Главная » Статьи » Разные виды приказов

Формы диспетчерских приказов

П.6.1. Анализ исходных положений и разработка требований к автоматизации функции

Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам.

Выдача и регистрация оперативных приказов, документально оформляющих распорядительную и регулировочную деятельность диспетчеров, является одной из наиболее важных и трудоемких диспетчерских функций.

Естественно, что при создании диспетчерских АРМ следует предусматривать автоматизацию выполнения этой функции.

Регистрируемые диспетчерские приказы оформляются с соблюдением следующих правил: текст приказа должен точно соответствовать данной конкретной ситуации и цели регулирования;текст приказа и все его реквизиты регистрируются в специальном журнале;приказ должен своевременно передаваться исполнителям с убеждением диспетчера в правильном восприятии ими приказа;время передачи, должности и фамилии лиц, принявших приказ, фиксируются.

При отсутствии автоматизации диспетчер составляет текст приказа, записывает его в «Журнал диспетчерских распоряжений» (по возможности используются специальные штампы), передает (диктует) по телефонной или радиосвязи исполнителям, которые при этом записывают приказ дословно в свои «Журналы диспетчерских распоряжений». После этого осуществляется обратная дословная сверка текста приказа, чтобы диспетчер убедился в правильном его восприятии адресатами.

Выданные диспетчером в течение дежурства регистрируемые приказы являются документами строгого учета и должны храниться в соответствии с действующими инструкциями.

Автоматизированная технология должна облегчить процесс подготовки приказов и обеспечивать своевременную их передачу адресатам;предоставлять диспетчеру информацию, необходимую для убеждения в том, что приказы получены адресатами без искажения текста;предусматривать регистрацию всех переданных за дежурство приказов с фиксацией времени передачи, должностей и фамилий лиц, принявших каждый приказ, формирование «Журнала диспетчерских распоряжений», а также выдачу любого приказа на печать в любое время.

Методика автоматизации включает решение следующего комплекса задач в автоматическом и диалоговом режиме:

1. Формирование текста приказа с использованием специальных, выдаваемых на экран дисплея бланков-шаблонов;

2. Входной контроль правильности составления приказа: проверка наличия и соответствия всех его переменных реквизитов (даты, времени выдачи, адресата, фамилии и личного шифра диспетчера);

3. Присвоение очередного номера и немедленная передача приказа адресатам по команде диспетчера с использованием технологической связи и межмашинного обмена сообщениями;

4. Регистрация каждого переданного приказа в памяти ЭВМ в последовательности их выдачи;

5. Получение уведомлений о приеме приказа адресатами с предъявлением их диспетчеру и фиксацией в памяти ЭВМ;

6. Выдача на экран дисплея и (или) на печать по запросу любого отдельного приказа и на печать – всех переданных за дежурство приказов и уведомлений об их приеме.

Для решения этих задач в памяти ЭВМ диспетчерского АРМ должна быть следующая исходная нормативно-справочная информация (НСИ): справочная таблица с названиями и кодами регистрируемых диспетчерских приказов;массив бланков-шаблонов с текстами всех форм типовых диспетчерских приказов;массив адресатов приказов;закодированная стандартная форма бланка-шаблона для выдачи приказов, не являющихся типовыми;фамилии и личные шифры диспетчеров, работающих на данном участке с правом издания приказов.

Перечень названий и бланков-шаблонов с текстами типовых диспетчерских приказов (тех, которые наиболее часто выдаются диспетчером по стандартной форме и отличаются лишь реквизитами) разрабатываются для каждого конкретного участка в процессе создания и внедрения АРМ. Они должны соответствовать требованиям нормативных документов, регламентирующих выдачу диспетчерских приказов, и согласовываться с ревизорами по безопасности движения. При этом тексты приказов целесообразно преобразовать так, чтобы дополнительные реквизиты, вносимые диспетчером, на экране дисплея располагались в одну строку.

Например, приказ «О приеме и сдаче дежурства» - № 23 в группе «Общие приказы» (стр. 365 «Пособия поездному диспетчеру и дежурному по отделению»), будет иметь код ОП 23, а видеограмма его бланка-шаблона – форму таблицы П.6.1.

За основу при создании бланков-шаблонов могут быть приняты примерные формы (более 50) регистрируемых диспетчерских приказов, разработанные автором и опубликованные в упомянутом Пособии.

Видеограмма с перечнем кодов и названий регистрируемых приказов будет иметь вид таблицы П.6.2.

Таблица П.6.1

Бланк-шаблон приказа «О приеме и сдаче дежурства»

Какие формы диспетчерских приказов передаются и регистрируются в журнале диспетчерских распоряжений?

Читайте также:

Регистрации в журнале диспетчерских распоряжений формы ДУ-58 подлежат следующие приказы:

1) об открытии и закрытии перегонов или отдельных путей перегонов (в том числе для движения электропоездов в связи со снятием напряжения);

2) о переходе с двухпутного движения на однопутное и о восстановлении двухпутного движения;

3) о переходе с одних средств сигнализации и связи при движении поездов на другие;

4) об отправлении поездов по неправильному пути, не оборудованному двусторонней автоблокировкой;

5) об отправлении поездов с разграничением времени (в случаях и порядком, предусмотренным в главе 14 настоящей Инструкции);

6) об отправлении поездов с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами) и негабаритными грузами;

7) о приеме и отправлении пассажирских, почтово-багажных, грузопассажирских и людских поездов на пути и с путей, не предусмотренных для этих операций в техническо-распорядительном акте станции;

8) о назначении поездов, не предусмотренных графиком, и порядке их следования и об отмене поездов. Приказы о пропуске по участку одиночных локомотивов, дрезин несъемного типа и хозяйственных поездов могут не регистрироваться;

9) о движении поездов при неисправности автоматической локомотивной сигнализации;

10) о порядке проследования опаздывающих пассажирских поездов;

11) об отправлении пассажирского поезда с локомотивом, обслуживаемым одним машинистом;

Регистрация других приказов, связанных с движением поездов на участке, производится по усмотрению диспетчеров.

В журнале диспетчерских распоряжений формы ДУ-58 записываются все регистрируемые приказы, адресованные машинистам поездных локомотивов, а также все приказы поездных диспетчеров соседних участков, адресованные поездному диспетчеру данного участка.

Широкова, В.В. Диспетчерское управление движением на железнодорожном транспорте: Методическое пособие по выполнению лабораторных работ: В 2 ч. Ч. 1: Общие положения / В.В. Широкова. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. – 31 с. ил.

Методическое пособие соответствует государственному образовательному стандарту направления 653400 “Организация перевозок и управление на транспорте” специальности 240100 “Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)”.

Рассмотрены система организации диспетчерского командования на участках дороги, структура управления участками железной дороги, обязанности поездного диспетчера (ДНЦ), основные формы приказов ДНЦ.

Предназначено для студентов четвертого курса всех форм обучения специальности 240100 “Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)”, изучающих дисциплину “Технология и управление работой участков”.

a ГОУ ВПО “Дальневосточный государственный университет путей сообщения МПС России” (ДВГУПС), 2004

Оглавление

Особенности перевозочного процесса на железнодорожном транспорте – многочисленность и территориальная разобщенность производственных подразделений, тесная взаимосвязь их в работе, непрерывность производственного процесса во времени. Это и определяет основные требования к организации работы железных дорог и управлению ею.

Основу эксплуатационной деятельности дорог составляют такие важнейшие принципы, как организация перевозочного процесса по плану перевозок, регулирование вагонопотоков на основе общесетевого плана формирования, работа станций по технологическим процессам и движение поездов по графику, а кроме того, техническое нормирование количественных и качественных показателей подразделений, оперативное планирование и диспетчерское руководство поездной и грузовой работой, обеспечение безопасности движения поездов, широкое внедрение средств автоматики и телемеханики, автоматизированных систем управления (АСУЖТ).

Система управления перевозками на дорогах страны учитывает особенности вышеуказанного процесса и отвечает основным принципам управления. Она характеризуется высокой степенью централизации, включая долгосрочное планирование, техническое нормирование, оперативное руководство эксплуатационной работой, контроль за выполнением планов и показателей работы производственных подразделений на основе всестороннего непрерывного учета.

Диспетчерский аппарат обеспечивает управление перевозочным процессом в пределах железных дорог России и осуществляет организацию движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов по графику;исполнение оперативных плановых заданий Центра управления перевозками (ЦУП) МПС по общесетевым грузовым перевозкам;выполнение грузовых перевозок по заявкам Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО);планирование, предоставление “окон” для работы технических служб;разработку вариантных графиков движения поездов во время выполнения строительно-монтажных и ремонтно-путевых работ;соблюдение установленного режима работы локомотивных бригад;развоз местного груза до грузополучателей;выполнение технических и технологических нормативов работы дорог, входящих в состав региона управления.

Настоящее пособие состоит из двух частей. В первой части отражена общая характеристика работы диспетчерского аппарата, во второй – приведен порядок выполнения лабораторных работ.

Оперативное управление – одна из основных функций управления перевозочным процессом. Оно заключается в разработке оперативных планов, организации регулирования и контроля их выполнения. Составная часть оперативного управления – диспетчерское руководство.

На железнодорожном транспорте из-за его специфических особенностей и, прежде всего, территориальной протяженности диспетчерская система была внедрена задолго до появления ее на промышленных предприятиях. Считается, что впервые ее предложил главный инженер одной из американских дорог Чарльз Майнот в 1851 г. Таким образом, железнодорожная диспетчеризация – самая старая и самая развитая форма дистанционного управления процессом производства.

Диспетчерская система позволяет сосредоточить оперативное руководство работой станций в руках одного командира – поездного диспетчера (ДНЦ), который, располагая совершенными средствами связи и пользуясь постоянно поступающими сообщениями об обстановке на всех участках, может своевременно принимать необходимые меры для обеспечения нормального хода процесса перевозок. Такие качества делают диспетчерскую систему особенно ценной для управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, в котором участвуют многочисленные территориально разобщенные производственные подразделения, а в движении находятся одновременно тысячи поездов.

Задача оперативного управления движением – обеспечить в конкретных условиях на каждом участке сети выполнение плана перевозок и наилучшее использование технических средств.

Диспетчер единолично управляет всей эксплуатационной работой на определенном полигоне сети.

Оперативное диспетчерское управление движением относится к категории сложных систем. Она построена по многоступенчатому принципу управления с распределением функций между соподчиненными уровнями. Единство железнодорожной сети и непрерывность перевозочного процесса во времени вызывают необходимость организационной целостности управления на всех уровнях диспетчерской системы.

Качество оперативного управления определяют три основных фактора:

1) выбор правильного (оптимального) решения ;2) своевременность решения; 3) степень его реализации.

Всякое ошибочное, запоздалое или недостаточно обоснованное решение приводит к недоиспользованию пропускной способности участков и перерабатывающей способности станций, ухудшению использования подвижного состава.

Система оперативного управления движением на железных дорогах имеет ярко выраженные обратные связи. А в сети передачи данных циркулируют два встречных потока информации: прямой – распорядительной и обратной – о фактическом ходе перевозочного процесса.

Поездной диспетчер :

  1. обеспечивает суточное и сменное оперативное планирование поездной и грузовой работы на участках управления на основе месячных технических норм, фактического положения на станциях участка и информации о подходе поездов и локомотивов с соседних отделений (регионов);
  2. организует развоз местного груза под выгрузку, подачу порожних вагонов под погрузку, в первую очередь отправительских и ступенчатых маршрутов, и сдачу порожних вагонов по регулировочным заданиям;
  3. руководит использованием локомотивов и работой локомотивных бригад;
  4. контролирует формирование поездов на технических станциях, их продвижение, сдачу, прием по всем стыковым пунктам, выполнение графика движения поездов всех категорий;
  5. обеспечивает предоставление на перегонах участка и станциях “окон” для строительных, ремонтных работ и текущего содержания технических устройств;
  6. обеспечивает безопасность движения поездов;
  7. осуществляет систематический обмен информацией и согласование вопросов оперативного управления движением с соседними отделениями (регионами);
  8. обеспечивает выполнение оперативных приказов, указаний и заданий руководителей вышестоящих уровней.

Диспетчер ведет необходимую техническую документацию :

  1. книгу приказов;
  2. журнал учета состояния устройств;
  3. график исполненного движения поездов;
  4. бланки текущего планирования поездной и грузовой работы.

Взаимодействие с участниками перевозочного процесса осуществляется с использованием прямой, селекторной, междугородной и абонентской телефонной и телетайпной связи, а также поездной радиосвязи.

Мероприятия оперативного диспетчерского регулирования классифицируются по объектам и целям регулирования, масштабам и условиям применения.

Объекты оперативного регулирования – погрузка, вагонопотоки, технические средства железных дорог.

Цель оперативного регулирования – обеспечить выполнение плана перевозок при высокой эффективности использования перевозочных средств.

Регулировочные мероприятия по характеру цели подразделяются на два вида: предупредительные (принимаются на основе прогноза заблаговременно, до возникновения затруднений в эксплуатационной работе и для их предотвращения) и последующие (направлены на локализацию и ликвидацию уже возникших трудностей).

По масштабам оперативные регулировочные мероприятия подразделяются на сетевые, региональные, дорожные, отделенческие, участковые, станционные.

По условиям применения различают регулировочные мероприятия, которые применяются в обычной и особой эксплуатационной обстановке (стихийные бедствия, длительные перерывы в движении поездов, особо важные и срочные перевозки большого объема).

Поездные диспетчеры применяют оба вида регулировочных мероприятий.

Приемы оперативного диспетчерского регулирования на участках можно объединить в три группы.

1. Повышение перерабатывающей способности технических станций.
  • Регулирование (чередование) подвода транзитных поездов и поездов, поступающих в расформирование к технической станции с учетом положения в ее парках.
  • Сгущение погрузки на участке на основе календарного планирования по направлениям и назначениям плана формирования станций, переработки вагонопотоков.
  • Прием поездов в неспециализированные парки с обработкой (или переработкой) на их путях или с последующей перестановкой составов на пути специализированных парков.
  • 2. Ускорение продвижения вагонов и доставки грузов.
  • Непрерывный учет наличия размещения и состояния вагонов с местным грузом и порожних вагонов на распорядительных (опорных) и промежуточных станциях участка.
  • Формирование и пропуск тяжеловесных и длинносоставных поездов.
  • Продвижение соединенных поездов одним локомотивом.
  • Формирование и безостановочный пропуск по постоянным ниткам графика поездов повышенной массы и длины.
  • Формирование и пропуск соединенных поездов.
  • Пропуск транзитных поездов без смены локомотивов по внутриузловым линиям до выходных станций узла.
  • Использование для перевозки плановых грузов в попутном направлении специализированного подвижного состава и вагонов собственного парка предприятий и организаций.
  • Продвижение вагонов с резервными, маневровыми, диспетчерскими, вывозными и подталкивающими локомотивами, в прицепных группах со сквозными поездами при разных унифицированной и участковой нормах массы поездов.
  • Вывоз маневровым локомотивом группы вагонов на соседнюю станцию, где условия профиля лучшие, для последующего отправления с местным или сквозным поездом.
  • Оперативное изменение плана формирования местных поездов в зависимости от обстановки на участке.
  • Оперативное согласование и совмещение “окон” для капитального, среднего ремонта пути и сооружений, других работ строительного характера и технологических “окон” для обслуживания устройств.
  • Формирование групповых поездов вместо одногруппных.
  • Формирование сквозного поезда в процессе работы на участке сборного (вывозного) поезда.
  • Применение перегонных норм массы для локомотивов, обслуживающих местную работу.
  • 3. Повышение участковой скорости.
  • Постоянное оперативное составление предварительного плана пропуска поездов по участку.
  • Пропуск поездов по дифференцированным, в зависимости от массы, временам хода.
  • Пропуск легковесных грузовых поездов с повышенными скоростями в одном пакете с пассажирскими поездами.
  • Ускорение хода поездов по перегонам форсированием тяги.
  • Регулирование выпуска поездов со станций на участок на двухпутных линиях с минимальным интервалом, который обеспечивает синхронное непрерывное движение на зеленый огонь светофоров.
  • Передача локомотивным бригадам точной информации об условиях пропуска каждого поезда по участку, продолжительности и характере стоянок.
  • Сокращение станционных интервалов.
  • Сокращение продолжительности стоянок для технических нужд за счет ускорения выполнения технологических операций.
  • Изменение схемы и пунктов скрещения или обгона.
  • Продвижение подвижного состава, требующего ограничения скорости, не в поездах, а с отдельными локомотивами.
  • Сокращение числа поездов, требующих особых условий пропуска по участкам и станциям.
  • Ускорение продвижения сборных поездов по участку развозом вагонов с опорных станций на промежуточные станции маневровыми, диспетчерскими, резервными, вывозными локомотивами.
  • Пропуск поездов пакетами на однопутных участках с автоблокировкой или диспетчерской централизацией.
  • Организация безостановочных обгонов по неправильному пути на двухпутных участках и участках с двухпутными вставками, оборудованными для двустороннего движения по каждому пути.
  • Безостановочное скрещение поездов на однопутных участках с двухпутными вставками и станциях с продольным расположением приемоотправочных путей.
  • Прицепка одиночных локомотивов к поездам для повышения использования пропускной способности.
  • Скоростной пропуск одиночных локомотивов.
  • Оперативный учет выполнения участковой скорости движения грузовых поездов за смену.
  • В настоящее время функционирует следующая система управления движением поездов: Центр управления перевозками МПС – Региональный центр управления перевозками или Единый центр диспетчерского управления – Опорный центр управления перевозками (ЦУП – ЦУПР (ЕЦДУ) – ОЦ). На Дальневосточной железной дороге функционирует ЕЦДУ. В данной системе управления на начальника смены (ДГС) возложены следующие обязанности.

    1. Общее оперативное руководство перевозочным процессом на дороге и в том числе сменой диспетчеров ЕЦДУ.

    2. Организация работы диспетчерского аппарата ЕЦДУ и его взаимодействия с диспетчерским аппаратом опорных станций по выполнению оперативного плана работы дороги, утверждаемого руководством службы перевозок. Разработка сменных заданий на дежурство, исходя из общего оперативного плана работы и порядка их выполнения по вопросам:
  • обеспечения погрузки порожних вагонов для сетевых и внутридорожных перевозок;
  • организации развоза местного груза и подачи вагонов под выгрузку;
  • поездообразования для сетевых и внутридорожных перевозок;
  • хода передачи транзитных поездов между дорогами и соседними государствами;
  • взаимодействия с выделенными организациями и портами.
  • 3. Осуществление контроля:
  • за выполнением нормативов технического плана работы подвижного состава;
  • выполнением оперативного плана и заданий руководства службы;
  • работой стыковых с соседними дорогами и соседними государствами станций;
  • выполнением графика движения пассажирских и грузовых поездов;
  • соблюдением плана формирования поездов;
  • выполнением заданий по передаче и развозу местного груза между опорными станциями;
  • работой технических средств на станциях дороги;
  • использованием локомотивов и локомотивных бригад, своевременным обеспечением ими составов;
  • выполнением станциями регулировочного задания по сдаче, передаче порожних вагонов по типам подвижного состава;
  • организацией движения поездов в период “окна”;
  • наличием поездов, временно оставленных без локомотивов, и графиком их отправления;
  • обеспечением безопасности движения с немедленным докладом о нарушениях руководству дороги и соответствующим службам;
  • работой комплекса технических средств ЕЦДУ и своевременностью их восстановления после отказов в работе.
  • 4. Участие в сетевых и дорожных селекторных совещаниях по анализу и планированию работы.

    5. Контроль эффективности принимаемых на станциях мер при нарушениях безопасности движения поездов и в чрезвычайных ситуациях.

    Документы, регламентирующие работу поездного диспетчера. Работа поездного диспетчера (ДНЦ) регламентируется следующими документами:

  • Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ);
  • Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (ИДП);
  • Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (ИС);
  • Планом формирования поездов (ПФП);
  • Графиком движения поездов (ГДП);
  • Технологическими процессами работы станций (ТП);
  • Техническо-распорядительными актами станций (ТРА);
  • Специальными инструкциями МПС России.
  • Функциональные и должностные обязанности поездного диспетчера. Движением поездов на участке должен руководить только один работник – поездной диспетчер, отвечающий за выполнение графика движения поездов по обслуживаемому им участку.

    Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке.

    Запрещается давать оперативные указания по движению поездов на участке помимо поездного диспетчера [2, п. 16.1].

    В обязанности поездного диспетчера входит следующее.

  • Максимально использовать технические средства для выполнения заданных размеров движения, ускорения продвижения поездов, сокращения времени обработки поездов на технических станциях, более эффективно использовать вагонный парк, локомотивы и пропускную способность. Для этого поезда, отправляющиеся со станций, должны быть полносоставными или полновесными.
  • Контролировать работу станций. Принимать меры к выполнению заданий по формированию и отправлению поездов в соответствии с ГДП и ПФП. Регулировать подвод поездов к станциям для своевременного завершения накопления вагонов на состав поезда.
  • Своевременно давать указания по движению поездов дежурным по станциям (ДСП), а при необходимости и машинистам поездных локомотивов (в том числе при изменении пропуска поездов по станции).
  • Осуществлять контроль следования поездов по перегонам, за своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов станциями, чтобы не было задержек поездов у входных сигналов с запрещающим показанием.
  • Принимать меры для выполнения ГДП, обеспечения безопасности, недопущения нарушений установленного времени непрерывной работы локомотивных бригад. Своевременно подводить локомотивы под поезда, не отправлять локомотивные бригады в рейс с большой задержкой их на станции отправления.
  • Порядок вступления на дежурство

  • Ознакомиться с поездным положением на своем участке: с поездами, которые находятся на станциях под скрещением, обгоном, “брошенными” (временно оставленными без локомотивов), а также с находящимися на участке в движении.
  • Проверить вступление на дежурство всех ДСП на станциях своего участка. Зафиксировать фамилии операторов при ДСП, маневровых диспетчеров (ДСЦ), станционных диспетчеров (ДСЦС).
  • Сообщить ДСП точное время для сверки часов.
  • Ознакомиться с положением на станциях: наличием поездов, готовых к отправлению;порожних вагонов, груженых вагонов, прибывших под выгрузку;занятостью станционных путей, в том числе приемоотправочных.
  • Ознакомиться с действующими предупреждениями на станциях и участке.
  • В зависимости от обстановки дать станциям необходимые указания о предстоящей работе, в том числе по обеспечению безопасности движения. Сообщить информацию об опаздывающих поездах.
  • На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, поездной диспетчер при вступлении на дежурство обязан проверить исправность технических устройств и через начальников станций или других работников, на которых возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов, ознакомиться с положением на станциях участка.
  • На участках, не оборудованных устройствами для автоматической записи графиков исполненного движения (поездографами), поездной диспетчер обязан получать со станций, расположенных на участке, сообщения о времени прибытия, отправления или проследования каждого поезда. Получая такие сообщения, обращать особое внимание на строгое соблюдение станциями установленной нумерации и индексации поездов, особенно поездов с разрядными и негабаритными грузами, тяжеловесных и длинносоставных.
  • На участках с интенсивным движением, а также оборудованных поездографами, порядок передачи сообщений устанавливается начальником дороги в соответствии с [3, п. 5].
  • Передать циркулярный приказ о вступлении на дежурство.
  • На график исполненного движения (ГИД) нанести фамилии всех ДСП, работающих в одной смене с ДНЦ.
  • График исполненного движения. Поездной диспетчер ведет график исполненного движения (ГИД), на котором отмечает данные о движении поездов, а также все нарушения нормальной работы на участке и их причины.

    На графике исполненного движения указываются:

    а) номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов, поезда, требующие особых условий пропуска. Номера поездов, дополненные соответствующими буквами и индексами, отмечаются на графике исполненного движения с этими дополнениями;б) время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка;в) данные об использовании локомотивов;д) занятие приемоотправочных путей на промежуточных станциях отдельными вагонами или составами;е) снятие напряжения в контактной сети на главных и приемо-отправочных путях станций участка и перегонов;ж) действующие предупреждения, требующие снижения скорости;з) движение поездов по неправильному пути;и) закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение.

    На отдельных участках с интенсивным движением поездов для записи необходимых для поездного диспетчера данных, касающихся движения поездов и грузовой работы, могут использоваться приборы и аппаратура автоматизированного рабочего места, а также назначаться в помощь диспетчеру операторы или другие работники отделения дороги.

    О порядке ведения графика исполненного движения. Устанавливается следующий единый порядок ведения графика исполненного движения по цвету “ниток” грузовых поездов:

  • порожние, в составе которых вагоны крытые и платформы – коричневый;
  • порожние, в составе которых полувагоны – синий;
  • порожние, в составе которых цистерны (двойная линия) – черный;
  • груженые сквозные поезда – черный;
  • груженые маршруты из цистерн – зеленый;
  • сборные поезда (штрихпунктир) – черный;
  • маршруты из рефрижераторных секций (двойная линия) – зеленый;
  • контейнерные маршруты (двойная линия) – коричневый;
  • поезда, в составе которых имеются вагоны с негабаритным грузом (сплошные линии с рисками снизу) – черный;
  • поезда, в составе которых хоппер-дозаторные и думпкарные вагоны (вертушки), а также хозяйственные поезда – желтый;
  • резервные локомотивы (пунктир) – черный;
  • мотовозы и неисправные локомотивы (пунктир) – коричневый;
  • маневровые локомотивы и вывозные поезда (пунктир) – зеленый;
  • толкачи и вывозные поезда при наличии их нескольких в одной зоне – каждый своим цветом раздельно (синий, коричневый, зеленый).
  • Кроме этого, на ГИД делаются отметки при завышении нормативов времени простоя поездов на станции:

  • транзитных со сменой локомотивных бригад – более 30 минут;
  • транзитных со сменой локомотивов – более 40 минут;
  • прибывших в расформирование, в парке приема – более 30 минут;
  • своего формирования в парках отправления – более 100 минут;
  • Поездной диспетчер отмечает на графике исполненного движения, по какой причине произошло завышение времени простоя:

  • ожидание локомотивной бригады;
  • ожидание локомотива;
  • несвоевременная обработка состава работниками пункта технического обслуживания (ПТО);
  • по другим причинам. Указывается телеграфный шифр службы и время передержки поезда в парке.
  • По 6-часовым периодам на правой стороне графика по каждой технической станции указывается общее количество поездов (в том числе с нулевым простоем/завышением простоя/по причине ожидания бригады/по причине ожидания локомотива/по обработке вагонниками), например: станция Кикерино 18-00 25/15/5/2/3;24-00 35/20/5/2/8, т.е. на станции Кикерино на 18 часов пропущено 25 поездов, с нулевой задержкой – 15, с задержкой по причине ожидания локомотивной бригады – 5, по причине ожидания локомотива – 2, по причине несвоевременной обработки состава работниками ПТО – 3 поезда.

    По итогам работы смены производится сверка с данными докладов начальников станций (ДС).

    Приказы поездного диспетчера. Все распоряжения по движению поездов на участке ДНЦ передает дежурным по станциям и другим работникам, связанным с движением поездов, приказами, которые в необходимых случаях регистрируются в журнале диспетчерских распоряжений.

    Все переговоры ДНЦ по диспетчерским средствам связи должны фиксироваться регистратором переговоров.

    Обязательной регистрации в журнале диспетчерских распоряжений подлежат следующие приказы.

    1. Об открытии и закрытии перегонов или отдельных путей перегонов (в том числе для движения электропоездов в связи со снятием напряжения).
    2. О переходе с двухпутного движения на однопутное и о восстановлении двухпутного движения.
    3. О переходе с одних средств сигнализации и связи при движении поездов на другие.
    4. Об отправлении поездов по неправильному пути, не оборудованному двусторонней автоблокировкой.
    5. Об отправлении поездов с разграничением времени (в случаях и порядке, предусмотренных в [3, гл. 14]).
    6. Об отправлении поездов с опасными грузами класса 1 (ВМ) и негабаритными грузами.
    7. О приеме и отправлении пассажирских, почтово-багажных, грузопассажирских и людских поездов на пути и с путей, не предусмотренных для этих операций техническо-распорядительным актом станции.
    8. О назначении поездов, не предусмотренных графиком, порядке их следования и отмене. Приказы о пропуске по участку одиночных локомотивов, специального самоходного подвижного состава и хозяйственных поездов могут не регистрироваться.
    9. О движении поездов при неисправности автоматической локомотивной сигнализации.
    10. О порядке опаздывающих пассажирских поездов.
    11. Об отправлении пассажирского поезда с локомотивом, обслуживаемым одним машинистом.
    12. О порядке движения поездов в случаях, предусмотренных в пп. 1.15 и 1.22 ИДП [3] (при отправлении поезда на однопутный перегон или по неправильному пути двухпутного перегона с двухсторонней автоблокировкой при запрещающем показании выходного светофора;в случае неисправности автоблокировки;в случае пользования дежурным по станции кнопкой вспомогательного режима изменения направления действия автоблокировки). Перед отправлением поезда по одному из возможных разрешений дежурный по станции обязан получить регистрируемый приказ ДНЦ, подтверждающий свободность перегона от встречных поездов.
    13. Все регистрируемые приказы, адресованные машинистам поездных локомотивов.
    14. Все приказы ДНЦ соседних участков, адресованные ДНЦ данного участка.
    15. Приказ о приеме и сдачи дежурства.

    Регистрация других приказов, связанных с движением поездов на участке, производится по усмотрению диспетчеров.

    Для сокращения времени на запись диспетчерских приказов по разрешению начальника отделения дороги могут применяться специальные штампы с нанесенным на них текстом наиболее часто даваемых приказов.

    Если приказ поездного диспетчера принимает и записывает оператор, то последний обязан немедленно предъявить его дежурному по станции для ознакомления с проставлением подписи в книге диспетчерских распоряжений.

    Закрытие однопутного перегона, а также одного или нескольких главных путей на двухпутном или многопутном перегонах производится поездным диспетчером на основании:

    а) распоряжения начальника отделения дороги в случаях производства предусмотренных планом ремонтно-путевых или строительных работ, а также ремонтных работ на контактной сети;

    б) требования, полученного от машиниста остановившегося в пути поезда, или требования работников пути, сигнализации и связи, энергоучастков при непредвиденных неисправностях на перегоне пути, сооружениях и устройствах, угрожающих безопасности движения поездов.

    Полученное требование поездной диспетчер обязан записать в журнал диспетчерских распоряжений, указав время поступления и лицо, от которого оно поступило.

    Все письменные требования, уведомления, телеграммы и телефонограммы должны храниться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.

    Основные формы приказов поездного диспетчера. Приказ о закрытии перегона (пути) поездной диспетчер дает станциям, ограничивающим перегон, и путевым постам, если они есть на перегоне. по одной из следующих (примерных) форм:

    “Для производства таких-то работ …. путь перегона …. с …. ч …. мин закрывается для движения, кроме хозяйственных поездов, отправляемых на закрытый перегон по заявке руководителя работ …. (указываются должность и фамилия)”;

    “Для оказания помощи поезду N…. остановившемуся на ….км, …. путь перегона …. с …ч …мин закрывается для движения всех поездов. кроме вспомогательного локомотива, отправляемого со станции …. для вывода остановившегося поезда на станцию ….” или “для подталкивания остановившегося поезда и последующего возвращения на станцию …. ”.

    На двухпутных и многопутных перегонах, когда один из путей закрыт, по остающемуся пути для поездов, отправляемых в правильном направлении, а при двусторонней автоблокировке – в обоих направлениях, сохраняются существующие средства сигнализации и связи. При необходимости отправления по остающемуся пути поездов в неправильном направлении (если нет двусторонней автоблокировки) существующие средства сигнализации и связи по этому пути закрываются, и движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи с передачей приказа по форме:

    “С_______ч________мин действие автоблокировки закрывается и устанавливается движение поездов по телефонным средствам связи по правилам однопутного движения”.

    В зависимости от поездной обстановки приказ об установлении по остающемуся пути движения поездов по телефонной связи может быть совмещен с приказом о закрытии пути.

    Если одна из станций, ограничивающих закрываемый перегон, находится в распоряжении поездного диспетчера соседнего отделения или дороги, то приказ о закрытии согласовывается с этим поездным диспетчером и дается ему в копии.

    Перед передачей приказа о закрытии перегона или отдельного пути поездной диспетчер обязан вызвать лично дежурных по станциям, ограничивающим перегон, предупредить их о предстоящем закрытии, сообщить фамилию и должность руководителя работ, намечаемый порядок пропуска поездов по остающемуся пути и другие необходимые данные.

    Открытие перегона или пути производится поездным диспетчером после получения уведомления об устранении возникших препятствий, окончании работ и освобождении перегона в порядке, предусмотренном в ИДП [3].

    Полученное уведомление поездной диспетчер обязан записать в журнал диспетчерских распоряжений, указав время его поступления и лицо, от которого оно получено. Письменное уведомление или телефонограмма об окончании работ и возможности восстановления движения поездов должны храниться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.

    Приказ об открытии перегона или пути поездной диспетчер дает станциям, ограничивающим перегон, и путевым постам, если такие на перегоне имеются, по форме:

    “Приказ № _______ от _____числа отменяется. Движение поездов по ____________ пути перегона с _____ч _____мин восстанавливается по ______________(указываются средства сигнализации и связи)”.

    Если на двухпутном перегоне, не оборудованном двухсторонней блокировкой, поездной диспетчер в порядке регулировки отправляет поезд по неправильному пути, то после проверки свободности этого пути станциям, ограничивающим перегон, и путевым постам, если такие на перегоне имеются, дается приказ по форме:

    “С ____ч_____мин движение ______________ (указывается четных или нечетных) поездов по ____________ пути перегона ______________ прекращается. Поезд №_________ со ст.______________ отправьте по ___________ неправильному пути по телефонным средствам связи по правилам однопутного движения”.

    Прежде чем передать такой приказ об отправлении по неправильному пути пассажирского поезда, в журнале диспетчерских распоряжений должен быть записан приказ дежурного по отделению:

    “Поезд №_________ со ст.______________ отправьте по неправильному пути”.

    В случае пропуска по неправильному пути одного за другим двух и более поездов текст приказа соответственно изменяется. При наличии на перегоне путевых постов они в случае необходимости могут быть использованы для разграничения попутно следующих по неправильному пути поездов, что также указывается в приказе поездного диспетчера.

    Получив приказ о пропуске поезда по неправильному пути, дежурные по станциям обмениваются под контролем диспетчера телефонограммами по формам, предусмотренным в п.5.32 ИДП [3].

    Дежурные по путевым постам (за исключением постов примыкания на однопутном перегоне с двухпутными вставками и предузловых постов) в переговорах о движении поездов по неправильному пути не участвуют, но об отправлении поезда они уведомляются по телефону, а время его проследования отмечают в журнале движения поездов.

    При отправлении по неправильному пути одного за другим нескольких поездов с разграничением путевыми постами дежурные этих постов сообщают на соседние станции о проследовании поездов:

    “Поезд № ____ по неправильному пути проследовал в ___ч___мин ДСП поста”.

    На двухпутных электрифицированных участках с односторонней путевой блокировкой, на которых применяется одностороннее ограждение съемных подвижных единиц, отправление поезда в порядке регулировки по неправильному пути поездной диспетчер обязан предварительно согласовать с энергодиспетчером. Перечень таких участков устанавливается начальником дороги.

    Отправление поезда по неправильному пути на двухпутных перегонах, оборудованных двусторонней блокировкой, осуществляется по устному указанию поездного диспетчера и после переключения блокировки на соответствующее направление движения.

    Перечень перегонов, где имеются переезды, оборудованные автоматическими устройствами только для поездов, следующих по правильному пути, а также перегонов, где имеются улавливающие тупики (с указанием необходимых мер по обеспечению безопасности движения при отправлении на таких перегонах поездов по неправильному пути), устанавливается приказом начальника дороги. При этом в приказе должен быть предусмотрен порядок заблаговременного извещения дежурных по переездам о каждом отправленном поезде. С приказом должны быть ознакомлены машинисты поездных локомотивов и другие причастные к движению поездов работники.

    Машинисты поездов, отправляемых в порядке регулировки по неправильному пути, обязаны обеспечить проследование оборудованных односторонними автоматическими устройствами переездов, обслуживаемых дежурным работником, со скоростью не более 40 км/ч, а не обслуживаемых дежурным работником – не более 25 км/ч.

    После получения уведомления со станции о прибытии поезда по неправильному пути поездной диспетчер восстанавливает на перегоне нормальное движение передачей приказа по форме:

    “Приказ № ______ от _____числа отменяется. С_____ч _____мин по ______ пути перегона восстанавливается движение ______________ (указывается четных или нечетных) поездов по ____________________ (указываются средства сигнализации и связи)”.

    В случае, когда необходимо отправить со станции поезд с остановкой на перегоне, не предусмотренной графиком движения (для посадки и высадки людей, погрузки и выгрузки груза), с последующим прибытием на соседнюю станцию или возвращением на станцию отправления поездной диспетчер в соответствии с поездной обстановкой, дает разрешение станциям, ограничивающим этот перегон, указывая время отправления поезда и продолжительность занятия перегона.

    Машинистам локомотивов, а также работникам, руководящим посадкой и высадкой людей, погрузкой и выгрузкой, при отправлении таких поездов выдаются соответствующие предупреждения. После остановки на перегоне машинисты этих поездов возобновляют движение по сигналам указанных работников.

    Отправление хозяйственных поездов, машин и агрегатов на закрытые перегоны (пути) осуществляется в порядке, предусмотренном в ИДП [3, гл. 8].

    Получив сообщение о неисправности на том или ином перегоне (пути) средств сигнализации и связи при движении поездов, поездной диспетчер записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через дежурных по станциям свободность перегона (пути), дает приказ об установлении движения по телефонным средствам связи по форме:

    “Ввиду неисправности (таких-то средств связи) на перегоне (или по _________ пути перегона) с ____ч____мин движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи по правилам для _________ (однопутных или двухпутных) перегонов”.

    При наличии на перегонах путевых постов приказ поездного диспетчера о переходе от одного вида связи на другой передается также дежурным по постам, при этом в зависимости от обстановки переход на другой вид связи может производиться на всем межстанционном перегоне или отдельно на каждом свободном межпостовом перегоне.

    После получения уведомления о восстановлении действия средств сигнализации и связи поездной диспетчер записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через дежурных по станциям свободность перегона (пути), дает станциям, ограничивающим перегон, приказ по форме:

    “Приказ № _______ от _____числа отменяется. С_____ч _____мин движение поездов на перегоне _________ (по ________ пути перегона) восстанавливается по _________ (указываются средства сигнализации и связи)”.

    С указанного времени станции переходят на тот вид связи, который будет предусмотрен в приказе поездного диспетчера.

    На двухпутных перегонах, оборудованных автоблокировкой для движения в одном направлении, приказ о восстановлении действия автоблокировки может быть передан до освобождения перегона от поездов, отправленных по правильному пути.

    Открытие или закрытие раздельных пунктов или вспомогательных постов, работающих некруглосуточно, производится в порядке, утверждаемом начальником отделения дороги, и оформляется приказом поездного диспетчера, передаваемым станциям, ограничивающим перегон, в форме:

    “Действие поста ______ км с ____ч_____мин открыто (закрыто)”.

    На участках с электрической тягой поездной диспетчер должен работать во взаимодействии с энергодиспетчером и принимать меры по обеспечению нормальной работы устройств электроснабжения.

    При повреждениях контактной сети, отключениях тяговых подстанций или снижении их мощности совместно с энергодиспетчером устанавливать наиболее рациональный порядок пропуска поездов по участкам.

    В период гололедообразования по заявкам энергодиспетчера предоставлять окна для плавки в контактной сети гололеда током высокого напряжения.

    При неисправности поездной диспетчерской связи движение поездов производится без участия поездного диспетчера. Связь о движении поездов осуществляется непосредственно между дежурными по станциям.

    При неисправности поездной диспетчерской связи поездной диспетчер и дежурные по станциям делают соответствующие записи в журнале диспетчерских распоряжений.

    О восстановлении действия поездной диспетчерской связи поездной диспетчер уведомляет все станции циркулярным приказом.

    Порядок работы поездных диспетчеров на малодеятельных участках, где штат работников службы перевозок на станциях не предусмотрен,

    устанавливается начальником дороги.

    Диспетчерские приказы могут регистрироваться с использованием ПЭВМ с распечаткой текстов приказов по формам, предусмотренным ИДП [3].

    Общие сведения

    Дата добавления: -01-24 ;просмотров: 16

    При телефонных средствах связи разрешением на занятие поездом перегона служит путевая записка (бланк формы ДУ50). Перед выдачей путевой записки ДСП должен: на однопутных перегонах получить с соседней станции поездную телефонограмму о согласии на прием поезда, а на двухпутных - поездную телефонограмму о прибытии ранее отправленного поезда. Поездными телефонограмами между соседними станциями обмениваются лично ДСП или по их указаниям операторы. Бланки путевых записок заполняются лично ДСП или оператором. Заполонять бланки ДСП имеет право лишь при наличии соответствующих записей в журнале поездных телефонограмм. Бланк путевой записки заполненный оператором, ДСП по станции обязан проверить по записям в журнале поездных телефонограмм и заверить штемпелем станции и своей подписью.

    А) делать запрос об отправлении поезда, в то время, когда перегон еще занят другим поездом.

    Б) заполнять бланки путевых записок до получения с соседней станции и поездной телефонограммы о согласии на прием поезда (на однопутных перегонах) или о прибытии ранее отправленного поезда (на двухпутных перегонах).

    В) передавать исходящие телефонограммы ранее записи их в журнал поездных телефонограмм и без подписи ДСП.

    Путевая записка дает право машинисту следовать до входного сигнала соседней станции, а при отправлении поезда по неправленому пути и отсутствии входного сигнала - до сигнального знака «Граница станции». При отправлении поезда с пути, на котором имеется: выходной сигнал, выдать письменные разрешение на проезд закрытого сигнала. При движении поездов по телефонной связи на каждой станции ведется журнал поездных телефонограмм. Из журнала поездных телефонограмм на каждый момент, должно быть ясно видно свободен или занят перегон (или путь перегона). На станциях с однопутным перегоном, ведется один журнал. На левых страницах записываются телефонограммы, относящиеся к одному перегону.

    На правых - относящиеся к другому перегону. На тупиковых станциях телефонограммы записываются в последовательном порядке на станциях ограничивающих двухпутные перегоны, ведутся два журнала поездных телефонограмм отдельно для каждого перегона: на левых страницах - записываются телефонограммы нечетных поездов, на правых - для четных поездов. При отправлении поезда на двyxпyтном перегоне по неправильному пути телефонограммы для нечетных поездов записываются на правых страницах, а для четных - на левых страницах журнала.

    Все телефонограммы о поездах, следующих по одному из главных путей двухпyтного перегона, во всех случаях записываются на одной странице журнала, относящиеся к данному главному пути перегона.

    Исходящие телефонограммы должны быть подписаны лично ДСП. Нумерация исходящих телефонограмм ведется посуточно (с первого номера) начиная с нуля часов местного времени. При переходе на телефонную связь из-за перерыва основных средств связи нумерация исходных телефонограмм начинается с первого номера. Входящие телефонограммы записываются в журнал под номером, переданным со станции их подачи.

    В поездных телефонограммах не допускается никаких исправлений. Неправильно написанная исходящая поездная телефонограмма перечеркивается и под ней делается запись «Недействительна». Она не нумеруется и не передается на соседнюю станцию. При приеме дежурства ДСП и операторы расписываются в книгах поездных телефонограмм по форме:

    5.05.05 8ч30мин

    Дежурство принял ДСПСидорова……………………………………………. (подпись)

    Оператор Петрова .……………………………………………….…. (подпись)

    Дежурство принял ДСП Иванова …………………………………………..….(подпись)

    Оператор Петрова……………………………………..…………………..(подпись)

    При переходе на телефонную связь в случаях нарушения действия основных средств сигнализации и связи и при восстановлении их записи в журнале о приеме и сдачи дежурства оформляются после получении об этом приказа поездного диспетчера по форме:

    5.05.06 12ч 00мин

    Диспетчерским приказом № 99 на перегоне 2 главный путь по 1 пути установлено движение поездов по телефонной связи.

    Дежурство по телефонной связи принял ДСП Сидорова……………………. (подпись)

    Оператор Петрова .…………………. ……………………………….(подпись)

    5.05.07 9ч30мин

    Диспетчерским приказом № 100 на перегоне 2 главный путь по 1 пути восстановлено движение поездов по ………………………………………(указывается средства связи)

    По телефонной связи. Дежурство по телефонной связи принял ДСП Сидорова……………………… (подпись)

    Оператор Петрова .…………………. ……………………………….(подпись)

    Перед подачей поездной телефонограммы ДСП или операторы обязаны сообщить один другому свою должность и фамилию.

    После передачи поездной телефонограммы должна производиться ее проверка путем дословного повторения текста. Если повторное передача текста соответствует переданной телеграмме ДСП подтверждает словом «Верно» после чего в журнале поездных телефонограмм обеих станций отмечается время передачи и приема телефонограммы и заверяется письменно ДСП или оператором.

    Контрольные вопросы

    1. Что является правом занятия поездом перегона при телефонных средствах связи?

    2. Порядок проверки свободности перегона при телефонных средствах связи?

    3. Порядок приема и отправления поездов при телефонных средствах связи?

    4. Порядок ведения журнала поездных телефонограмм?

    5. Формы телефонограмм на однопутных и двухпутных участках?

    Содержание отчета

    Тема, цель занятия, заполнение бланков, ответы на контрольные вопросы.

    Тема: Работа поездного диспетчера. Обязанности поездного диспетчера .

    ДНЦ регулирует движение поездов на участке, следит за продвижением поездов по перегонам и станциям, своевременно устраняя возникающие препятствия и отклонения от графика с тем, чтобы обеспечить выполнение заданных размеров движения при лучшем использовании вагонов, локомотивов и пропускной способности.

    Источники: studopedia.org, studopedia.ru, edu.dvgups.ru

    Категория: Разные виды приказов | Добавил: Vladrom (30.01.2016)
    Просмотров: 5298 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar