Главная » Статьи » Управление и распоряжение

Приказ о материальном взыскании образец рб

Виды дисциплинарных взысканий

За совершение дисциплинарного проступка. т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.
  • Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие виды дисциплинарных взысканий.

    Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

    Порядок применения дисциплинарных взысканий

    До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме .

    В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.

    Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

    Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

    Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

    За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание .

    Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

    Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции груда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

    Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

    Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

    Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

    В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

    При специальной дисциплине труда порядок, сроки применения и виды дисциплинарных взысканий могут быть иными.

    Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников

    Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников регулируется ст. 195, ч. 6 ст. 370 ТК РФ.

    Профсоюзные органы, в частности профком организации, наделены правом осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства. В случае обнаружения фактов нарушения в организации трудового законодательства, локальных правовых актов, содержащих нормы трудового права, сокрытия несчастных случаев на производстве, невыполнения условий коллективного договора, соглашения профком вправе потребовать от работодателя наказать виновных в этом руководителя организации, ее подразделения либо их заместителей.

    Работодатель по факту заявления представительного органа работников, обычно профкома, возбуждает дисциплинарное производство. Для него характерны те же стадии, что и при выявлении нарушения внутреннего трудового распорядка работником, которые были изложены выше. Если вина руководителей или их заместителей в нарушении норм трудового права будет установлена, то работодатель обязан применить к ним дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ч. 2 ст. 195 ТК РФ).

    О результатах дисциплинарного производства работодатель сообщает заявителю (профкому). Срок ответа в законодательстве о труде не определен. Однако в не го должно зачитываться время, которое законодатель устанавливает для применения дисциплинарного взыскания вч. 3, 4 ст. 193 ТК РФ. Обычно это один месяц, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - два гола со дня совершения дисциплинарного проступка. Если по обстоятельствам, указанным в заявлении профкома, в отношении руководителя или его заместителя возбуждено уголовное дело, то срок сообщения в профорганы продлевается на время производства по у головному делу.

    Порядок применения дисциплинарных взысканий

    Порядок применения дисциплинарного взыскания в ТК РФ детально не регламентируется. Это нередко приводит к нарушению трудовых прав и свобод работника.

    Дисциплинарное производство как правоотношение

    Дисциплинарное производство - это всегда правоотношение, основными субъектами которого являются работодатель и работник. Содержанием правового отношения принято считать права и обязанности его сторон. В действующем законодательстве о труде закрепляется в основном правовое положение работодателя. Анализ дисциплинарного производства позволяет выявить определенную совокупность прав работника, который, по мнению руководителя, нарушил правила внутреннего трудового распорядка. Работник - полноправный в пределах дисциплинарного производства субъект правового отношения. Он имеет право знакомиться со всеми материалами, согласно которым он обвиняется в неправомерном трудовом поведении, давать свою оценку содержанию предъявленных ему материалов, требовать предоставления новых материалов. По сложным дисциплинарным производствам работник может потребовать проведения ревизии, проверки финансово-хозяйствснной деятельности или аудиторской проверки. если по ее результатам можно решить вопрос о его вине или невиновности. Действующим законодательством не запрещено работнику привлекать к дисциплинарному производству в качестве консультантов специалистов, представителя профсоюзной организации.

    В этой части законодательство о труде еще нуждается в дальнейшем совершенствовании. Конкретизация дисциплинарного производства возможна в подзаконных, локальных нормативных правовых актах. Такая практика характерна, например, для бюджетных организаций. Министерства и ведомства разрабатывают и утверждают порядок проведения служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий к государственным гражданским служащим подчиненных им организаций. В таких нормативных правовых актах закрепляется детальная процедура проведения служебных проверок и применения дисциплинарных взысканий к гражданским служащим, состав комиссии, которой поручается провести проверку, ее полномочия и оформление результатов проверки. В подзаконных локальных нормативных правовых актах специально выделяется раздел, в котором закрепляются права работника, в отношении которого проводится проверка: давать устные и письменные пояснения, заявлять ходатайства, знакомиться с документами во время проведения проверки, обжаловать решения и действия комиссии, которая проводит проверку.

    Единое дисциплинарное правоотношение можно отнести к сложным правовым отношениям. Оно состоит из целого ряда элементов, характерных для каждой стадии. Элементарные правоотношения дискретны, т. е. прерываются во времени, состоят из определенных частей. Так, праву работника заявлять ходатайства, знакомиться с документами, обжаловать действия представителя работодателя или комиссии, проводящей проверку, корреспондирует соответствующая обязанность работодателя рассмотреть конкретное ходатайство, предоставить для ознакомления работнику необходимые для него документы, рассмотреть поданную им жалобу. Указанные правоотношения могут возникать и прекращаться на каждом из этапов дисциплинарного производства. Это не исключает его системного характера, единства прав и обязанностей участников дисциплинарного производства.

    Этапы дисциплинарного производства

    Дисциплинарное производство включает несколько этапов.

    Во-первых, до применения дисциплинарного взыскания руководитель предлагает работнику дать письменное объяснение по обстоятельствам, свидетельствующим о нарушении им внутреннего распорядка организации. В случае если работник отказывается предоставить работодателю объяснение в письменной форме, по истечении двух рабочих дней составляется соответствующий акт. Этот документ должен содержать следующие реквизиты: место и дата составления документа;фамилия, имя, отчество, должность составителя и работника, краткое описание предполагаемого нарушения дисциплины труда;предложение работнику дать объяснение и его отказ фактический либо по умолчанию;разъяснение, в чем именно проявилось неисполнение работником своих трудовых обязанностей.

    Во-вторых, работодатель (его полномочный представитель - начальник отдела кадров, заместитель директора по кадрам) затребует от непосредственного руководителя работника необходимые документы, подтверждающие нарушение работником дисциплины труда, сто мнение об избрании нарушителю определенной (необходимой в сложившихся обстоятельствах) меры дисциплинарного взыскания.

    В-третьих, оценивая материалы, собранные по факту нарушения внутреннего трудового распорядка, работодатель принимает решение о виновности работника, т. е. о совершении им дисциплинарного проступка.

    В-четвертых, до наложения дисциплинарного взыскания работодатель учитывает тяжесть совершенного проступка, обстоятельства смягчающие вину работника.

    В-пятых, в соответствии с ч. 1 ст. 192 ТК РФ работодатель реализует свое право - применить к нарушителю внутреннего трудового распорядка меру дисциплинарного взыскания или ограничиться другими средствами воспитательного воздействия. Эффективность дисциплинарного взыскания во многом зависит именно от этого этапа дисциплинарного производства. Сводить его только к каре, наказанию неоправданно как с теоретической, так и с практической точки зрения. Воспитательная роль этого этапа зависит и от личности работника, от уровня его профессиональной подготовки, правовой и нравственной культуры. Это довольно сложный и ответственный для работодателя процесс. Иногда для исправления нарушителя достаточно беседы руководителя, а в некоторых случаях применение меры дисциплинарного взыскания ведет к противостоянию, нарастанию напряженности в отношениях работодателя не только с работником, но и с первичным производственным коллективом. Для этого этапа очень важна педагогическая, психологическая подготовка руководителя как управленца.

    Данная стадия завершается принятием соответствующего решения о наказании работника или по усмотрению работодателя оставлении собранных материалов без движения. На практике в последнем случае никакого процедурного акта работодателем не выносится. Аналогичным образом работодатель поступает, если выявляется незначительное нарушение дисциплины труда либо недостаточность материалов для его установления. В последнем случае, очевидно, нарушается право работника на защиту его трудовых прав и свобод (ст. 2 ТК РФ), поскольку работник не может защитить свое доброе имя, честь и достоинство. Обжаловать можно только соответствующий приказ работодателя, а не созданное в процессе расследования негативное мнение о возможной недобросовестности работника.

    В-шестых, работодатель избирает меру дисциплинарного взыскания, издает соответствующий приказ. Приказ (распоряжение) о применении меры дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с приказом (распоряжением) под роспись, то уполномоченным представителем работодателя составляется соответствующий акт (ч. 6 ст. 193 ТК РФ). Реквизиты акта аналогичны тем, которые изложены для акта об отказе дать объяснение по факту нарушения правил внутреннего трудового распорядка.

    Для дисциплинарного производства характерны определенные процедурные сроки: один месяц и шесть месяцев. Дисциплинарное взыскание не применяется, если прошло более одного месяца со дня обнаружения проступка. В месячный срок не засчитывается время болезни работника, нахождения его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работников, если оно требуется в соответствии с законодательством (ч. 2 ст. 82 ТК РФ).

    По истечении шестимесячного срока работник не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. При проведении ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки срок, в течение которого допускается наложение дисциплинарного взыскания, увеличивается до двух лет.

    В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 4 ст. 193 ТК РФ).

    Для дисциплинарного производства характерно правило о том, что за один и тот же дисциплинарный проступок к работнику может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

    Это не исключает применения к работнику мер административного или уголовного характера. Нарушитель внутреннего трудового распорядка также может быть дспрсмирован, поскольку лишение премии не считается дисциплинарным взысканием.

    Наряду с изложенными обязательными стадиями дисциплинарного производства возможны и факультативные . 1) обжалование дисциплинарного взыскания в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров;2) прекращение дисциплинарного производства в результате пересмотра его компетентными органами, например вышестоящим руководителем.

    Снятие дисциплинарного взыскания

    Дисциплинарное воздействие с юридической точки зрения - это обычно всегда состояние длящееся, ограниченное определенным сроком в пределах трудового правоотношения. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не совершил нового нарушения внутреннего трудового распорядка, то его состояние наказанности прекращается, а нарушитель в соответствии с ч. 1 ст. 194 ТК РФ считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

    До истечения одного года работодатель может снять с работника дисциплинарное взыскание как по собственной инициативе, так и по ходатайству его непосредственного руководителя или выборного представительного органа (профкома). Инициатива может исходить и от самого нарушителя дисциплины труда. Он в соответствии с ч. 2 ст. 194 ТК РФ может обратиться с такой просьбой к руководителю организации.

    Состояние наказанности свидетельствует о длящемся систематическом воспитательном воздействии, которое может быть эффективным при организации надлежащего учета нарушителей внутреннего трудового распорядка и контроля за их трудовым поведением. На средних и крупных предприятиях эти обязанности работодатель может возложить на непосредственных руководителей процесса труда, которые ведут специальные журналы учета нарушений и нарушителей внутреннего трудового распорядка в подчиненных им производственных коллективах.

    § 5. Порядок уплаты и взыскания алиментов

    Основания взыскания алиментов в судебном порядке. Се­мейным кодексом предусмотрено два порядка уплаты алимен­тов: добровольный (по соглашению сторон об уплате алимен­тов) и судебный (по решению суда о взыскании алиментов).

    При отсутствии соглашения об уплате алиментов в суд с требованием о взыскании алиментов могут обратиться только управомоченные лица, то есть те члены семьи, которым та­кое право предоставлено Семейным кодексом (ст. 106 СК). Если между управомоченным лицом и алиментообязанным лицом заключено соглашение об уплате алиментов, то взыскание алиментов в судебном порядке невозможно. Получатель али­ментов по соглашению, при его неисполнении или ненадлежа­щем исполнении плательщиком алиментов, вправе требовать принудительного исполнения этого соглашения по правилам исполнительного производства, либо при наличии необходи­мых оснований может потребовать в судебном порядке измене­ния или расторжения алиментного соглашения. Итак, основа­нием обращения в суд с требованием о взыскании алиментов является отсутствие соглашения об уплате алиментов между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов - между законными представи­телями этих лиц (ст. 106 СК). Алименты могут быть взысканы в судебном порядке по заявлениям членов семьи, имеющих пра­во на получение алиментов, или их законных представителей (ст. 80, 85, 87, 89-90, 93-97 СК).

    В соответствии с гражданским процессуальным законода­тельством дела о взыскании алиментов должны рассматриваться судом не позднее десяти дней со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству, если стороны находятся в одном районе или городе, а во всех других случаях - не по­зднее двадцати дней (ст. 99 ГПК).

    Иск о взыскании алиментов может быть предъявлен в суд как по месту жительства ответчика, так и по месту житель­ства истца (ст. 118 ГПК). При этом истцы освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства (ст. 80 ГПК;подп. 3 п. 2 ст. 5 Закона о государственной пошлине). Не взыс­кивается государственная пошлина с граждан и за выдачу им документов в связи с делами о взыскании алиментов (пп. 7 п. 2 ст. 5 Закона о государственной пошлине). Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела о взыскании алимен­тов, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований (ст. 95 ГПК). Цена иска (исковых требований) определяется со­вокупностью алиментных платежей за один год (ст. 83 ГПК).

    При неизвестности места пребывания ответчика по искам о взыскании алиментов судья обязан объявить его розыск че­рез органы внутренних дел (ст. 112 ГПК) * .

    * См. также: п. 6 Ст. 10 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026- I О милиции // Ведомости РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

    В том случае, когда при подготовке дела по иску о взыс­кании алиментов к судебному разбирательству или при рас­смотрении дела будет установлено, что ответчик выплачивает алименты по решению суда либо им производятся выплаты по другим исполнительным документам, заинтересованные лица извещаются судом о времени и месте разбирательства дела * .

    * См. п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. №9.

    При этом необходимо учитывать, что при предъявлении иска о взыскании алиментов несовершеннолетней матерью, не состоящей в браке, равно как и при предъявлении подобного иска об этом к несовершеннолетнему лицу, суд должен обсу­дить вопрос о привлечении к участию в деле родителей, усы­новителей или попечителей истца или ответчика для оказания им помощи (ст. 32 ГПК).

    Дела о взыскании алиментов на членов семьи относятся к наиболее распространенной категории гражданских дел, вы­текающих из семейных правоотношений. В 1997 г. количество исков о взыскании алиментов увеличилось на 5,8%, причем 99,1% всех исков данной категории судами удовлетворено * .

    * См. Гагарский А. Работа судов РФ в 1997 году // Российская юстиция. 1998. № 7. С. 56.

    Федеральным законом РФ от 30 ноября 1995 г. № 189-ФЗ * в ГПК внесены изменения, позволяющие взыскивать алимен­ты на несовершеннолетних детей в упрощенном порядке на основании судебного приказа (п. 4 ст. 125 2 ГПК) без стадии су­дебного разбирательства. Заявление о выдаче судебного при­каза подается в суд управомоченным лицом по общим прави­лам подсудности. Судебный приказ представляет собой поста­новление судьи, вынесенное по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого иму­щества от должника (в частности, по заявлению о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей). Он выдается судьей единолично и имеет силу исполнительного документа. В су­дебном приказе о взыскании алиментов на несовершеннолет­них детей обязательно указываются: имя и адрес взыскателя;имя и место рождения, а также адрес должника;место его работы, имя и дата рождения ребенка, на содержание которо­го присуждены алименты;размер платежей, взыскиваемых ежемесячно с должника, и срок их взыскания;сумма государ­ственной пошлины, подлежащей удержанию с должника в до­ход государства (ст. 125 9 ГПК).

    * СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4696.

    Основания и процедура вынесения судебного приказа оп­ределены ст. 125 2 -125 8 ГПК. Важно, что судья выдает судеб­ный приказ о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка без судебного разбирательства, вызова должника и взыскателя и заслушивания их объяснений. Срок выдачи су­дебного приказа не должен превышать двадцати дней со дня извещения судьей должника о заявленном к нему требовании об уплате алиментов (ст. 125 7 ГПК). При неполучении в установленный срок ответа от должника, а также при его согласии с заявленным требованием судья выдает судебный приказ. Су­дебный приказ по своему содержанию более лаконичен, чем судебное решение и по имеющимся в нем данным сходен с исполнительным листом. При отсутствии оснований для удов­летворения заявления о выдаче судебного приказа судья вы­носит определение об отказе в выдаче судебного приказа (ст. 125 8 ГПК). Отказ судьи в выдаче судебного приказа не пре­пятствует возможности предъявления заявителем иска по тому же требованию в порядке искового производства.

    В соответствии с п. 4 ст. 125 2 ГПК судья вправе единолично выдать судебный приказ по требованию о взыскании алимен­тов на несовершеннолетних детей только при условии, что это требование не связано с установлением отцовства. Кро­ме того, на основании судебного приказа не могут быть взыс­каны алименты на несовершеннолетних детей в твердой де­нежной сумме, поскольку решение этого вопроса сопряжено с необходимостью проверки наличия либо отсутствия обстоя­тельств, с которыми закон связывает возможность такого взыс­кания (п. 1 и 3 ст. 83 СК). Судья отказывает в выдаче судебного приказа также в случаях, когда ответчик не согласен с заяв­ленным требованием (п. 1 ч. 2 ст. 1258 ГПК) об уплате алиментов на несовершеннолетнего ребенка, если заявлены требова­ния о взыскании алиментов на совершеннолетних нетрудоспо­собных детей или других членов семьи, если должник выпла­чивает алименты по решению суда на других лиц либо им про­изводятся выплаты по другим исполнительным документам. Судья, отказывая в выдаче приказа, разъясняет заявителю его право на предъявление иска по тому же требованию, то есть о взыскании алиментов * .

    * См. п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9.

    Итак, на основании судебного приказа могут быть взыска­ны алименты на несовершеннолетних детей при соблюдении следующих условий: а) требование о взыскании алиментов не связано с установлением отцовства, б) размер алиментов ис­числяется в порядке, установленном п. 1 cm. 81 СК, то есть в долях к заработку (доходу) родителей.

    Решение суда о взыскании алиментов (или судебный при­каз) в силу п. 1 ст. 210 ГПК и п. 2 ст. 13 Закона об исполнитель­ном производстве подлежит немедленному исполнению, в пре­делах платежей, исчисленных за один месяц, в том числе и при удовлетворении требований об установлении отцовства и о взыскании алиментов, рассмотренных одновременно *. Обжало­вание решения суда о взыскании алиментов в кассационном порядке не приостанавливает выдачу исполнительного листа. Получив исполнительный лист, выдаваемый на основании ре­шения суда о взыскании алиментов, или судебный приказ о взыскании алиментов, судебный исполнитель обязан немедлен­но принять активные меры к установлению места жительства и места работы должника. При этом в случае необходимости наводятся справки в адресных бюро, военных комиссариатах, в органах социальной защиты населения и т. д. Если же приня­тыми мерами место жительства и место работы должника не будут установлены, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе либо по заявлению взыскателя выносит постанов­ление о розыске должника через органы внутренних дел. Ро­зыск может быть объявлен по месту исполнения исполнитель­ного документа или последнему известному месту жительства (месту нахождения) должника либо месту нахождения его иму­щества, а также по месту жительства (месту нахождения) взыс­кателя. Возвращение исполнительного документа взыскателю по мотивам неустановления места работы или жительства долж­ника без производства розыска должника не допускается (пп. 3 п. 1 ст. 26 и п. 1 ст. 28 Закона об исполнительном производстве;п. 2 ст. 12 Закона о судебных приставах).

    * См. п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. №9.

    Сроки обращения за алиментами. Исковая давность не рас­пространяется на алиментные обязательства (ст. 9 и 107 СК). В этой связи не утратило силу действовавшее и в прежнем зако­нодательстве положение (ст. 95 КоБС) о возможности лиц, имею­щих право на получение алиментов, на обращение в суд с заяв­лением о взыскании алиментов в любое время, пока существует право на алименты. Указанное право может быть реализовано заинтересованными лицами независимо от срока, истекшего с момента возникновения права на алименты, но при условии, что алименты не выплачивались ранее по соглашению сторон.

    Алименты присуждаются на будущее время с момента обращения управомоченного лица в суд, то есть со дня предъяв­ления иска, а не с момента вступления в законную силу реше­ния суда о взыскании алиментов (п. 2 ст. 107 СК). Как исключе­ние из общего правила закон допускает взыскание алиментов за время, предшествующее предъявлению иска в суд. Однако алименты за прошлое время могут быть взысканы только в пределах трехлетнего срока. При этом не имеет значения, по каким причинам заявитель не обращался в суд с иском ранее, так как трехлетний срок, в течение которого могут быть взыс­каны алименты за прошлое время, является пресекательным.

    Суд вправе взыскать алименты за прошедший период лишь в том случае, если установит, что управомоченным лицом до обращения в суд принимались меры к получению алиментов, но они не были получены вследствие уклонения обязанного лица от их уплаты. Под уклонением следует понимать сознатель­ное, то есть виновное невыполнение обязанным лицом своих обязанностей по уплате алиментов, в частности, отказ от пред­ложения управомоченного лица заключить соглашение об уп­лате алиментов, сокрытие обязанным лицом своего местона­хождения и другие аналогичные действия.

    Что касается мер со стороны управомоченного лица по взысканию алиментов, то они могут заключаться в предприня­тых попытках заключить соглашение об уплате алиментов с обязанной стороной или установить местонахождение скрыва­ющегося обязанного лица или место его работы.

    Трехлетний срок, в течение которого возможно взыскание алиментов за прошлое время, имеет значение только для определения объема первоначального требования управомоченного лица об удержании алиментов. Если же решение о взыскании алиментов было принято судом, но не выполнялось длитель­ное время по вине лица, обязанного уплачивать алименты, то удержание алиментов возможно за весь период неуплаты али­ментов, даже если он и превышает три года (ст. 113 СК).

    В том случае, если одновременно с иском об установлении отцовства предъявлено требование о взыскании алиментов, то в случае удовлетворения иска об установлении отцовства алименты присуждаются со дня предъявления иска, как и по всем делам о взыскании алиментов. Однако возможность при­нудительного взыскания средств на содержание ребенка за прошлое время в указанном случае исключается, поскольку до удовлетворения иска об установлении отцовства ответчик в установленном порядке не был признан отцом ребенка * .

    * См. п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9.

    Взыскание алиментов до разрешения спора судом. Пре­дусмотренное Кодексом взыскание алиментов до разрешения спора судом (то есть временное взыскание алиментов) направ­лено на обеспечение содержания лиц, нуждающихся в полу­чении алиментов, когда рассмотрение их требований или ис­полнение решения суда затягиваются по каким-либо причи­нам сверх установленных законом сроков. В таких случаях су­дом может быть вынесено постановление о взыскании алимен­тов (п. 1 ст. 108 СК). Не исключено, что принятие судом тако­го решения может являться единственно возможной мерой, позволяющей предоставить средства к существованию нужда­ющейся стороне в связи с ее крайне затруднительным мате­риальным положением, подтвержденным обстоятельствами дела.

    Законом (п. 1 ст. 108 СК) предусматривается возможность взыскания алиментов на несовершеннолетних детей еще до принятия судом решения о взыскании алиментов. Это допус­кается в любое время после принятия заявления о взыскании алиментов в случаях, когда суд устанавливает, что ответчик не выполняет обязанность по содержанию детей. Вместе с тем Кодексом по сравнению с ранее действовавшим законо­дательством (ст. 74 КоБС) введена новая норма, являющаяся основанием для временного взыскания алиментов не только на несовершеннолетних детей, но и на других лиц, имеющих право на получение алиментов (совершеннолетние нетрудоспособные дети;нетрудоспособные родители;супруг (бывший супруг);родные братья и сестры;дедушка и бабушка;внуки;отчим и мачеха;фактические воспитатели). Однако по делам в отношении других получателей алиментов суд вправе выне­сти постановление о временном взыскании алиментов только с момента вынесения решения суда о взыскании алиментов (одновременно или после принятия решения о взыскании али­ментов), до его вступления в законную силу. Взыскание али­ментов на других получателей, в отличие от взыскания али­ментов на несовершеннолетних детей, до вынесения судом решения исключено. Это связано с тем, что размер алимен­тов на них в законе точно не установлен и суду при рассмот­рении дела обязательно требуется определить конкретный раз­мер алиментов в твердой денежной сумме исходя из матери­ального и семейного положения сторон (ст. 85, 87, 91, 98 СК), тогда как размер алиментов на несовершеннолетних детей может быть временно установлен в долях к заработку (иному доходу) плательщика алиментов (ст. 81 СК), то есть сразу пос­ле обращения в суд лица, имеющего право на получение содер­жания.

    Согласно п. 2 ст. 108 СК размер временно взыскиваемых алиментов на членов семьи (кроме несовершеннолетних детей) определяется судом в твердой денежной сумме исходя из ма­териального и семейного положения сторон. Размер алимен­тов, взыскиваемых по временному постановлению суда на не­совершеннолетних детей, устанавливается всегда в долях к заработку (иному доходу) родителя, обязанного уплачивать алименты (ст. 81 СК), но такое взыскание алиментов являет­ся временной мерой.

    В последующем в ходе судебного разбирательства размер алиментов на несовершеннолетних детей может быть установ­лен судом при наличии соответствующих оснований и в твер­дой денежной сумме (ст. 83 СК), или же суд может изменить размер долей алиментов как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Причем в первом случае разница между размером алиментов, установленным решением суда, и разме­ром алиментов, взыскиваемых по временному постановлению суда, подлежит взысканию с родителя - плательщика али­ментов по правилам ст. 113 СК (то есть как задолженность по алиментам). Если же размер алиментов уменьшен решением суда, то излишне выплаченные родителем суммы согласно ст. 116 СК возврату уже не подлежат.

    Аналогичные правила применяются и в отношении других получателей алиментов, когда размер алиментов изменяется (увеличивается или уменьшается) в результате обжалования судебного решения сторонами или другими лицами, участвую­щими в деле. Поэтому в случае увеличения размера алиментов образовавшаяся разница должна быть выплачена обязанным лицом получателю алиментов, а при уменьшении размера али­ментов уже выплаченные суммы по их первоначальному (бо­лее высокому) размеру обратному взысканию с получателя не подлежат. Это связано с тем, что по общему правилу обрат­ное взыскание алиментов (то есть истребование обратно вып­лаченных сумм алиментов) не допускается, за исключением отдельных случаев, специально предусмотренных Законом (ст. 116 СК).

    Обязанность администрации организации по удержанию алиментов. Законом (ст. 109 СК) установлена обязанность ад­министрации организации, предприятия или учреждения (не­зависимо от формы собственности) по месту работы платель­щика алиментов ежемесячно осуществлять следующие функ­ции: а) удерживать алименты из заработной платы и (или) ино­го дохода лица, обязанного уплачивать алименты;б) выплачи­вать или переводить их лицу, получающему алименты, не по­зднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и иного дохода плательщику алиментов. При этом расходы по переводу алиментов их получателю производятся за счет пла­тельщика алиментов.

    Основанием для удержания администрацией организации алиментов из заработной платы и (или) иного дохода лица, обязанного их уплачивать, могут являться нотариально удо­стоверенное соглашение сторон об уплате алиментов, испол­нительный лист или судебный приказ.

    Порядок удержания алиментов по указанным документам одинаков, так как все они относятся к исполнительным доку­ментам (п. 1 ст. 7 Закона об исполнительном производстве). Но­тариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов может быть представлено администрации организации по мес­ту работы лица, обязанного уплачивать алименты, любой сто­роной (взыскателем алиментов или плательщиком алиментов). Исполнительный лист представляет собой предписание суда органам исполнения (а это судебные приставы-исполнители) принудительно осуществить судебное решение. Исполнитель­ный лист выписывается судом на основании решения о взыс­кании алиментов немедленно, то есть до вступления решения суда в законную силу. Обжалование решения суда в кассаци­онном порядке не приостанавливает выдачу исполнительного листа (ст. 340 ГПК). Судебный приказ имеет силу исполнитель­ного документа. Взыскание по нему производится по истече­нии 10-дневного срока после выдачи приказа (ст. 125 1 ГПК).

    По делам о взыскании алиментов суд по своей инициати­ве направляет исполнительный лист для исполнения организа­ции (ч. 3 ст. 340, ч. 1 ст. 388 ГПК). О направлении исполнитель­ного листа уведомляется взыскатель (ст. 340 ГПК). В исполни­тельном листе обязательно должны быть указаны следующие данные: фамилия, имя, отчество взыскателя и должника, их место жительства;дата и место рождения должника и место его работы;резолютивная часть судебного акта, дата вступле­ния в силу судебного акта;дата выдачи исполнительного лис­та и срок предъявления его к исполнению. Исполнительный лист подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда (п. 1-2 ст. 8 Закона об исполнительном производстве).

    Исполнительный лист по просьбе взыскателя алиментов может быть выдан ему на руки. В таком случае он лично предъяв­ляет исполнительный лист для исполнения администрации орга­низации, где работает лицо, обязанное уплачивать алименты.

    Нотариально удостоверенное соглашение об уплате али­ментов может быть направлено для исполнения администра­ции организации получателем алиментов, лицом, уплачиваю­щим алименты, или судебным приставом-исполнителем.

    Исполнительный лист, судебный приказ или нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов после поступ­ления из суда или представления получателем алиментов (со­глашение об уплате алиментов может быть представлено и плательщиком алиментов) регистрируются администрацией организации и не позднее следующего дня передаются в бух­галтерию (расчетный отдел) под расписку ответственному лицу, назначаемому приказом руководителя (начальника). Бухгалте­рия регистрирует исполнительные документы в специальном журнале или карточке и хранит наравне с ценными бумагами.

    В отличие от прежнего законодательства (ст. 93-94 КоБС) Семейный кодекс не предусматривает в качестве самостоятель­ного основания удержания алиментов отметку (запись) органа внутренних дел в паспорте о том, что в соответствии с реше­нием суда это лицо обязано платить алименты. Ранее наличие такой отметки в паспорте лица обязывало администрацию организации производить удержание алиментов до поступления исполнительного листа.

    В случаях, если удержание алиментов будет производить­ся в различных местах из каждого вида доходов лица, обязан­ного уплачивать алименты (например, из заработной платы и из получаемой должником пенсии, из заработной платы по основ­ной работе и за работу по совместительству, из заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности, частной прак­тики и т. п.), то суд по просьбе взыскателя в необходимых слу­чаях выдает несколько исполнительных листов по одному делу с точным указанием места исполнения либо той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению (ст. 341 ГПК). Соответственно должно быть представлено необходимое коли­чество экземпляров соглашения об уплате алиментов.

    Удержание алиментов производится по месту выдачи за­работной платы и других платежей, с которых взыскиваются алименты, одновременно с их расчетом один раз в месяц в раз­мерах, указанных в исполнительном листе, судебном приказе или соглашении об уплате алиментов.

    Взыскание алиментов производится с суммы заработка и иного дохода, причитающегося лицу, уплачивающему алимен­ты, после удержания из этого заработка и иного дохода нало­гов в соответствии с налоговым законодательством (ст. 65 Закона об исполнительном производстве).

    При взыскании алиментов по исполнительным листам мо­жет быть удержано только 50% заработной платы и (или) иных доходов лица, обязанного их уплачивать (ст. 383 ГПК;п. 1-2 ст. 66 Закона об исполнительном производстве). На прак­тике данное требование закона реализуется следующим обра­зом. При предъявлении к лицу, обязанному уплачивать али­менты, нескольких исполнительных листов на взыскание али­ментов от разных взыскателей, общая сумма которых превы­шает 50% его заработка, судебный исполнитель обязан взыс­кать только 50% заработка должника и распределить взыс­канную сумму между взыскателями пропорционально долям (или сумме) каждого взыскания. Ограничения размера удер­жаний из заработной платы и иных доходов алиментнообязанного лица не распространяются на случаи взыскания алимен­тов по исполнительным листам на несовершеннолетних детей (ст. 383 ГПК), когда размер удержаний может составлять до 70% заработка должника (п. 3 ст. 66 Закона об исполнительном производстве).

    Ограничения размера удержаний из заработной платы и иных доходов плательщика алиментов не действуют при упла­те алиментов по нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов, так как в этом случае размер алиментов определяется соглашением сторон и может быть больше пяти­десяти процентов (ст. 103, 110 СК).

    В ст. 109 СК установлено, что алименты должны быть вы­даны их взыскателю лично (на основании предъявленного им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность) или переведены ему (по почте или на счет в банке) не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и иного дохода (пенсии, пособия, стипендии и др.) лицу, обязан­ному уплачивать алименты. При переводе взыскателям сумм алиментных платежей по почте бухгалтерия организации обя­зана указать следующие данные: сумму заработка плательщи­ка, за какой месяц взысканы алименты, количество фактичес­ки отработанных должником рабочих дней, сумму подоходного налога и налога в пенсионный фонд, процент и сумму удержа­ния. Алименты могут быть перечислены на счет взыскателя по вкладам в банке на основании письменного заявления, подан­ного им в бухгалтерию организации. В том случае, если адрес лица, в пользу которого взыскиваются алименты, неизвестен, то об этом уведомляется суд по месту нахождения организа­ции и алименты перечисляются на депозитный счет этого суда. Расходы по переводу сумм алиментов их получателю произво­дятся за счет плательщика алиментов.

    Следует иметь в виду, что исчисление алиментов, подле­жащих удержанию из заработной платы работников организа­ций (учреждений) и специалистов, работающих за границей, в пользу лиц, проживающих в РФ, производится со всех видов заработка (дохода), получаемого как в иностранной валюте, так и в рублях. Пересчет иностранной валюты в рубли произво­дится бухгалтерией по биржевому курсу на день получения заработной платы в банковском учреждении. Исчисление али­ментов с военнослужащих, рабочих и служащих воинских час­тей, предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, временно находящихся на иностранной террито­рии, производится из денежного довольствия и заработной пла­ты, выплачиваемых как в иностранной валюте, так и в рублях.

    Должностные лица организаций не вправе самостоятель­но приостанавливать, прекращать или изменять размер взыс­кания алиментов. В случае затруднений, возникающих при исполнении решений, руководители организаций вправе обра­титься за разъяснениями в суд по месту нахождения организа­ции. Возврат исполнительного листа (судебного приказа) или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алимен­тов по этой причине не допускается.

    Контроль за правильностью и своевременностью производи­мых удержаний алиментов и их пересылкой осуществляется су­дебными исполнителями. По требованию судебного пристава-исполнителя администрация организации обязана предъявлять для проверки все документы, связанные с удержанием али­ментов * .

    * См. Ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ О судебных приставах // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

    Удержание алиментов с пособия по безработице (стипен­дии), а также со стипендии на период профессиональной под­готовки (переподготовки) осуществляется бухгалтериями рай­онных, городских (районных в городе) центров занятости. Ус­ловия и порядок удержания алиментов в таких случаях в це­лом аналогичны вышеизложенным правилам и не имеют прин­ципиальных особенностей.

    В случае необходимости лицам, с которых производятся удержания алиментов, бухгалтерией организации по их просьбе выдается справка об удержанных с них суммах.

    Невыполнение должностными лицами организаций обязан­ности правильно и своевременно удерживать алименты может повлечь их привлечение к установленной законом ответствен­ности в виде штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. Постановление о наложении штрафа выносится судебным приставом-исполнителем и утверждается старшим судебным приставом. При наличии в действиях должностного лица, умышленно не выполняющего законные требования су­дебного пристава-исполнителя или препятствующего их выполнению, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновного лица к уголовной ответственности (ст. 87 Закона об исполнительном производстве).

    Удержание алиментов на основании нотариально удосто­веренного соглашения сторон об уплате алиментов (то есть по добровольному согласию плательщика алиментов) может про­изводиться и тогда, когда общая сумма удержаний на основа­нии такого соглашения и исполнительных документов превышает пятьдесят процентов заработка и иного дохода платель­щика алиментов (ст. 110 СК). Это связано с расширением дого­ворных начал в семейном законодательстве, в том числе и в области алиментных обязательств. Учитывая данное обстоятель­ство, в ст. 70 Закона об исполнительном производстве указа­но, что порядок взыскания алиментов определяется Семейным кодексом. Таким образом, администрация организации обязана взыскать в полном объеме с заработной платы плательщика алиментов как сумму, предусмотренную нотариально удосто­веренным соглашением об уплате алиментов, так и суммы по другим исполнительным документам, так как соглашение об уплате алиментов заключалось сторонами добровольно, с уче­том, в частности, материального положения и реальных воз­можностей плательщика алиментов.

    Изменение размера алиментов по нотариально удостове­ренному соглашению об уплате алиментов допускается только по взаимному согласию сторон (изменение соглашения об уп­лате алиментов должно быть нотариально удостоверено) или решению суда.

    Установленная п. 1 ст. 111 СК обязанность администра­ции организации по месту работы плательщика алиментов в трехдневный срок сообщать о его увольнении и новом месте работы или жительства (если оно ей известно) судебному ис­полнителю по месту исполнения решения и лицу, получающе­му алименты, предусматривалась и ранее действовавшим за­конодательством (ст. 92 КоБС). Однако она возникала только в случае уплаты алиментов на несовершеннолетних детей по ре­шению суда. Новшество ст. 111 СК заключается в распростра­нении этой обязанности администрации организации, произво­дившей удержание алиментов на основании решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алимен­тов на любых членов семьи, а не только на несовершеннолет­них детей.

    На практике эта обязанность осуществляется следующим образом. При увольнении должника (то есть плательщика али­ментов) бухгалтерия организации производит на исполнитель­ном листе отметки о всех удержаниях алиментов, о сумме оставшейся задолженности и указывает сведения о новом мес­те жительства или работы должника (если они известны), о чем в трехдневный срок сообщается заказной корреспонденци­ей судебному приставу-исполнителю по месту исполнения ре­шения о взыскании алиментов. В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона об исполнительном производстве судебным приставом-исполнителем незамедлительно составляется акт об изменении места работы или жительства должника, который не позднее следующего дня направляется вместе с соответствующим ис­полнительным документом судебному приставу-исполнителю по новому месту работы или жительства должника, о чем сооб­щается взыскателю алиментов и в суд, выдавший исполнитель­ные документы.

    Аналогичный порядок действует при уплате алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об упла­те алиментов. При увольнении лица, обязанного уплачивать алименты, нотариально удостоверенное соглашение об упла­те алиментов в 3-дневный срок направляется их взыскателю (если соглашение об уплате алиментов было передано адми­нистрации для исполнения взыскателем или плательщиком али­ментов) вместе с информацией об увольнении плательщика алиментов, а также о новом месте его работы или житель­ства, если они известны администрации организации.

    При неизвестности места жительства взыскателя алимен­тов информация об увольнении плательщика алиментов и но­тариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов направляются организацией судебному исполнителю по месту нахождения самой организации.

    В том случае, когда нотариально удостоверенное согла­шение об уплате алиментов было направлено в организацию судебным исполнителем, администрация организации обязана в 3-дневный срок письменно сообщить об увольнении лица, обязанного уплачивать алименты, а также, если это ей извес­тно, и о его новом месте работы или жительства, как судебно­му исполнителю, так и лицу, получающему алименты. Нотари­ально удостоверенное соглашение об уплате алиментов с от­метками о всех произведенных удержаниях пересылается за­казной корреспонденцией в суд по новому месту работы, а если оно неизвестно, - то в суд по месту жительства должника (п. 3 ст. 11 Закона об исполнительном производстве). При отсутствии таких сведений соглашение об уплате алиментов направляется в суд по месту нахождения организации. О пересылке нотари­ально удостоверенного соглашения об уплате алиментов пись­менно извещается взыскатель алиментов.

    Лицо, обязанное уплачивать алименты, в свою очередь обязано согласно п. 2 ст. 111 CK в трехдневный срок сообщить об изменении своего места жительства или работы одновре­менно как судебному исполнителю, так и лицу, получающему алименты. Более того, на лиц, обязанных уплачивать алименты несовершеннолетним детям, возложена дополнительная обя­занность представлять также сведения о наличии дополнитель­ного заработка и иного дохода.

    Кодексом предусмотрено, что должностные лица и граж­дане, не сообщившие по неуважительным причинам указан­ные в п.1 и 2 ст. 111 CK сведения (о перемене места работы или жительства лица, обязанного уплачивать алименты, а так­же о наличии дополнительного заработка или иного дохода у лица, уплачивающего алименты несовершеннолетним детям), привлекаются к ответственности в установленном законом по­рядке. В таких случаях на виновное должностное лицо или плательщика алиментов судебным приставом-исполнителем мо­жет быть наложен штраф в размере до ста установленных за­коном минимальных размеров оплаты труда (ст. 87 Закона об исполнительном производстве). Однако факт привлечения к ответственности не освобождает плательщика алиментов от исполнения обязанности по уплате алиментов, погашения за­долженности по уплате алиментов.

    Обращение взыскания на имущество лица, обязанного упла­чивать алименты. Норма об обращении взыскания на имуще­ство лица, обязанного уплачивать алименты, была введена в се­мейное законодательство РФ Федеральным законом от 22 декаб­ря 1994 года № 73-ФЗ (ст. 91 1 КоБС). Однако на практике ука­занная мера применялась и ранее в случаях отсутствия посто­янного заработка у плательщика алиментов или образования задолженности по алиментам. В Семейном кодексе возможность обращения взыскания по алиментам не только на заработок или иной доход плательщика алиментов, но и на иное его иму­щество, предусмотрена ст. 112 CK.

    Обращение взыскания на имущество плательщика али­ментов является одним из предусмотренных законом способов обеспечения фактической выплаты алиментов. Данная мера применяется в целях защиты прав получателей алиментов лишь в крайних случаях - в случае недостаточности заработка и иных доходов плательщика алиментов (п. 1 ст. 112 CK)

    По общему правилу взыскание алиментов и задолженнос­ти по ним производится, прежде всего (в первую очередь), из заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты. Для определения вида заработка или доходов, из которых должны взыскиваться алименты на несовершеннолетних детей, следует применять постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г.

    Источники: www.grandars.ru

    Категория: Управление и распоряжение | Добавил: Vladrom (27.01.2016)
    Просмотров: 835 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar