетов недостающие или полностью испорченные товарно-материальные ценности отражаются по дебету счета 94 с кредита счетов их учета.

    Таким образом, при выявлении в процессе инвентаризации товаров недостачи в учете организаций торговли и общественного питания должна быть оформлена проводка:

    Согласно Плану счетов по недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям по дебету счета 94 приводится их фактическая себестоимость. Поэтому при учете товаров по продажным ценам возникает необходимость сторнирования торговой наценки:

  • дебет счета 94 Недостачи и потери от порчи ценностей кредит счета 42 - сторно на сумму торговой наценки, относящейся к недостающим или испорченным товарам.
  • При выявлении недостачи или порчи товаров до момента их оплаты поставщику сумма, относящегося к этим товарам налога на добавленную стоимость, также должна быть отражена по дебету счета 94:

  • дебет счета 94 кредит счета 19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям - на сумму налога на добавленную стоимость по недостающим или испорченным товарам.
  • Торговая организация ведет учет товаров по продажным ценам. По результатам инвентаризации выявлена недостача товара, продажная стоимость которого 14 000 руб. Торговая наценка, относящаяся к недостающему товару, - 5 600 руб. На момент выявления недостачи товар поставщику не оплачен. Числящаяся на счете 19 сумма налога на добавленную стоимость, относящаяся к недостающему товару, составляет 1 680 руб. Ввиду отсутствия виновных лиц недостающий товар списан за счет финансовых результатов.

    В учете торговой организации будут оформлены проводки:

  • дебет счета 94 кредит счета 41 - на сумму продажной стоимости недостающего товара - 14 000 руб.;
  • дебет счета 94 кредит счета 42 - сторно на сумму торговой наценки - 5 600 руб.;
  • дебет счета 94 кредит счета 19 - на сумму налога на добавленную стоимость по недостающим товарам - 1 680 руб.;
  • дебет счета 91, субсчет 2 Прочие расходы кредит счета 94 - на сумму недостачи - 10 080 руб.
  • В отличие от основных средств для материально-производственных запасов характерна естественная убыль. Согласно пункту 30 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ недостача товаров и их порча списывается со счета 94 Недостачи и потери от порчи ценностей в пределах норм естественной убыли на расходы на продажу (проводка дебет счета 44 Расходы на продажу кредит счета 94 ). При этом установлено, что нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм и подлежит списанию на виновных лиц, а при их отсутствии - на финансовые результаты.

    В соответствии с пунктом 30 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ недостача запасов в пределах установленных норм естественной убыли определяется после зачета недостач запасов излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, произведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача запасов, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию запасов, по которому установлена недостача.

    Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может производиться по решению руководства организации только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах (пункт 32 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).

    Источники: www.buhonline.ru, spravka-jurist.com, instr.deal.by, www.profmedia.by

    Категория: Приказы о назначении комиссии | Добавил: Vladrom (30.01.2016)
    Просмотров: 3359 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar