Главная » Статьи » Разные виды приказов

Форма приказ на утверждение проекта межевания

Аналитический обзор: документ недели

4 октября года

ПРИКАЗ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ ОТ 03.08. N 388

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОЕКТУ

МЕЖЕВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ"

Минэкономразвития России Приказом от 03.08. N 388 утвердило Требования к проекту межевания земельных участков (далее - Требования N 388) в соответствии с п. 3 ст. 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).

Требования N 388 касаются вопросов подготовки проекта межевания земельных участков сельскохозяйственного назначения для выдела таких участков в счет земельной доли. Следует учитывать, что данный документ согласно ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" имеет большое значение для государственной регистрации права собственности на образуемые земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Требования N 388 вступают в силу 4 октября г.

Межевание земельных участков

Нормативное регулирование межевания земельных участков в российском законодательстве менялось неоднократно. При этом данный вопрос всегда был крайне актуальным для оборота земельных участков, так как межевание позволяет индивидуализировать данные объекты недвижимости, а также необходимо для выполнения публично-правовых функций государственной власти в отношении земельных участков и их владельцев.

Кроме того, вопрос межевания земельных участков может иметь значение также и при установлении обязательственных отношений относительно этого объекта недвижимости (см. к примеру, Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения. Ст. 607 ГК РФ, вывод из судебной практики 11.1).

Инструкция по межеванию земель, утвержденная Роскомземом 08.04.1996 (далее - Инструкция по межеванию), определяет межевание земель как комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (п. 1.1 Инструкции по межеванию). В данном акте были установлены детальные требования к проведению межевания земель.

Однако в связи с принятием Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) и ряда подзаконных актов Инструкция по межеванию в некоторой степени устарела, в связи с чем Росземкадастр в Письме от 28.02.2003 N АО/54 "О применении "Инструкции по межеванию земель" указал на необходимость применения этого акта в части, не противоречащей Закону о землеустройстве, ЗК РФ и подзаконным актам по вопросам землеустройства.

Само по себе межевание как описание местоположения границ объектов землеустройства является одним из этапов землеустройства (ст. 15 Закона о землеустройстве, а также Приказ Минэкономразвития России от 03.06. N 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства").

В ст. 17 Закона о землеустройстве предусматривается, что порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством РФ. Соответствующие правила были утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 "Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства". Данный нормативный акт касается лишь завершающей стадии межевания земельных участков - установления и закрепления границ объектов землеустройства на местности.

Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в настоящее время утратил силу) устанавливал, что для проведения государственного кадастрового учета земельных участков необходимо, в числе прочего, предоставление документов о межевании земельных участков (п. 2 ст. 19 данного Закона).

Порядок подготовки и требования к содержанию этих документов для целей внесения сведений в государственный земельный кадастр были установлены в Приказе Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет". В соответствии с данным подзаконным актом документ о межевании земельного участка составлялся в виде описания земельного участка, включающего:

- титульный лист;

- чертеж земельных участков;

- описание границ;

- сведения о земельных участках (в порядке возрастания условных обозначений земельных участков);

- приложение.

В связи с принятием нового Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) был издан Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Приказ N 412), отменивший действие указанного выше Приказа Росземкадастра. В то же время данный Приказ Минэкономразвития России утвердил, в частности, форму межевого плана и требования к его составлению.

По сравнению с описанием земельного участка межевой план предусматривался как более подробный и структурированный документ. Согласно п. 4 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом N 412, межевой план должен состоять из текстовой и графической частей, разбитых на следующие разделы:

1) текстовая часть:

- исходные данные;

- сведения о выполненных измерениях и расчетах;

- сведения об образуемых земельных участках и их частях;

- сведения об измененных земельных участках и их частях;

- сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам;

- сведения об уточняемых земельных участках и их частях;

- сведения об образуемых частях земельного участка;

- заключение кадастрового инженера;

- акт согласования местоположения границы земельного участка.

2) графическая часть:

- схема геодезических построений;

- схема расположения земельных участков;

- чертеж земельных участков и их частей;

- абрисы узловых точек границ земельных участков.

Однако данный документ не установил правила подготовки проектов межевания земельных участков сельскохозяйственного назначения, указывая лишь на то, что при выделе земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения межевой план должен быть подготовлен с учетом требований Закона N 101-ФЗ (п. 24 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом N 412).

Также следует отметить, что и в п. 6 ст. 24 Закона о кадастре установлено, что особенности кадастрового учета земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка, должны определяться Минэкономразвития России.

Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ) также предусматривает создание проектов межевания, но лишь применительно к застроенным территориям либо территориям, подлежащим застройке (ст. 43 ГрК РФ).

Проект межевания земельных участков

В связи с принятием Федерального закона от 29.12. N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 435-ФЗ), внесшего значительные изменения в Закон N 101-ФЗ, особое значение в законодательстве было выделено такому документу как проект межевания земельных участков.

Закон N 435-ФЗ установил, что выдел земельного участка сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли возможен лишь на основании согласованного и утвержденного общим собранием участников долевой собственности проекта межевания земельных участков (ст. 13 Закона N 101-ФЗ). Порядок подготовки такого проекта межевания был установлен в ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции.

Одновременно с утверждением проекта межевания земельных участков должно быть принято решение об утверждении перечня собственников и размера их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки (п. 5 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции).

Если же проект межевания земельных участков, а также перечень собственников и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки не были утверждены общим собранием участников, то лицо, желающее выделить земельный участок, вправе самостоятельно заключить договор с кадастровым инженером на подготовку проекта межевания земельного участка. Однако такой проект в любом случае должен быть согласован с другими участниками долевой собственности в части размера и местоположения границ выделяемого участка (п. 4 ст. 13 и п. 9 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции).

Кадастровый инженер обеспечивает перечисленным в Законе N 101-ФЗ заинтересованным лицам возможность ознакомиться с проектом межевания земельного участка, находящегося в долевой собственности. Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом должно быть направлено участникам долевой собственности или опубликовано в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Содержание извещения закреплено в п. 8 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции.

Если в течение 30 дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.

Проект межевания земельного участка утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо решением собственника земельной доли (долей), желающего выделить земельный участок.

В соответствии с п. 14 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект, а также в орган кадастрового учета по месту расположения участка. Споры о размере и местоположении границ выделяемого участка в счет земельной доли (долей) рассматриваются в суде.

В Законе N 435-ФЗ установлено, что до 01.07. участники долевой собственности могут принять решение об утверждении проекта межевания земельных участков или зарегистрировать свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности. Если они этого не сделали до установленной даты, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 01.07. обязан:

1) провести общие собрания участников долевой собственности с обсуждением вопросов об утверждении проекта межевания земельных участков и утверждения списка перечня собственников земельных участков и размеров долей в праве общей собственности;

2) обеспечить подготовку проекта межевания участков;

3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

Требования к проекту межевания земельных участков

Требования N 388 касаются проекта межевания земельных участков сельскохозяйственного назначения, так как п. 3 данного акта предусматривает, что проект межевания земельных участков (далее - проект межевания) может утверждаться:

- решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения;

- решением собственника земельной доли или земельных долей.

Рассматриваемые Требования не предусматривают возможность утверждения проекта межевания иными лицами. Данное правило соответствует норме, закрепленной в п. 5 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции.

При этом следует отметить, что п. 2 рассматриваемых Требований указывает на то, что проект межевания подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, выделяемых в счет земельной доли (земельных долей), в соответствии с требованиями Закона N 101-ФЗ. Из данного нормативного положения не вполне ясно касаются ли правила о проекте межевания, закрепленные рассматриваемыми Требованиями. земельных участков не сельскохозяйственного назначения (то есть относящиеся к иным категориям земель).

Проект межевания согласно п. 4 Требований N 388 должен содержать информацию о размерах земельных участков и местоположения границ земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельных долей. Такая информация указывается, в том числе, и об образуемых земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также тех земельных участках, которые находятся или будут находиться в общей собственности.

Требованиями установлено, что размер выделяемого земельного участка должен определяться в соответствии с данными, указанными в документах, удостоверяющих право на земельные доли согласно ст. 13 Закона N 101-ФЗ в новой редакции.

Рассматриваемые Требования предусматривают, что проект межевания должен состоять из текстовой и графической части (п. 6 Требований N 388), а также приложений к нему, если это необходимо.

Текстовая часть проекта межевания должна состоять из следующих разделов:

- пояснительная записка;

- исходные данные;

- список собственников земельного участка или земельных участков, из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей;

- сведения об образуемых земельных участках и их частях;

- сведения об измененных земельных участках и их частях;

- сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам.

В графической части проекта межевания должен быть изображен проектный план земельных участков.

Требования N 388 содержат детальные указания по заполнению разделов плана межевания, а также образец такого плана (п. п. 9 - 56 данных Требований, а также Приложение к Требованиям).

Программа Полигон: Проект межевания - это самостоятельная программа . имеющая интуитивный пользовательский интерфейс, проста и удобна, разработана по пожеланиям землеустроителей, служит для создания проекта межевания земельных участков.

Программа разработана в соответствии с Приказ ом №388 от 03.08. г. Минэкономразвития России Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков ( текст приказа ), а также в соответствии с Методическими рекомендациями для проведения кадастровых работ по земельным участкам, позволяющих обеспечить подготовку документов для предоставления в орган кадастрового учета (межевой план) . разработанными ОАО «Московский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт земельных ресурсов и землеустройства». Программа учитывает письмо 22409-ИМ/Д23 о многоконтурных участках.

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 3 августа г. N 388 г. Москва Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков

Дата официальной публикации: 23 сентября г.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 19 сентября г. Регистрационный N 21825

В соответствии с пунктом 3 статьи 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ Об обороте земель сельскохозяйственного назначения (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018;2003, N 28, ст. 2882;2004, N 27, ст. 2711;N 41, ст. 3993;N 52, ст. 5276;2005, N 10, ст. 758;N 30, ст. 3098;2007, N 7, ст. 832;2008, N 20, ст. 2251;N 49, ст. 5748;2009, N 1, ст. 5;N 19, ст. 2283;, N 1, ст. 32, 47) приказываю:

Утвердить прилагаемые требования к проекту межевания земельных участков.

Врио Министра И. Манылов

Требования к проекту межевания земельных участков

I. Общие положения

1. Требования к проекту межевания земельных участков (далее - Требования) устанавливают правила оформления проекта межевания земельных участков (далее - Проект межевания).

2. Проект межевания подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, выделяемых в счет земельной доли (земельных долей), в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ Об обороте земель сельскохозяйственного назначения 1 (далее - Закон об обороте).

3. Проект межевания утверждается:

1) решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения;

2) решением собственника земельной доли или земельных долей.

4. Проектом межевания определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее - образуемые земельные участки).

В Проект межевания, подлежащий утверждению решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, также включаются сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

5. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли в порядке, установленном статьей 13 Закона об обороте.

6. Проект межевания состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы.

В случаях, предусмотренных Требованиями, в состав Проекта межевания включается приложение.

7. К текстовой части Проекта межевания относятся следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) исходные данные;

3) список собственников земельного участка или земельных участков, из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей (далее - измененные земельные участки);

4) сведения об образуемых земельных участках и их частях;

5) сведения об измененных земельных участках и их частях;

6) сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам.

В состав текстовой части Проекта межевания также включаются титульный лист и содержание.

8. В состав графической части Проекта межевания включается раздел Проектный план .

9. Проект межевания комплектуется в следующей последовательности: титульный лист, содержание, разделы текстовой части, разделы графической части, приложение.

10. Рекомендуемый образец Проекта межевания приведен в приложении к Требованиям.

II. Общие требования к подготовке

Проекта межевания

11. Проект межевания оформляется на бумажном носителе в количестве не менее двух экземпляров.

По желанию заказчика Проект межевания дополнительно оформляется в виде электронного документа.

12. Проект межевания должен быть прошит и скреплен подписью и оттиском печати кадастрового инженера. Подпись и оттиск печати кадастрового инженера проставляются на титульном листе Проекта межевания, на Проектном плане и на обороте последнего листа Проекта межевания.

13. Проект межевания оформляется с применением средств компьютерной графики. При оформлении Проекта межевания также может применяться комбинированный способ. Внесение текстовых сведений вручную (от руки) производится разборчиво тушью, чернилами или пастой синего цвета. Опечатки, подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления не допускаются. Все исправления в Проекте межевания должны быть заверены подписью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати кадастрового инженера.

Оформление карандашом Проекта межевания не допускается. Все записи, за исключением оговоренных случаев, производятся на русском языке. Числа записываются арабскими цифрами.

Проект межевания оформляется на листах формата А4. Раздел Проектный план может оформляться на листах большего формата.

14. Нумерация листов Проекта межевания является сквозной в пределах документа. Документы, включаемые в состав приложения, не нумеруются.

Если сведения не умещаются на одном листе какого-либо раздела, допускается размещать их на нескольких листах либо на обороте соответствующего листа. В указанном случае на каждом листе либо на каждой странице соответствующего раздела воспроизводятся следующие сведения: слова Проект межевания земельных участков и название соответствующего раздела Проекта межевания.

Если разделы Проекта межевания размещены на листах с оборотом, при заполнении реквизита Лист N___ соответствующего раздела Проекта межевания дополнительно через запятую приводится номер страницы.

Общее количество листов Проекта межевания, включая количество листов документов приложения, указывается на титульном листе.

15. Незаполненные реквизиты разделов текстовой части Проекта межевания не исключаются, в таких реквизитах проставляется знак - (прочерк).

16. Проект межевания составляется на основе кадастровой выписки о соответствующем земельном участке или кадастрового плана соответствующей территории.

17. При необходимости для подготовки Проекта межевания могут быть использованы картографические материалы и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

18. В состав приложения Проекта межевания, утверждаемого решением собственника земельной доли или земельных долей, включаются:

1) все поступившие кадастровому инженеру, подготовившему Проект межевания, возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (при их наличии), оформленные в соответствии с пунктом 13 статьи 13.1 Закона об обороте;

2) заключение кадастрового инженера о снятии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (при наличии возражений, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);

3) заключение кадастрового инженера об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, представляемых в соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 13.1 Закона об обороте (при отсутствии возражений, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);

4) заверенные кадастровым инженером копии документов, удостоверяющих права на земельную долю или земельные доли, в счет которых выделяется земельный участок;

5) копия извещения о необходимости согласования Проекта межевания, предусмотренного пунктом 10 статьи 13.1 Закона об обороте (если такое извещение направлялось участникам долевой собственности);

6) копия страницы печатного издания, содержащей извещение о необходимости согласования Проекта межевания, предусмотренное пунктом 10 статьи 13.1 Закона об обороте, и копия первого листа, содержащего реквизиты печатного издания (если такое извещение было опубликовано в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации).

19. В состав приложения Проекта межевания, утверждаемого решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, включаются акт соответствующего органа местного самоуправления, подтверждающий полномочия должностного лица органа местного самоуправления, указанного в пункте 10 статьи 14.1 Закона об обороте, либо заверенная в установленном порядке копия такого акта.

20. В заключении кадастрового инженера о снятии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка в виде связного текста приводятся сведения о лице, представившем соответствующие возражения, причины его несогласия с предложенными размером и местоположением границ образуемого земельного участка, а также информация о способе устранения таких причин.

Заключение кадастрового инженера о снятии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка подписывается лицом, снявшим ранее представленные возражения (с указанием его фамилии, инициалов и даты подписания), и кадастровым инженером (с указанием его фамилии, инициалов и даты подписания). Подпись кадастрового инженера заверяется его печатью.

III. Требования к оформлению

текстовой части Проекта межевания

21. На титульном листе Проекта межевания указываются:

1) кадастровые номера земельного участка (земельных участков), из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей;

2) количество образуемых земельных участков;

3) сведения о заказчике работ по подготовке Проекта межевания (далее - заказчик);

4) сведения о кадастровом инженере, подготовившем Проект межевания;

5) сведения об утверждении Проекта межевания.

22. На титульном листе Проекта межевания приводятся следующие сведения о заказчике:

1) в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии);

2) в отношении юридического лица, органа местного самоуправления или органа государственной власти - полное наименование;

3) подпись заказчика (с указанием фамилии и инициалов).

В случае, если заказчиком является юридическое лицо, в реквизите 3 титульного листа приводится подпись представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, с расшифровкой подписи в виде фамилии и инициалов представителя и занимаемой должности.

Подпись представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, имеющего право действовать от их имени без доверенности, заверяется оттиском печати органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица.

23. Если Проект межевания утверждается решением собственника земельной доли или земельных долей, на титульном листе в реквизите 5 приводятся его подпись с расшифровкой подписи в виде фамилии и инициалов и дата утверждения Проекта межевания.

Если в указанном случае собственником земельной доли или земельных долей является юридическое лицо или земельные доли находятся в государственной или муниципальной собственности, в реквизите 5 титульного листа приводится подпись представителя юридического лица, органа местного самоуправления, органа государственной власти с расшифровкой подписи в виде фамилии и инициалов представителя, занимаемой должности и реквизитов документа, подтверждающего полномочия представителя.

Подпись представителя юридического лица, органа местного самоуправления или органа государственной власти, имеющего право действовать от их имени без доверенности, заверяется оттиском печати.

24. В реквизите 5 титульного листа Проекта межевания, утвержденного решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, приводятся реквизиты протокола, подготовленного по результатам указанного собрания, подпись уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления, указанного в пункте 10 статьи 14.1 Закона об обороте, с расшифровкой подписи в виде фамилии и инициалов, занимаемой должности, реквизитов документа, подтверждающего его полномочия, и даты подписания.

25. Титульный лист Проекта межевания должен размещаться на одном листе. При недостатке места допускается реквизиты 3 и 4 титульного листа размещать на его обороте.

26. В содержании Проекта межевания приводятся наименования разделов Проекта межевания и документов, включенных в состав приложения.

27. Пояснительная записка оформляется кадастровым инженером в виде связного текста, включающего в том числе:

сведения о соответствии образуемых земельных участков требованиям действующего законодательства, в частности о соответствии установленным предельным (минимальным и максимальным) размерам;

реквизиты закона субъекта Российской Федерации или иного изданного в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативного правового акта, которым установлены требования к предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков;

иная информация по усмотрению кадастрового инженера, обосновывающая результаты выполненных работ (например, расчет размеров образуемых и измененных земельных участков, размер долей в праве общей долевой собственности).

28. В таблицу раздела Исходные данные построчно вносятся сведения о документах, на основании которых подготовлен Проект межевания, а также о документах, использованных при подготовке Проекта межевания. Первыми в таблицу включаются сведения о документах, на основании которых подготовлен Проект межевания.

29. В таблице раздела Исходные данные в отношении использованных при подготовке Проекта межевания:

1) картографических материалов - дополнительно к основным реквизитам документов указываются: масштаб, дата создания и дата последнего обновления;

2) землеустроительной документации, хранящейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, - указываются: регистрационный номер, дата передачи на хранение и наименование органа (организации), осуществляющего хранение такой документации.

30. В графе 2 таблицы раздела Список собственников земельного участка (земельных участков), из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей Проекта межевания построчно приводятся сведения о собственниках земельного участка (земельных участков), из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей:

1) в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии);

2) в отношении юридического лица - полное наименование;

3) в отношении муниципального образования - полное наименование (согласно уставу муниципального образования);

4) в отношении субъекта Российской Федерации - полное наименование субъекта Российской Федерации;

5) в отношении Российской Федерации - слова Российская Федерация .

31. В графе 3 таблицы раздела Список собственников земельного участка или земельных участков, из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей Проекта межевания приводятся реквизиты правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов. Дополнительно указываются размеры долей в праве в соответствии с такими документами.

32. Значение площади земельных участков (частей земельных участков) в Проекте межевания указывается в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра.

33. При заполнении реквизитов текстовой части Проекта межевания обозначение образуемого земельного участка указывается в виде кадастрового номера земельного участка, из которого осуществлен выдел, двоеточия и сочетания заглавных букв русского алфавита ЗУ с числом, записанным арабскими цифрами (например, 50:05:111213:749:ЗУ1).

34. При заполнении реквизитов текстовой части Проекта межевания обозначение образуемой части образуемого земельного участка указывается в виде обозначения образуемого земельного участка, наклонной черты и сочетания строчных букв русского алфавита чзу с числом, записанным арабскими цифрами (например, 50:05:111213:749:ЗУ 1/чзу1).

Обозначение образуемой части измененного земельного участка приводится в виде кадастрового номера такого земельного участка, наклонной черты и сочетания строчных букв русского алфавита чзу с числом, записанным арабскими цифрами (например, 50:05:111213:749/чзу1).

35. В качестве обозначений характерных точек границ образуемых земельных участков (точек изменения направления границ земельного участка и деления их на части) в Проекте межевания используется сочетание строчной буквы н русского алфавита и числа, записанного арабскими цифрами (например, н1).

Для характерных точек границ образуемых земельных участков применяется сквозная нумерация.

Обозначение характерных точек границ образуемых земельных участков в реквизитах раздела Сведения об образуемых земельных участках и их частях должно соответствовать обозначениям характерных точек на Проектном плане.

36. В графе 4 таблицы реквизита 1 раздела Сведения об образуемых земельных участках и их частях приводятся сведения о правообладателях образуемых земельных участков в объеме сведений, указанных в пункте 30 Требований.

В графе 5 таблицы реквизита 1 раздела Сведения об образуемых земельных участках и их частях приводятся сведения о формах собственности в отношении образуемых земельных участков (частная, муниципальная, государственная: субъекта Российской Федерации, федеральная). Если в отношении образуемого земельного участка возникает право общей долевой собственности, дополнительно указывается размер доли в праве в виде простой правильной дроби.

37. Реквизиты 2 и 3 раздела Сведения об образуемых земельных участках и их частях представляют собой таблицы, количество которых должно соответствовать количеству образуемых земельных участков.

38. В случае, если граница образуемого земельного участка представляет собой несколько замкнутых контуров, в таблицу реквизита 2 раздела Сведения об образуемых земельных участках и их частях вносятся сведения обо всех частях всех контуров границ такого образуемого земельного участка. При этом сведения, относящиеся к разным контурам границ, отделяются в таблице строкой, в которой приводится номер соответствующего контура границ (например, контур N 1 и т.д.). Контурам границ присваиваются порядковые номера в пределах одного земельного участка.

39. В графу 4 таблицы реквизита 2 раздела Сведения об образуемых земельных участках и их частях в виде связного текста включается описание прохождения отдельных частей границ образуемых земельных участков, если такие части границ совпадают с местоположением внешних границ природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (линейных объектов, водных объектов и т.п.).

40. Реквизит 3 раздела Сведения об образуемых земельных участках и их частях и реквизит 2 раздела Сведения об измененных земельных участках и их частях заполняются при наличии на образуемом или измененном земельном участке образуемых частей земельного участка.

41. В графу 4 таблицы реквизита 3 раздела Сведения об образуемых земельных участках и их частях и таблицы реквизита 2 раздела Сведения об измененных земельных участках и их частях включаются сведения о содержании устанавливаемых (установленных) ограничений (обременений) прав на образуемые или измененные земельные участки со ссылкой на соответствующие документы, подтверждающие устанавливаемое (установленное) ограничение (обременение) прав.

Заверенные кадастровым инженером копии таких документов включаются в состав приложения Проекта межевания.

42. По желанию заказчика могут быть образованы части земельных участков, в границах которых располагаются здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В указанном случае в графе 4 таблицы реквизита 3 раздела Сведения об образуемых земельных участках и их частях и таблицы реквизита 2 раздела Сведения об измененных земельных участках и их частях приводятся сведения о виде объекта недвижимости, расположенного на земельном участке (здание, сооружение, объект незавершенного строительства), а также данные, позволяющие идентифицировать такой объект (например, государственный учетный номер, присвоенный объекту недвижимости органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, условный номер, присвоенный органом, осуществившим государственную регистрацию права на такой объект, и т.д.).

43. Если часть земельного участка образована в связи с необходимостью обеспечения доступа к образуемому или измененному земельному участку, в графе 4 таблицы реквизита 3 раздела Сведения об образуемых земельных участках и их частях и таблицы реквизита 2 раздела Сведения об измененных земельных участках и их частях указываются слова: Часть земельного участка образована в целях обеспечения земельного участка ___________________ (указывается его кадастровый номер или обозначение) доступом к землям (земельным участкам) общего пользования .

44. Графа 3 таблицы реквизита 1 раздела Сведения об измененных земельных участках и их частях заполняется, если земельный участок, из которого осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей, представляет собой единое землепользование либо его граница представляет собой несколько замкнутых контуров (далее - многоконтурный земельный участок).

В указанном случае в графе 3 таблицы реквизита 1 раздела Сведения об измененных земельных участках и их частях построчно приводятся кадастровые номера земельных участков, входящих в состав единого землепользования, из которых образованы соответствующие земельные участки, либо номера контуров границы многоконтурного земельного участка.

В иных случаях (если земельный участок, из которого осуществляется выдел земельного участка или земельных участков в счет земельных долей, не является земельным участком, представляющим собой единое землепользование или многоконтурным земельным участком) в указанной графе проставляется знак - (прочерк).

45. В графе 4 таблицы реквизита 1 раздела Сведения об измененных земельных участках и их частях приводится площадь измененного земельного участка (определенная после выдела земельных участков в счет земельных долей).

При этом в случае, если измененный земельный участок является земельным участком, представляющим собой единое землепользование или многоконтурный земельный участок, в данной графе приводится площадь каждого указанного в графе 3 земельного участка либо контура границы многоконтурного земельного участка (определенная после выдела земельных участков в счет земельных долей). Если соответствующий земельный участок либо контур границы многоконтурного земельного участка, указанный в графе 3 , полностью вошел в состав образуемого земельного участка, в графе 4 указывается цифра 0 (ноль).

46. В графе 5 таблицы реквизита 1 раздела Сведения об измененных земельных участках и их частях приводится:

обозначение земельного участка либо земельных участков, образованных из земельных участков, входящих в состав единого землепользования, или контуров границы многоконтурного земельного участка, указанных в графе 3 ;

обозначение земельного участка либо земельных участков, образованных из земельного участка, указанного в графе 2 , если указанный земельный участок не является единым землепользованием или многоконтурным земельным участком.

47. В графе 3 таблицы реквизита 3 раздела Сведения об измененных земельных участках и их частях приводятся сведения о собственниках измененного земельного участка в объеме сведений, указанных в пункте 30 Требований. При этом в графе 4 данной таблицы приводится размер долей таких лиц в праве общей долевой собственности на измененный земельный участок.

48. В реквизит Сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам включаются сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам от земельных участков или земель общего пользования.

Если образуемый или измененный земельный участок имеет непосредственный доступ к землям или земельным участкам общего пользования, в графе 3 раздела Сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам указываются слова земли (земельные участки) общего пользования .

49. В случаях, когда обеспечение доступа к землям или земельным участкам общего пользования осуществляется посредством смежного земельного участка, находящегося в частной, государственной или муниципальной собственности, включение сведений в раздел Сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам осуществляется на основании документов, подтверждающих соответствующее установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такие смежные земельные участки. Заверенные кадастровым инженером копии таких документов включаются в состав приложения Проекта межевания.

IV. Требования к оформлению

графической части Проекта межевания

50. Раздел графической части Проекта межевания Проектный план оформляется на основе сведений кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, указанных в составе раздела Исходные данные .

При отсутствии в указанных кадастровом плане соответствующей территории или кадастровой выписке о соответствующем земельном участке сведений картографической основы государственного кадастра недвижимости Проектный план подготавливается с использованием картографических материалов масштаба 1:50000 и крупнее.

51. Проектный план оформляется в отношении всех образуемых и измененных земельных участков. При необходимости местоположение отдельных характерных точек границ (частей границ) может отображаться в виде выносок или врезок, оформляемых на отдельных листах в составе Проектного плана.

52. Проектный план оформляется в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек границ земельных участков. Части границ земельных участков отображаются на Проектном плане в заданном масштабе сплошной линией красного цвета толщиной не более 0,5 мм.

53. На Проектном плане отображаются:

проектируемые границы образуемых земельных участков, границы измененных земельных участков и частей указанных земельных участков;

местоположение земель или земельных участков общего пользования (местоположение таких земель и земельных участков отображается схематично);

при необходимости, проектируемые границы образуемых земельных участков (образуемых частей земельных участков), посредством которых планируется обеспечить доступ к образуемым или измененным земельным участкам;

обозначения образуемых земельных участков, образуемых частей земельных участков, характерных точек границ;

кадастровые номера земельных участков, из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей;

местоположение природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если отдельные части границ образуемых земельных участков совпадают с местоположением внешних границ таких объектов);

местоположение границ муниципальных образований и (или) границ населенных пунктов (если соответствующий земельный участок примыкает к границе муниципального образования и (или) населенного пункта);

границы кадастрового деления (если соответствующий земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления).

54. При оформлении Проектного плана обозначение измененного земельного участка приводится в виде дроби, где в числителе указываются двоеточие и номер земельного участка в кадастровом квартале (например. 749), а в знаменателе - площадь измененного земельного участка в квадратных метрах с округлением до 1 кв.м.

Обозначение образуемого земельного участка на Проектном плане приводится в виде дроби, где в числителе указываются двоеточие, номер измененного земельного участка в кадастровом квартале, двоеточие и сочетание заглавных букв русского алфавита ЗУ с числом, записанным арабскими цифрами (например. 749:ЗУ1), а в знаменателе - площадь образуемого земельного участка в квадратных метрах с округлением до 1 кв.м.

55. Обозначение образуемой части измененного земельного участка на Проектном плане приводится в виде дроби, где в числителе указываются двоеточие, номер измененного земельного участка в кадастровом квартале, наклонная черта и сочетание строчных букв русского алфавита чзу с числом, записанным арабскими цифрами (например. 749/чзу1), а в знаменателе - площадь образуемой части измененного земельного участка в квадратных метрах с округлением до 1 кв.м.

Обозначение образуемой части образуемого земельного участка на Проектном плане приводится в виде дроби, где в числителе указываются обозначение образуемого земельного участка в соответствии с пунктом 54 Требований, наклонная черта и сочетание строчных букв русского алфавита чзу с числом, записанным арабскими цифрами (:749:ЗУ1/чзу1), а в знаменателе - площадь образуемой части образуемого земельного участка в квадратных метрах с округлением до 1 кв.м.

56. В случае, если граница земельного участка представляет собой несколько замкнутых контуров, на Проектном плане каждый такой контур идентифицируется обозначением земельного участка в соответствии с пунктом 54 Требований, где в числителе дроби дополнительно в скобках приводится порядковый номер контура, а в знаменателе дополнительно в скобках - площадь такого контура в квадратных метрах с округлением до 1 кв.м.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018;2003, N 28, ст. 2882;2004, N 27, ст. 2711;N 41, ст. 3993;N 52, ст. 5276;2005, N 10, ст. 758;N 30, ст. 3098;2007, N 7, ст. 832;2008, N 20, ст. 2251;N 49, ст. 5748;2009, N 1, ст. 5;N 19, ст. 2283;, N 1, ст. 32, 47.

Проект межевания территории

Проект межевания открывает путь к действиям

Любое планирование строительства здания или его реконструкции начинается с само собой разумеющегося вопроса: в каких территориальных границах эти действия правомочны? Особенно остро вопрос о границах и правах стоит в таких крупных мегаполисах, как Москва, где земельные участки имеют сложную конфигурацию, разное функциональное назначение, относятся к разным видам собственности (государственная, муниципальная, частная), содержат элементы комплексного благоустройства, территории общего пользования (проезды, газоны, парковки и т.д.) и различные обременения.

Основополагающий документ

Основой для принятия решений об установлении границ земельных участков является свод документов под названием «проект межевания территории». В нем содержится информация о красных линиях и допустимом отступе от них при размещении зданий, строений, сооружений;границах как застроенных, так и формируемых земельных участков различного вида собственности;границах территорий объектов культурного наследия;зонах с особыми условиями использования территорий и т. д. Если земельный участок лишь планируется под застройку, в проекте межевания также указываются функциональное, строительное, ландшафтное назначение территории;виды его разрешенного использования;предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства. При отсутствии в настоящее время в столице Правил землепользования и застройки проект межевания территории фактически устанавливает и закрепляет все показатели градостроительного регламента.

Значение межевания хорошо иллюстрируется обширностью списка нормативных актов, которыми этот вопрос регулируется. В него, в частности, входят Земельный, Градостроительный и Жилищный кодексы РФ;Федеральный Закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»;Федеральный Закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;Инструкция по межеванию земель (утверждена Роскомземом 08.04.1996);Постановление Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации»;Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219;Письмо Росреестра от 07.05. № 14-ИСХ/04065-ГЕ/13 «О межевом плане»;Приказ Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»;Письмо Минэкономразвития РФ от 27.09. № 20632-ПК/Д23и «О рекомендациях относительно применения Федерального закона от 23 июля г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости"» и т. д.

«Столичная» часть списка не менее внушительна. Это Градостроительный кодекс г. Москвы;Закон г. Москвы № 27 от 14.05.2003 «О землепользовании и застройке в городе Москве»;Постановление Правительства Москвы от 6.04. № 270-ПП «Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве»;Постановление Правительства Москвы от 15.05. № 199-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов города Москвы»;Единые методические указания по разработке проектов межевания территории города Москвы (утверждены приказом председателя Москомархитектуры от 13.02.2008 №13) и т.д.

Как отмежеваться

Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. № 941-ПП. «О формировании перечней земельных участков, занятых объектами социальной инфраструктуры, находящимися в собственности города Москвы» обозначает минимальный элемент столичной планировочной структуры, подлежащий межеванию, – квартал.

Согласно ст. 43 Градостроительного кодекса РФ проекты межевания могут разрабатываться как в составе проектов планировки территории (процедуру разработки и утверждения см. материал «ППТ как зеркало столичной градостроительной политики» ), так и в виде отдельных документов. Собственник, желающий отмежевать свой участок отдельно, подает заявление в Департамент городского имущества (ДГИ). Процедура межевания включает в себя кадастровую съемку участка, согласование границ со смежными землепользователями, оформление межевого плана, вынесение проекта межевания на публичные слушания.

О последних следует сказать особо. Заключения и протоколы публичных слушаний по вопросам межевания, вывешенные на городских порталах (ознакомиться с ними можно, в частности, на портале Москомархитектуры и сайтах городских префектур), в большинстве своем напоминают сводки военных действий. Резолюция: «Межевой план должен быть доработан и дополнен для решения ряда существующих в квартале проблем – уточнение границ смежных участков, разрешение споров по площадям земельных участков» встречается чаще, чем хотелось бы застройщикам.

Источники: www.consultant.ru, psbatishev.narod.ru, www.rg.ru

Категория: Разные виды приказов | Добавил: Vladrom (30.01.2016)
Просмотров: 575 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar