Главная » Статьи » Управление и распоряжение

Образец приказ о списании дебиторской и кредиторской задолженности

Приказ на списание дебиторской задолженности – готовим документы и говорим «гуд-бай»

Образец приказ о списании дебиторской и кредиторской задолженностиКогда все ваши надежды получить с котрагента причитающиеся вам деньги пошли прахом, остается только одно – терпеливо ждать, когда можно будет признать долги безнадежными. И вот, наконец, этот день наступил!

Теперь вам остается только правильно оформить все документы и гуд-бай «нехорошая дебиторка». Для этого нужно провести инвентаризацию долгов, составить справку, приказ на списание дебиторской задолженности и иметь в наличии первичные документы, которые подтверждают долг. Давайте обо всем по порядку.

Сначала - инвентаризация

Перед тем, как списывать задолженность вашего дебитора как безнадежную, вам потребуется оформить ее перевод в состав сомнительной, а затем – безнадежной. Для этого составьте первичные документы – справку и приказ руководителя. Делать это нужно когда вы отчитываетесь по налогу на прибыль – ежеквартально или ежемесячно. Не упустите этот момент, если вы спишете долги позже – будут споры с налоговой инспекцией (ст.272 НК, постановление Президиума ВАС от 15.06.г. №1574/10).

Сначала вы проведете инвентаризацию дебиторской задолженности. Для нее есть специальные формы – акт №ИНВ-17 и справка к нему, которые утверждены постановлением Госкомстата от 18.08.1998г. №88.

Однако данные документы предназначены в первую очередь для бухгалтерского учета. Чтобы иметь возможность применить их для налогового учета, формы необходимо дополнить такими графами:

- дата, когда задолженность подтверждена дебитором (для случая переноса срока исковой давности, ст.203 ГК);

- информация о невозможности погашения долга контрагента из-за ликвидации или по прочим причинам, которые подтверждены актом чиновников (здесь будет вноситься информация о документе, на основании которого дебиторская задолженность становится безнадежной и списывается).

Компания может самостоятельно разработать форму документы и закрепить ее в учетной политике.

Таким образом, по результатам инвентаризации вы определите величину сомнительных и безнадежных долгов. Теперь можно составлять справку и приказ руководителя на списание.

Оформляем справку

Итак, по результатам инвентаризации на конец отчетного периода вы определили сумму сомнительных и безнадежных долгов. Тем же днем составляйте справку и приказ руководителя.

Справка составляется на все безнадежные долги и содержит объяснение причин, по которым они списываются.

Издаем приказ

После подготовки справки издается приказ на списание дебиторской задолженности. В нем уточняется, каким образом будет учтена задолженность при расчете налога на прибыль – за счет резерва или будет включена в состав внереализационных расходов.

Такие же формы документов можно использовать и для целей бухгалтерского учета. Есть вероятность, что информация по безнадежным долгам у вас совпадет и в бухгалтерском, и в налоговом учете, тогда отдельные документы составлять не потребуется.

Проверьте документы

Теперь давайте проверим и подытожим, какие документы у вас должны быть для списания безнадежной дебиторской задолженности:

1. Акт инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного периода.

2. Бухгалтерская справка.

3. Приказ руководителя о списании задолженности с указанием источника.

4. Договор с контрагентом, в котором обозначен срок платежа.

5. Первичные документы: накладные, акты (обязательно, см. письмо ФНС от 06.12.г. №ШС-37-3/16955).

6. Платежные документы.

7. В отдельных случаях – выписка из ЕГРЮЛ, акт пристава о невозможности взыскать долг и постановление о завершении исполнительного производства.

Когда дебиторская задолженность становится безнадежной – смотрите здесь. Как создавать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете читайте тут. А как списать задолженность – ищите в этой статье .

А какие документы по списанию задолженности составляете вы? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

404 NOT FOUND

Зачет переплаченного НДС на 68.32

Ситуация. фирма купила услуги у поставщика-иностранного лица и выступила налоговым агентом по уплате НДС. Расчеты с иностранным лицом производятся в долларах США (т. обсудить

По дате какого документа исчисляется максимальный размер МК?

Хотим купить квартиру с привлечением средств материнского капитала, полученного моей женой. Ребёнку уже исполнилось 3 года. Подскажите пожалуйста, по дате какого документа (или события) будет исчисляться предельный (максимальный) размер материнского капитала, который будет направлен на погашение долга перед продавцом квартиры? Если мы заключим договор купли-продажи квартиры в году, свидетельство о регистрации права собственности получим в году, заявление в ПФР подадим в году, какую сумму материнского капитала мы сможем привлечь. максимальный размер материнского капитала года или максимальный размер материнского капитала года. обсудить

Games of cars

Games of cars Distressful metal to rider A meet with much speed and undertaking in the freeways. aid to these clumsy metals to look after its power in the highways. обсудить

Списание дебиторской и кредиторской задолженности

1. Как документально оформить списание дебиторской и кредиторской задолженности.

2. Как отразить списание задолженности в бухгалтерском и налоговом учете.

3. Особенности списания и включения в расходы безнадежной дебиторской задолженности.

Задолженность дебиторов и кредиторов, по которой истек срок исковой давности, а также другие долги, признаваемые безнадежными, подлежат обязательному списанию. В бухгалтерском учете своевременное списание безнадежной задолженности обеспечивает достоверность бухгалтерской отчетности, поскольку показатели дебиторской и кредиторской задолженности являются неотъемлемыми составляющими активов и пассивов организации. В налоговом учете посредством списания нереальных для взыскания долгов корректируется налоговая база, что влияет на правильность исчисления налогов. На первый взгляд списание задолженности не представляет собой больших сложностей, но это только на первый взгляд. Когда перед бухгалтером встает конкретная задача списать безнадежные долги, возникает множество вопросов: как оформить, как отразить в учете, как эта операция повлияет на расчет налога на прибыль, НДС, УСН и т.д. В этой статье предлагаю разобраться в этих и других практических аспектах списания дебиторской и кредиторской задолженности.

Документальное оформление списания безнадежной задолженности

В бухгалтерском учете безнадежная дебиторская и кредиторская задолженность списываются отдельно по каждому долгу (по каждому контрагенту, договору). При этом списание должно быть оформлено соответствующими документами (п. 77, 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н):

  • Результаты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности (акт инвентаризации, справка к акту). Подробно порядок проведения и документального оформления инвентаризации задолженности рассмотрен в одной из предыдущих статей.
  • Приказ руководителя организации о списании задолженности. Приказ составляется в произвольной форме с указанием того, какая задолженность, в какой сумме и на каком основании должна быть списана.
  • Кроме того, по факту списания задолженности в бухгалтерском учете составляется бухгалтерская справка, которая служит подтверждением совершения данной операции.
  • В налоговом законодательстве требований к документальному оформлению списания дебиторской и кредиторской задолженности не содержится, главное условие – наличие оснований для признания такой задолженности в качестве безнадежной (договоры, товарные накладные, акты, выписки из ЕГРЮЛ по ликвидированным контрагентам и т.д.).

    . Обратите внимание: При списании задолженности в связи с истечением срока исковой давности, списание для целей налогового учета должно производиться в том отчетном периоде, когда истек указанный срок, а не тогда, когда организация провела инвентаризацию и издала приказ (Письмо Минфина России от 28.01. № 03-03-06/1/38). Таким образом, своевременное проведение инвентаризации задолженности (не реже, чем на последнее число каждого отчетного периода по налогу на прибыль) в интересах самой организации, чтобы не вносить корректировки в сданные налоговые декларации, а также, чтобы данные о списании задолженности в налоговом и бухгалтерском учете совпадали.

    Списание дебиторской задолженности

    Налоговый учет

    Отражение списания безнадежной дебиторской задолженности в налоговом учете во многом зависит от причины ее возникновения. Самыми распространенными являются задолженность покупателей за отгруженную, но не оплаченную продукцию (работы, услуги), и задолженность поставщиков по перечисленным авансам, не закрытым поставками. Давайте посмотрим, как влияет списание долгов дебиторов на расчет налога на прибыль, НДС и УСН:

    Вопрос

    1. Списание дебиторской задолженности:

    Документальное оформление;Бухгалтерские проводки;Налогообложение (УСН при 6%, 15%)

    2. Списание кредиторской задолженности. Документальное оформление;

    Бухгалтерские проводки;Налогообложение (УСН при 6%, 15%)

    Ответ

    Размер дебиторской и кредиторской задолженности определяется по результатам инвентаризации и отражается в акте, например, по форме № ИНВ-17 . Инвентаризация проводится по приказу руководителя. Основанием для списания дебиторской и кредиторской задолженности является акт инвентаризации и бухгалтерская справка.

    В бухгалтерском учете дебиторская задолженность списывается за счет резерва по сомнительным долгам в пределах зарезервированных сумм. Дебиторская задолженность независимо от того, какой объект налогообложения выбрала организация, налоговую базу по единому налогу не уменьшают.

    В бухгалтерском учете кредиторская задолженность включается в состав прочих доходов в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухучете. При расчете единого налога при упрощенке сумму списанной кредиторской задолженности нужно учесть в составе внереализационных доходов независимо от того какой объект налогообложения выбрала организация.

    Подробный порядок отражения в учете операций по списанию дебиторской и кредиторской задолженности содержится в материалах Системы Главбух для коммерческой версии

    1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении списание безнадежной дебиторской задолженности

    Списание задолженности

    В бухучете дебиторскую задолженность нужно списать:*

  • после истечения срока исковой давности ;
  • в других случаях, когда она становится нереальной для взыскания, например при ликвидации организации.
  • Об этом сказано в пункте 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

    Списывать дебиторскую задолженность нужно отдельно по каждому обязательству.

    Срок исковой давности

    Общий срок исковой давности составляет три года. Правильно отсчитать эти три года будет проще по таблице.*

    Образцы документов, с которыми вы без труда спишете кредиторскую задолженность

    Компании потребовалось списать просроченную кредиторскую задолженность. Чтобы у налоговиков не возникло претензий по такой операции, нужно правильно ее оформить. Какие документы здесь потребуются рассказала Марина Горбаческая, аттестованный аудитор, директор Аудиторско-консалтинговой фирмы Экспертный центр Партнеры . Конспект ее лекции подготовили наши коллеги из журнала Семинар для бухгалтера .

    Начну с того, что просроченную кредиторку, по которой прошел срок исковой давности, компания обязана включить в состав внереализационных доходов ( п. 18 ст. 250 НК РФ ). Но сделать это нужно строго в том отчетном периоде, когда прошел срок исковой давности! Об этом напомнили чиновники из Минфина России в письме от 28 января г. № 03-03-06/1/38.

    Поэтому настоятельно рекомендую проводить инвентаризацию на конец каждого отчетного периода. То есть ежеквартально или ежемесячно. В зависимости от того, какой период является отчетным для вашей компании. Так вы будете своевременно выявлять кредиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности. А теперь давайте разберемся, какие документы и как нужно оформить, чтобы списать безнадежный долг.

    Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами

    Прежде всего проведите инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами. Суть ее в том, чтобы соотнести числящиеся на бухгалтерских счетах суммы дебиторской и кредиторской задолженности с фактическими цифрами. Инвентаризация расчетов включает в себя расчеты с банками, с бюджетом и внебюджетными фондами, с покупателями и заказчиками, с прочими дебиторами и кредиторами и т. д.

    Вот что нужно установить при проверке расчетов. Во-первых, равны ли дебетовые и кредитовые остатки по счетам расчетов по балансу, остаткам в оборотных ведомостях. Тут же вы выявите задолженность, по которой истекли сроки исковой давности.

    А во-вторых, в ходе инвентаризации проверьте правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете задолженности по недостачам и хищениям. Если такая есть.

    Результаты инвентаризации оформите в акте. Напомню, что с этого года унифицированные формы первичных документов стали необязательными. Поэтому акт оформляйте по той форме, которая утверждена в вашей учетной политике. Ну а если вы продолжаете использовать типовые формы, то просто возьмите бланк № ИНВ-17. Приведу образец такого акта.

    Бухгалтерская справка о списании кредиторской задолженности

    Помимо акта инвентаризации вам нужно подготовить бухгалтерскую справку. В ней вы приведете все необходимые сведения о задолженности. То есть обозначите, по какому договору возник этот долг, сделаете ссылки на накладные, акты или другую первичку.

    Еще приведите расчет срока исковой давности. Так вы обос-нуете, почему компания учитывает задолженность в доходах текущего периода. Вот так должна выглядеть бухгалтерская справка.

    Чтобы не ошибиться в расчете налога на прибыль, бухгалтеру нужно правильно определять срок исковой давности по задолженности. За основу возьмите правила, которые установлены в Гражданском кодексе. Рассмотрим их подробнее.

    Прежде всего вам нужно определить, в какой срок ваша компания должна была исполнить свое обязательство перед контрагентом согласно условиям договора. Возможно, вы изменяли договор. Тогда проверьте тексты дополнительных соглашений к нему. Не исключено, что первоначальный срок в них продлевали.

    Важный момент! Фактически задолженность перед контр-агентом могла возникнуть у вас не на ту дату, которая прописана в договоре. Скажем, на момент, когда вы получили от поставщика товары. Но для расчета срока исковой давности значение имеет именно договорный срок. Это предусмотрено в пункте 2 статьи 200 ГК РФ.

    Сам срок исковой давности нужно считать со следующего дня после того, как прошел этот договорный срок. По общему правилу срок давности составляет три года. Это указано в статье 196 ГК РФ. Для наглядности покажу на примере.

    Пример. Как определить период, в котором нужно учесть кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности

    Допустим, ваша компания заключила с контрагентом договор оказания услуг. Акт приемки-сдачи услуг стороны подписали 5 апреля года.

    В договоре прописано, что заказчик должен оплатить услуги до 14 апреля года включительно. Поэтому срок исковой давности нужно считать начиная с 15 апреля года. А истечет он, соответственно, 15 апреля года.

    Поэтому в данном случае компания должна включить сумму задолженности за оказанные услуги в доходы в декларации по налогу на прибыль за полугодие года. Если же компания сдает отчетность ежемесячно, то в декларации за январь-апрель года.

    Срок исковой давности может прерываться, если ваша компания признает свою задолженность перед контрагентом. Тогда срок давности нужно рассчитывать заново. Такие правила установлены в статье 203 ГК РФ. Это дает компании легальную возможность отсрочить уплату налога на прибыль с кредиторской задолженности на три года. Достаточно каким-либо способом подтвердить факт наличия этого долга.

    Какие именно действия подтверждают долг, в законе не установлено. Но примерный перечень есть в пункте 20 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12 ноября 2001 г. № 15, Пленума ВАС РФ от 15 ноября 2001 г. № 18.

    Приведу достаточно распространенные способы, которыми компания может подтвердить долг перед контрагентом. Например, вы можете направить своему контрагенту гарантийное письмо. В этом письме ваша компания подтвердит свою задолженность и укажет срок, в течение которого планируется ее погасить.

    То же самое можно сказать о ситуации, когда вы перечисляете партнеру хотя бы часть суммы, скажем, за поставленные им товары. Либо уплачиваете пени за просрочку платежа.

    Еще срок исковой давности можно прервать, составив акт сверки. На этом моменте остановимся подробнее. Дело в том, что в идеале акт сверки должен подписать руководитель компании. На практике же этот документ зачастую подписывает главный бухгалтер. В таких случаях судьи могут посчитать, что срок исковой давности не прерывается. В качестве примера приведу постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 июля 2009 г. № Ф04-4295/2009(10770-А67-50) .

    Поэтому, если вы хотите отложить уплату налога с просроченной кредиторской задолженности, проследите, чтобы на акте сверки стояла подпись руководителя вашей компании. И убедитесь, что со стороны контрагента этот документ также заверил директор. Тогда вы точно сможете ориентироваться на дату акта сверки в целях налогового учета.

    Ну и когда уже сумма безнадежного к взысканию долга подтверждена, остается только оформить приказ о его списании.

    После чего сделайте в бухучете такую проводку:

    ДЕБЕТ 60 (76) КРЕДИТ 91 субсчет Прочие доходы

    - списана кредиторская задолженность.

    Тем самым вы спишете кредиторскую задолженность, по которой истек срок давности, в состав прочих доходов.

    Источники: pommp.ru, www.glavbuh.net, buh-aktiv.ru, www.26-2.ru, www.glavbukh.ru

    Категория: Управление и распоряжение | Добавил: Vladrom (27.01.2016)
    Просмотров: 5199 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar