Главная » Статьи » Управление и распоряжение

Образец приказа о прекращении деятельности

Новости от партнеров

Приказ о временном приостановлении деятельности на предприятии и объявлении простоя (Образец)

В связи с приостановлением поставок товара от основного поставщика, возникшим по вине нанимателя,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Объявить работникам общества о временном приостановлении деятельности с 01.01. по 31.01..

2. Объявить простой с 01.01. по 31.01. включительно для следующих работников с переводом их к другому нанимателю, но в той же местности:

Васильева Валентина Васильевна, кассир торгового зала 4-го разряда;

Струкова Анна Игоревна, уборщица торговых помещений.

3. Скворцову Марию Федоровну, главного бухгалтера, перевести на неполное рабочее время с 01.01. и установить график работы с 8.00 до 12.00 один раз в неделю в понедельник.

4. Юрисконсульту Кучминой Карине Кирилловне:

4.1. уведомить Скворцову М.Ф. об изменении существенных условий труда;

4.2. подготовить приказ о переводе работников, предусмотренных п. 2 приказа, к другому нанимателю, но в той же местности с 01.01..

5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Основание: протокол внеочередного общего собрания участников от 15.11. N 3.

Прекращение деятельности СМИ

В случае принятия учредителем СМИ решения о прекращении деятельности СМИ учредитель в письменном виде уведомляет регистрирующий или соответствующий территориальный орган о принятом решении. Для прекращения деятельности СМИ по решению учредителя заявитель представляет следующие документы:

1) заявление о прекращении деятельности СМИ в соответствии с решением учредителя, подписанное учредителем СМИ;

2) оригинал свидетельства о регистрации СМИ;

3) копию документа, подтверждающего принятие учредителем (соучредителями) решения о прекращении деятельности СМИ (приказ, решение собрания учредителей и т.п.) - для каждого из соучредителей;

4) копию документа, подтверждающего полномочия лица, подавшего заявление (приказ о назначении на должность, доверенность), - для каждого из соучредителей.

Приостановление деятельности СМИ

Приказ Банка России от 4 апреля г. N ОД-561 О прекращении деятельности обособленных структурных подразделений банков, действующих на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя (утратил силу)

О прекращении деятельности обособленных структурных подразделений банков, действующих на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя

Приказом Банка России от 11 февраля г. N ОД-337 настоящий приказ признан утратившим силу

В связи с принятием Федерального закона от 2 апреля года N 37-ФЗ Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период приказываю:

1. Отделению по Республике Крым Центрального банка Российской Федерации или Отделению по г. Севастополь Центрального банка Российской Федерации принимать заявления и документы кредиторов (вкладчиков) банка, действующего на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя (в зависимости от места нахождения его обособленного структурного подразделения).

Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ГУ Банка России по Краснодарскому краю) (350063, г. Краснодар, ул. Короткая, д. 12) принимать перечисленные в абзаце первом настоящего пункта документы, если на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет отсутствуют сведения об адресах Отделения по Республике Крым Центрального банка Российской Федерации и Отделения по г. Севастополь Центрального банка Российской Федерации.

2. Утвердить рекомендуемые форму и содержание заявления о неисполнении обязательств банка, действующего на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, возникших из действий его обособленного структурного подразделения (приложение 1 к настоящему приказу).

Заявление, указанное в абзаце первом настоящего пункта, может быть составлено в произвольной форме.

3. Поручить Комитету банковского надзора Банка России принимать решения о прекращении деятельности обособленных структурных подразделений банков, действующих на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя.

4. Утвердить форму решения Банка России о прекращении деятельности обособленного структурного подразделения банка, действующего на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя (приложение 2 к настоящему приказу).

5. Установить, что датой прекращения деятельности обособленного структурного подразделения банка, действующего на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, является дата, обозначенная в решении, указанном в пункте 4 настоящего приказа.

7. Пресс-службе Банка России (Граник А.В.) опубликовать настоящий приказ, за исключением пункта 6 и приложения 3, в Вестнике Банка России .

Прекращение деятельности ИП. Заполнение формы 26001

Порядок прекращения деятельности ИП регламентируется Федеральным законом от 08.08.2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – 129-ФЗ).

Итак, ИП, решивший добровольно прекратить свою деятельность, предоставляет в регистрирующий орган, находящийся по месту его жительства, следующий пакет документов (ст. 22.3 129-ФЗ):

  • Подписанный бланк заявления по форме 26001. утвержденное Приказом ФНС России  от 25.01.г. № ММВ-7-6/25@ (далее – Приказ). О порядке его заполнения, а также о способах подачи, будет написано ниже.
  • Квитанцию или платежное поручение на оплату госпошлины в размере 160 рублей (п.7 ч.1 ст.333.33 Налогового кодекса РФ). Реквизиты пошлины можно узнать непосредственно в своем регистрирующем органе, либо на сайте www.nalog.ru.
  • Справку из Пенсионного фонда. Данная справка подтверждает то, что обязанность по представлению в Пенсионный фонд сведений персонифицированного учета исполнена. Данная справка выдается независимо от того, есь ли долги у ИП или нет. Если у Вас не было наемных работников, либо Вы снялись с учета в ПФР по данному основанию, в этом случае ПФР предоставит вышеназванную справку самостоятельно по межведомственному обмену. Однако, вопрос предоставления справки для ИП, которые не состоят в ПФР как работодатели или сняты с учета по данному основанию, будет актуален только до конца года, т.к. обязанность предоставления сведений в ПФР для ИП была отменена в году. Таким образом, последний год за который надо было сдавать такие сведения – (сдавали в ). Срок исковой давности по нему в этом году закончится. 
  • Важно!  Если у ИП имеется задолженность по налогам и/или по страховым взносам, то это не будет являться основанием для отказа в регистрации прекращения его деятельности. С ИП не снимаются обязательства по погашению всех своих задолженностей перед налоговым органом и Пенсионным фондом.

    Данные документы могут предоставляться в рег.орган следующими способами:

  • Лично предпринимателем.
  • Через Интернет, в виде электронных документов, в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг, или через айпад.
  • Предоставляться лицом по доверенности. В этом случае ИП должен заверить свою подпись на заявлении по форме 26001 у нотариуса (п.1.2 ст.9 129-ФЗ).
  • Ценным письмом с описью вложения. В данном случае также необходимо подготовить нотариальный комплект документов (п.1.2 ст. 9 129-ФЗ).
  • При личном предоставлении документов в регорган ИП или его доверенным лицом, инспектор выдает соответствующую расписку с указанием даты  получения зарегистрированных документов. При направлении документов ценным письмом, расписка в ответ направляется тоже почтой. При электронной подаче на указанный предпринимателем электронный адрес приходит письмо с датой явки в регистрирующий орган за результатом.

    Итак, через пять рабочих дней со дня передачи пакета документов в регистрирующий орган, ИП получит уведомление о снятии с учета в налоговом органе, лист записи ЕГРИП (ранее вместо этого документа выдавалось свидетельство о прекращении регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) и выписку из ЕГРИП. Вышеперечисленные документы выдаются лично на руки предпринимателю или его представителю по нотариальной доверенности, либо направляются по почте. Таким образом, ИП снимается с учета как предприниматель, но остается как человек - физическое лицо.

    Если документы составлены неправильно или с ошибками, то скорее всего будет вынесен отказ в "ликвидации" на основании ст. 23 Закона 129-ФЗ. Прежде, чем подавать документы заново, ИП следует выяснить причины отказа, среди которых могут быть следующие :

  • документы представлены в неправильный регистрирующий орган;
  • ошибочно указаны реквизиты в платежном документе по оплате пошлины;
  • не заполнены или некорректно заполнены требуемые пункты заявления,
  • исправления в заявлении, подписание заявления неуполномоченным лицом
  • Если же действия налогового органа неправомерны, их можно оспорить в судебном порядке.

    Фонды, расчетный счет, ККМ

    Если ИП не был зарегистрирован в фондах как работодатель, то порядок снятия с учета в ПФР и ФСС таков: регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней направляет уведомления о прекращении деятельности в указанные фонды, после чего последние снимают ИП с учета.

    Если же у ИП были сотрудники, то ему необходимо сдать отчетность, заплатить взносы, и только после этого будет зарегистрировано прекращение деятельности и снятие с учета.

    Также ИП должен закрыть свой расчетный счет в банке, если он его имеет, и уведомить о его закрытии свой налоговый орган в течение семи рабочих дней с даты закрытия счета.

    Кроме всего прочего необходимо снять с учета ККМ, для чего в налоговый орган предоставляется соответствующее заявление, паспорт ККМ и карточку регистрации. Налоговая осуществляет снятие ККМ с учета в течение пяти рабочих дней.

    Заполнение формы 26001

    Заявление можно заполнить в формате EXCEL, либо скачать и установить с сайта www.nalog.ru специальную программу от ФНС России - ФДГР. Требования по заполнению утверждены вышеупомянутым Приказом (приложение №20).

    В раздел 1 необходимо внести сведения об ИП, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а именно: ОГРНИП (присваивается регистрирующим органом при создании ИП), фамилию, имя и отчество (при наличии), ИНН.

    Во 2 разделе указать способ выдачи документов регистрирующим органом в случае положительного решения или же решения об отказе в регистрации: выдать заявителю - обозначение 1, выдать заявителю или лицу, действующему на основании доверенности – обозначение 2 или же направить по почте – обозначение 3. Необходимо учесть, что по почте документы могут идти дольше установленных Почтой России сроков, так как часто бывают сбои в доставке. В этом же разделе указываете свой телефон и e-mail.  Там же проставляется подпись заявителя – ИП.

    3 и 4 разделы  заполняются лицом, уполномоченным засвидетельствовать подлинность подписи заявителя – ИП. Данным лицом может быть нотариус, ВРИО нотариуса, должностное лицо регистрирующего органа. То есть без нотариуса можно обойтись, если предприниматель лично представит пакет документов непосредственно в регистрирующий орган с одновременным предъявлением своего паспорта.

    Хотелось бы еще отметить, что для нотариального удостоверения подписи ИП в заявлении 26001 необходимо предоставить нотариусу подлинники свидетельства ОРГНИП и ИНН, некоторые нотариусы требуют еще выписку из ЕГРИП (в данном случае следует уточнить не старше какого срока она должна быть). Обычно – не старше 30 дней с момента ее составления). ИП должен быть с паспортом – как у нотариуса, так и при личной подаче документов в регистрирующий орган.

    Ликвидация организации или прекращение деятельности ИП как основание для расторжения трудового договора

    Ликвидация организации или прекращение деятельности ИП как основание для расторжения трудового договора

    Довольно часто в силу экономических или каких-либо иных причин организация или индивидуальный предприниматель могут прекратить свою деятельность - закрыться и перестать вести бизнес. Проще говоря, организация в таком случае ликвидируется, в связи с этим все ее работники подлежат увольнению. Когда нужно проводить такое увольнение, есть ли категории персонала, с кем нельзя расторгнуть трудовой договор, какие гарантии и компенсации предусмотрены трудовым законодательством работникам ликвидируемой компании? Об этом и поговорим сегодня.

    Немного о ликвидации

    Обратимся к Гражданскому кодексу, в соответствии со ст. 61 которого организация может быть ликвидирована по решению:

    - учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

    - суда в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

    Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным выше, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Например, таким правом обладают антимонопольный орган (ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 43 Федерального закона от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах") и пр.

    Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, может быть ликвидировано также в соответствии со ст. 65 ГК РФ и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания могут быть ликвидированы вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

    К сведению. Реорганизация компании, изменение ее подведомственности или смена собственника имущества компании не являются ее ликвидацией.

    В любом случае при расторжении трудовых договоров в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) работодателю необходимо доказать, что в действительности имела место ликвидация или предприниматель прекратил свою деятельность. Подтверждает этот тезис п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в котором сказано, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или индивидуальным предпринимателем.

    Основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке.

    Если работодателем являлось физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то трудовой договор с работником может быть расторгнут, в частности, когда прекращается деятельность индивидуальным предпринимателем:

    - на основании им самим принятого решения;

    - вследствие признания его несостоятельным (банкротом) по решению суда (п. 1 ст. 25 ГК РФ);

    - в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации;

    - на основании отказа в продлении лицензии на определенные виды деятельности.

    Закрытие филиала или представительства Не означает ликвидацию организации

    Иногда встает вопрос: является ли прекращение деятельности филиала или представительства основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ? Отвечаем. Филиалы и представительства по нормам гражданского законодательства не являются юридическими лицами, поэтому в ст. 81 ТК РФ данное положение учтено и установлено, что в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.

    При увольнении работников закрывающегося филиала или представительства необходимо совершить те же действия, которые осуществляются при увольнении ввиду ликвидации организации, рассмотренные ниже.

    Оформление документов

    Первым делом отметим, что при ликвидации не происходит правопреемства, как, например, может быть при реорганизации, поэтому увольнять необходимо всех сотрудников без исключения, в том числе:

    - беременных сотрудниц (ст. 261 ТК РФ);

    - несовершеннолетних работников (ст. 269 ТК РФ), причем получать согласие на увольнение в государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних нет необходимости;

    - работниц, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также одиноких матерей (ст. 261 ТК РФ);

    - работников, находящихся на больничном или в отпуске (ст. 81 ТК РФ).

    Для работников ликвидация организации начинается с уведомления о предстоящем увольнении в связи с этим. Такое уведомление необходимо вручить каждому работнику под роспись не менее чем за два месяца до увольнения, как требует ст. 180 ТК РФ. Причем сообщить о предстоящем увольнении необходимо и тем сотрудникам, которые находятся в отпуске, на больничном или в командировке. Обратите внимание, что некоторые категории работников нужно уведомлять в иные сроки. Так, ст. 292 ТК РФ предписывает о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации уведомить работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев, не менее чем за три календарных дня. Работника, занятого на сезонных работах, необходимо предупредить об увольнении не менее чем за семь календарных дней (ст. 296 ТК РФ).

    При банкротстве организации о предстоящем увольнении сообщить работникам должен конкурсный управляющий, причем не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства (ст. 129 Закона о банкротстве).

    Обратим внимание, что не всегда работодатель знает точную дату увольнения работников (в случае банкротства и пр.). В связи с этим у кадровиков возникает вопрос: будет ли действительно уведомление, сделанное, например, за полгода? Трудовой кодекс не требует указания конкретной даты расторжения трудовых договоров по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Главное - предупредить работника о предстоящем увольнении заблаговременно: минимальный срок определен ТК РФ, а работодатель может уведомить работника и за четыре месяца, и за полгода.

    Уведомление нужно составить в двух экземплярах, один из которых - вручить работнику, а второй, на котором работник расписался и указал дату ознакомления, - оставить у работодателя. Срок уведомления работника начинает течь со следующего дня после получения экземпляра уведомления. Однако работник может отказаться подписывать уведомление или вовсе брать его. В таком случае необходимо составить соответствующий акт в присутствии не менее двух свидетелей. Акт составляется в произвольной форме, приведем пример его оформления.

    Но не только работников необходимо уведомить о предстоящем расторжении трудовых договоров в связи с ликвидацией. Статья 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) обязывает работодателя при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем и возможном расторжении трудовых договоров в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника:

    - работодатель - юридическое лицо должен сделать это не позднее чем за два месяца;

    - индивидуальный предприниматель - не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий.

    Форма уведомления не установлена и составляется в произвольной форме.

    При этом п. 3 ст. 25 указанного Закона обязывает ежемесячно представлять в службу занятости сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве).

    Обратите внимание! За непредставление или несвоевременное представление сведений в службу занятости работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Размер штрафа для организации составляет от 3000 до 5000 руб. для должностного лица - от 300 до 500 руб.

    Если увольнение работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ будет носить массовый характер, службу занятости необходимо известить не менее чем за три месяца. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых или территориальных тарифных соглашениях. Если в данных документах не указаны критерии, можно обратиться к еще действующему Постановлению Правительства РФ от 05.02.1993 N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения", которым утверждено Положение об организации такой работы. Пунктом 1 указанного Положения определено, что основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций. В частности, массовым будет считаться высвобождение при ликвидации организации с численностью работающих 15 и более человек. Также в данном Положении приведены формы документов, по которым необходимо сообщить в службу занятости о предстоящем расторжении трудовых договоров.

    Информация о массовом высвобождении работников

    Если увольнение работников получается массовым, кроме службы занятости необходимо уведомить соответствующий профсоюзный орган. Зачем, спросите вы, ведь ст. 82 ТК РФ не предусмотрено участие профсоюзной организации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией. Действительно, Трудовым кодексом предусмотрено участие профсоюза в решении вопроса о прекращении трудовых договоров по инициативе работодателя, но ликвидация организации (прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем) стала исключением в данном вопросе. Однако ст. 21 Закона о занятости населения устанавливает, что массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством. Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности": ликвидация организации, ее подразделений может осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.

    По истечении срока, указанного в уведомлении, издается приказ по форме N Т-8 или N Т-8а <1>.

    <1>Утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

    По нормам ст. 84.1 ТК РФ, устанавливающей общий порядок прекращения трудового договора, с приказом об увольнении работодатель должен ознакомить работника под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). Если приказ о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на документе производится соответствующая запись, например: "Ознакомиться отказался".

    После этого необходимо внести запись в трудовую книжку о прекращении трудового договора. На основании ст. 84.1 ТК РФ запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи ТК РФ или иного федерального закона.

    В личную карточку (унифицированная форма N Т-2) также необходимо внести запись о расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. На основании п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей <2>при получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

    <2>Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках".

    Завершающим этапом оформления расторжения трудового договора станут выдача работнику трудовой книжки на руки и выплата всех причитающихся сумм.

    Когда нужно расторгать трудовые договоры?

    Когда ликвидация организации осуществляется в добровольном порядке, то есть по решению участников (учредителей), не обязательно ждать внесения записи в государственный реестр о ликвидации организации. Учредители одновременно с таким решением назначают ликвидационную комиссию, которая и будет заниматься всем процессом прекращения деятельности компании. В такой ситуации итог процедуры один - ликвидация. Поэтому расторжение трудовых договоров может произойти уже по истечении двух месяцев с момента уведомления работников после принятия решения о ликвидации.

    А если организацию признали банкротом и в отношении ее введено конкурсное производство на определенный срок, увольнять работников ранее внесения записи в государственный реестр неправомерно, так как объявление банкротом не означает ликвидацию.

    От редакции. Подтверждение последнего тезиса приведено в статье "Ошибки работодателей при увольнении работников в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности ИП" на с. 71.

    Какие выплаты полагаются работнику В связи с увольнением по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ?

    Статья 178 ТК РФ регламентирует размер выходных пособий при различных вариантах расторжения трудового договора. В частности, при прекращении трудовых отношений в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

    В исключительных случаях средний месячный заработок может быть сохранен за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

    Если по указанному основанию увольняются сезонные работники, то на основании ст. 296 ТК РФ им выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

    Работнику, заключившему трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие при увольнении не выплачивается, если иное не установлено федеральными законами, коллективным договором или трудовым договором в силу ст. 292 ТК РФ.

    Если ликвидируется организация, расположенная в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, работникам, увольняемым из такой организации, помимо выходного пособия, предусмотренного ст. ст. 178, 318 ТК РФ предусмотрена дополнительная гарантия: средний месячный заработок может сохраняться за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

    Выходное пособие при увольнении совместителю выплачивается на общих основаниях (ч. 2 ст. 178 ТК РФ), однако средний заработок на период трудоустройства за ним не сохраняется. Дело в том, что такой сотрудник в момент увольнения считается трудоустроенным по основному месту работы.

    Выходное пособие выплачивается в день увольнения вместе с заработной платой и компенсацией за неиспользованный отпуск. Если в этот день сотрудник не работал, соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным требования о расчете.

    Для выплаты сохраненного среднего заработка необходимо от бывшего работника потребовать трудовую книжку и убедиться, что в ней отсутствует запись о трудоустройстве, а также заявление на такую выплату. Если работник дополнительно к этим документам представит справку службы занятости, то работодатель обязан оплатить и третий месяц.

    Вместе с тем ст. 178 ТК РФ предоставляет право работодателю в трудовом или коллективном договоре предусмотреть иные случаи выплаты выходных пособий, а также установить их повышенные размеры. Например, в Отраслевом соглашении по транспортному строительству на 2007 - 2009 годы (действие Соглашения продлено на - гг. Соглашением от 27.11.2009 N 1) установлено, что при увольнении в связи с ликвидацией организации работникам, проработавшим в организации 15 и более лет, выплачивается выходное пособие сверх предусмотренного ТК РФ в размере прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ на момент увольнения работника, за каждый отработанный год.

    Неоднозначна ситуация с сохранением среднего заработка за уволенными пенсионерами. Мнения специалистов различных ведомств и судов разделились. Одни считают, что служба занятости не должна регистрировать пенсионеров как безработных в силу ст. 3 Закона о занятости населения и п. 17 Порядка регистрации безработных граждан <3>. Многие суды поддерживают данную позицию и указывают, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку указанная в ней выплата является мерой социальной защиты безработных, а пенсионеры к таковым не относятся (Постановления ФАС ЦО от 02.04.2007 по делу N А54-2967/2006, ФАС ПО от 04.04.2006 по делу N А12-14930/05-С15).

    <3>Утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458.

    Другие предполагают, что гарантии ст. 178 ТК РФ распространяются на лиц, которым выплачивается пенсия по старости. При этом пенсионеры не выделены как отдельная категория работников, которым такие гарантии не предоставляются. Причем суды поддерживают и данную точку зрения (Постановление ФАС ВВО от 20.12.2007 по делу N А43-4154/2007-9-174).

    На наш взгляд, правильной является первая точка зрения, и вот почему.

    Действительно, ст. 178 ТК РФ каких-либо особенностей в отношении работников-пенсионеров не предусмотрено. Но игнорировать положения п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения тоже нельзя. Поэтому за уволенным пенсионером по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ следует сохранять средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

    В. Н.Новикова Эксперт журнала "Отдел кадров Коммерческой организации"

    Подписано в печать 30.09.

    "Отдел кадров коммерческой организации" N 10​

    Источники: forma4.info, 43.rkn.gov.ru, base.garant.ru, regforum.ru, www.hr-portal.ru

    Категория: Управление и распоряжение | Добавил: Vladrom (27.01.2016)
    Просмотров: 1738 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar