Главная » Статьи » Управление и распоряжение

Приказ о внесении изменений в учетную политику образец

Внесение изменений в учетную политику

Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение изменений в учетную политику (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты . Внесение изменений в учетную политику

Формы документов . Внесение изменений в учетную политику

Форма: Приказ о внесении изменений в Учетную политику для целей налогообложения (строительство, общая система налогообложения)

Приказ об изменении учетной политики для целей налогового учета на 2006 год

Обязанность формирования организациями учетной политики для целей бухгалтерского учета установлена пунктом 3 статьи 5 Федерального закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете). Пунктом 4 статьи 6 этого Закона установлено, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Статьей 14 Закона о бухучете предписано, что отчетным годом (по всей видимости, законодатель отождествил понятия «финансовый» и «отчетный» год) «для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно». Статьей 13 Закона о бухучете установлено, что в составе бухгалтерской отчетности организаций (за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), которые представляют отчетность по специальным правилам), должна представляться пояснительная записка. Пунктом 4 этой статьи (о пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности), оговорено, что «в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год».

В соответствии с разделом IV Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н, изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

— изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

— разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

— существенного изменения условий деятельности.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Таким образом, законодательством и руководящим документом предписано, что изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета должны вводиться с 1 января и об этих изменениях организация отдает приказ (распоряжение) и объявляет в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. которую представляет соответствующим пользователям бухгалтерской отчетности (ст.15 Закона о бухучете), в том числе и в налоговый орган по месту учета (ст.23 НК РФ).

Изменения в НК РФ, влияющие на порядок ведения бухгалтерского учета в 2006 году

Внесенные в 2005 году в Налоговый кодекс изменения хотя и не затрагивают напрямую порядок ведения бухгалтерского учета, но, в то же время, ряд внесенных поправок вызывает необходимость корректировки учета отдельных активов и обязательств и, следовательно, необходимость внесения изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета.

Так, например, в результате того, что, вместо данного налогоплательщикам ранее выбора момента определения налоговой базы по НДС (как дня оплаты или дня отгрузки), который фиксировался в учетной политике, теперь моментом определения налоговой базы по НДС, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ (изменение п.1 ст.167 НК РФ), с 1 января 2006 года, становится наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки или день оплаты.

А моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления теперь становится последний день месяца каждого налогового периода (п.10 ст.167 НК РФ).

Этим Законом также внесено изменение в условия, при которых осуществляется налоговый вычет (см. изменение статей 171 и 172 НК РФ) по суммам НДС, предъявленным налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав. Для производства налогового вычета исключено (кроме ряда операций) ранее обязательное условие оплаты НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав. В результате этого изменяется, в определенной степени, ведение организацией счетов 19, 76 (НДС), 68 (НДС). И, следовательно, это вызывает необходимость внесения соответствующей корректировки учетной политики в целях бухгалтерского учета организации. В главу 21 НК РФ внесены и другие изменения.

К тому же, в соответствии со статьями 2 и 3 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ, по состоянию на 1 января 2006 года организации обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31 декабря 2005 года и обеспечить учет и списание этих задолженностей (в т.ч. по НДС) в соответствии с установленным этим Законом порядком.

Изменения Налогового кодекса, ставящие дополнительные задачи перед налогоплательщиками Все еще рассчитываетесь в у.е. У законодателя для Вас сюрприз

Значительные сложности могут возникнуть у организаций при исполнении договоров, в которых сумма выражается в условных единицах. Это произойдет благодаря нововведению — появлению пункта 14 в статье 167 НК РФ, которым определено, что «в случае, если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы» по НДС.

Пример 1

По договору на предоставление мобильной связи стоимость услуг (в месяц) оговорена в сумме 118 условных единиц, в том числе НДС –18 у.е. В качестве у.е. принято евро. Стоимость услуги по договору определяется по курсу на день оплаты. Оплата производится предварительно, в рублях, по курсу ЦБ России на день оплаты.

Рассчитаем оплату услуги за февраль. Примем, условно, курс евро на момент оплаты (на 25 января) — 35 рублей, на момент оказания услуги (28 февраля) — 36 рублей за евро.

При этих условиях (до 01.01.2006 г.) после произведенной соответствующей предварительной оплаты (и соответствующего учета — на момент оплаты) и перечисления (в т.ч. НДС) суммы, оговоренной в договоре (35 руб. х 118 у.е. = 4130 руб. в т.ч. НДС = 35 руб. х 18 у.е. = 630 руб.), после предоставления в полном объеме услуг, после составления акта и выдачи счета-фактуры с выделением НДС на день платежа ни у покупателя, ни у продавца не возникало никаких проблем — ни с учетом НДС, ни с применением вычета.

Но с 1 января 2006 года (в связи с внесеннием пункта 14 в статью 167 НК РФ), кроме расчета НДС, потребуется дополнительный пересчет НДС за оказанную услугу по курсу на момент оплаты, а также на момент оказания услуги, т.е. на 28 февраля — конец месяца (36 руб. х 18 у.е. = 648 руб.). При этом, поскольку произошло изменение на конец месяца курса валюты по сравнению с курсом, существовавшим на момент оплаты, будут возникать дебиторские или кредиторские задолженности по НДС и у покупателя, и у продавца. В нашем примере 18 рублей (648 руб. — 630 руб. = 18 руб.) по НДС не доплатил покупатель, у него образовалась на эту сумму кредиторская задолженность, а у продавца появилась соответствующая дебиторская задолженность.

Также появится, естественно, вопрос (на который налоговые органы обязательно дадут положительный ответ): — «А не следует ли пересчитать по курсу на конец месяца (на момент оказания услуги) всю сумму оказанных услуг и доплатить (или вернуть) соответствующую разницу покупателю?».

Интересные задачки ставят иногда законодатели перед избравшими их налогоплательщиками. Не правда ли?

Изменения в НК РФ, меняющие размер разниц, учитываемых по ПБУ 18/02

Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ были внесены значительные изменения в главу 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, которые также напрямую не затрагивают порядок ведения бухгалтерского учета, но в то же время меняют порядок определения доходов и расходов в целях определения налога на прибыль, и таким образом влияют на различия между учитываемыми в бухгалтерском и налоговом учете доходами и расходами. Следовательно, эти поправки меняют порядок учета налоговых разниц, активов и обязательств в целях бухгалтерского учета в рамках выполнения требований ПБУ 18/02.

Изменения, сближающие бухгалтерский и налоговый учет

Изменения в Налоговом кодексе ликвидировали некоторые различия в учете отдельных расходов между бухгалтерским и налоговым учетом. Так, например, по налоговому учету при исчислении налога на прибыль стали учитываться:

— в составе расходов на оплату труда по налоговому учету включены — расходы (изменения в п.5 ст.255 НК РФ) на продаваемые работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников, а также расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которая свидетельствует о принадлежности работников к данной организации (по бухгалтерскому учету такие затраты учитываются в качестве расходов согласно ПБУ 10/99);

— в состав расходов на оплату труда по налоговому учету включены начисленные расходы (изменения п.1 ст.318 НК РФ) на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии (ранее по налоговому учету они должны были учитываться во внереализационных расходах (по бухгалтерскому учету такие расходы учитываются в расходах по обычным видам деятельности согласно п.8 ПБУ 10/99);

— в состав прочих расходов по налоговому учету, связанных с производством и (или) реализацией (изменения п.6 ст.264 НК РФ), на законном основании теперь будут включаться расходы на услуги, оказываемые вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации. По бухгалтерскому учету такие расходы учитывались и ранее (ПБУ 10/99);

— в состав внереализационных расходов по налоговому учету теперь включаются также проценты (изменения подп.2 п.1 ст.265 НК РФ), уплачиваемые в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, а также расходы (изменения подп.16 п.1 ст.265 НК РФ) на проведение собраний (т.е. любых собраний, а ранее было только ежегодных) акционеров (участников, пайщиков). По бухгалтерскому учету такие расходы учитывались и ранее (ПБУ 10/99). Кроме того, уточнено (изменения п.2 ст.318 НК РФ), что внереализационные расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода аналогично косвенным расходам (т.е. списываются сразу);

— установлено (статьей 5 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ), что в 2006 году совокупная сумма переносимого убытка, предусмотренного пунктом 2 статьи 283 НК РФ, ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 50% налоговой базы (ранее было 30%), исчисленной в соответствии со статьей 274 НК РФ. С 1 января 2007 года это процентное ограничение отменено;

— и другие.

Существенные изменения внесены в порядок определения в налоговом учете сумм расходов на производство и реализацию, а также оценку остатков «незавершенки» (изменение статей 318 и 319 НК РФ). В частности:

— перечень прямых расходов стал открытым;

— организации теперь должны самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг);

— прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены;

— организации, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства (перечень прямых затрат необходимо, в любом случае, утвердить);

— организации самостоятельно определяют порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Выбранный организацией порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, организация в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Также изменена редакция ст. 320 НК РФ, устанавливающая порядок определения расходов по торговым операциям. С учетом внесенных поправок организации, осуществляющие торговую деятельность, могут определять порядок формирования стоимости приобретения товаров в учетной политике, он должен быть неизменным в течение не менее двух налоговых периодов. При распределении транспортных расходов учитывается сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров (а не на остаток товаров на складе, как было ранее), а также стоимость приобретения товаров.

Изменения, внесенные в статьи 318, 319, 320 НК РФ, позволяют организациям, в определенной степени, сблизить порядок налогового учета расходов, относимых к расходам отчетного (налогового) периода, с бухгалтерским.

И это важно, поскольку, в результате различий между порядком списания расходов, образования НЗП и др. в бухгалтерском и налоговом учете образуются очень трудно учитываемые разницы по списываемым прямым расходам и НЗП.

Сближение, в соответствии с внесенными изменениями, возможно. И в первую очередь, это относится к тем организациям, которые в бухгалтерском учете расходы на нужды управления, не связанные непосредственно с процессом производства, учитываемые на балансовом счете 26 «Общехозяйственные расходы» в качестве условно-постоянных, сразу списывают в дебет счета 90 «Продажи», не относя их на счет 20 «Основное производство» (Инструкция по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). В этом случае имеется возможность применения следующего порядка: перечень расходов, учитываемых на балансовом счете 20 «Основное производство», принять для налогового учета в качестве прямых расходов на производство и реализацию и относить их на расходы отчетного (налогового) периода в порядке, принятом в бухгалтерском учете организации в отношении списания себестоимости реализованной продукции (в дебет балансового счета 90). Расходы, отражаемые на балансовом счете 26, по налоговому учету относятся к косвенным расходам, которые, в свою очередь, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода. В этом случае по дебету балансового счета 90 отразится сумма расходов, которая будет включена и в состав расходов по налоговому учету (конечно, с учетом разниц, ранее возникших по отдельным расходам).

Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ, приравниваются к материальным расходам для целей налогообложения прибыли (подп.2 п.7 ст.254 НК РФ). Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 № 814 был определен порядок утверждения норм естественной убыли. Но в соответствии с этим порядком до настоящего времени были разработаны и утверждены только отдельные нормы естественной убыли: при хранении зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур;при хранении химической продукции;массы грузов металлургической промышленности при перевозках железнодорожным транспортом. Однако статьей 7 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ установлено, что «впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном подп.2 п.7 ст.254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее (т.е. до 2002 года) соответствующими федеральными органами исполнительной власти». Кроме того, как заявляют представители Минфина РФ, эти нормы, выпущенные до 01.01.2001, должны быть согласованы с Минэкономразвития или Минфином РФ, а после 01.01.2001 — зарегистрированы Минюстом России. При этом следует учитывать, что указанное положение вступило в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликовано 14 июня 2005 г.) и распространяеются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

В силу этого организациям можно применять свои отраслевые нормы естественной убыли. В частности, применять нормы естественной убыли для нефтепродуктов при приеме, транспортировке, хранении и отпуске на объектах магистральных нефтепродуктопроводов, утвержденные Минтопэнерго России 29.04.1997 г. и др.

Изменения, отдаляющие налоговый учет от бухгалтерского (ПБУ 18/02)

В тоже время, из-за ряда внесенных в Налоговый кодекс изменений, будут возникать дополнительные разницы между бухгалтерским и налоговым учетом.

Так, например, из состава внереализационных доходов по налоговому учету исключены доходы (изменение п.1 ст.250 НК РФ) от долевого участия в других организациях, направленные на оплату дополнительных акций, размещаемых среди участников. По бухгалтерскому учету такие доходы учитываются в полном объеме в составе операционных доходов (п.7 ПБУ 9/99).

Из состава внереализационных доходов и расходов по налоговому учету (изменения п.11.ст.250 и подп.5 п.1 ст.265 НК РФ) исключены курсовые разницы по ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте. По бухгалтерскому учету курсовые разницы по краткосрочным ценным бумагам учитываются, в том числе, и на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности (п.п.7, 11 — 13 ПБУ 3/2000).

Дополнением к п.2 ст.254 НК РФ указано, что «стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода», учитываемого при этом. По бухгалтерскому учету в таком качестве учет сумм налога не предусмотрен.

Дополнением к п.1.1 ст.59 НК РФ налогоплательщику предоставлено право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. По правилам бухгалтерского учета на такое непропорциональное распределение расходов по отчетным периодам у организации права нет. В результате, в случае использования организацией такого права по налоговому учету, между расходами, учитываемыми в бухгалтерском и налоговом учете, будут возникать разницы, в том числе по суммам амортизации таких основных средств (п.2 ст. 259, п.3 ст. 272 НК РФ).

Кроме того, в Налоговый кодекс внесены изменения по налоговому учету доходов и (или) расходов, связанные:

— с реорганизацией юридических лиц;

— с учетом арендуемого (переданного или полученного по лизингу) имущества;

— с научными исследованиями и (или) опытно-конструкторскими разработками;

— с налогообложением организаций, использующих труд инвалидов;

— с объектами обслуживающих производств и хозяйств;

— с обособленными подразделениями;

— с расходами в виде премий (скидок), выплаченных (предоставленных) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности, объема покупок и др.

Также внесены изменения по порядку обложения НДС:

— в отношении операций, облагаемых по ставке 0 процентов (в том числе по авансовым платежам);

— в порядок получения освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС (ст.145 НК РФ);

— в порядок восстановления НДС и другие.

Приказ об изменении учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2006 год

Разнообразие внесенных в Налоговый кодекс изменений обязывает каждого главного бухгалтера внимательно проанализировать их и определить, исходя из специфики деятельности компании, есть ли необходимость внесения соответствующих изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета и в учетную политику для целей налогового учета организации. При этом необходимо постоянно отслеживать разъяснения Минфина (ФНС) РФ в отношении внесенных изменений, поскольку их трактовка может иметь свои особенности.

При этом целесообразно по изменениям, распространяющимся, в соответствии с федеральными законами, на более ранние налоговые периоды, указать это в учетной политике, что будет дополнительным основанием для представления уточненных деклараций по соответствующим налогам.

Приведем условный пример приказа об изменении учетной политики для целей бухгалтерского учета организации (Пример 2) и пример внесения изменений в Перечень основных видов (факторов), по которым в организации возникают разницы между налоговым и бухгалтерским учетом (Пример 3).

Пример 2

Приказ № 168

о внесении изменений в Учетную политику для целей бухгалтерского учета

общества с ограниченной ответственностью «Маяк»

г. Москва 01.12.2005 г.

Приказываю:

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ, на основании изменений в Налоговом кодексе РФ, внесенных Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 119-ФЗ, с 1 января 2006 года внести следующие изменения в Учетную политику для целей бухгалтерского учета организации:

1.1. В пункте 4.5 Учетной политики. Вместо применявшегося ранее определения момента налоговой базы по НДС как день оплаты, моментом определения налоговой базы по НДС (кроме условий реализации предусмотренных пунктами 3, 7 — 11, 13 — 15 статьи 167 НК РФ), считать наиболее раннюю из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (статья 167 НК РФ).

В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях исчисления НДС приравнивается к его отгрузке (статья 167 НК РФ).

Моментом определения налоговой базы по НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последний день месяца каждого налогового периода (статья 167 НК РФ).

В случае, если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы (пункт 14 статьи 167 НК РФ).

1.2. В пункте 4.7. Учетной политики. В связи с изменением порядка осуществления вычетов по НДС, из условий для производства налогового вычета по НДС исключить условие обязательной уплаты НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав (статьи 171,172 НК РФ).

2. В связи с изменением момента определения налоговой базы по НДС, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 119-ФЗ, на 1 января 2006 года провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей (по состоянию на 31 декабря 2005 года включительно). Председателем инвентаризационной комиссии назначаю заместителя по финансовым вопросам Иванова А.А. членами комиссии: заместителя главного бухгалтера Самсонову М.И. менеджеров Павлову М.А. Николину С.А. Николаеву С.П. бухгалтера Митину В.И. Инвентаризацию проводить в соответствии с правилами, изложенными в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 года № 49.

По результатам инвентаризации определить дебиторскую задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, и кредиторскую задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги) и имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 года, в составе которой имеются суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Акт инвентаризации расчетов (форма № ИНВ–17), с приложением справки (приложение к форме № ИНВ–17) и предложениями комиссии, представить мне 17 января 2006 года.

Главному бухгалтеру Ивановой В.Г. учет и погашение выявленных задолженностей производить в соответствии с требованиями статей 2 и 3 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 119-ФЗ.

3. В связи с изменением порядка осуществления налоговых вычетов НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, и в связи с этим повышения роли и значения полноты и правильности получаемых от продавцов организацией счетов-фактур, лицам, ответственным за заключение договоров с поставщиками, подрядчиками и др. предусматривать в заключаемых договорах ответственность продавцов, поставщиков, подрядчиков и др. за полноту и правильность заполнения ими счетов-фактур, предъявляемых организации.

4. На основании изменений, внесенных Федеральным законом от 6 июня 2005 года № 58-ФЗ в главу 25 Налогового кодекса РФ, внести изменения в Перечень основных видов (факторов), по которым возникают различия между учитываемыми в налоговом и бухгалтерском учете доходами и расходами, и характера их влияния на образование налога на прибыль при первоначальном возникновении соответствующих разниц в доходах и расходах, в целях выполнения требований ПБУ 18/02.

5. Главному бухгалтеру Ивановой В.Г. обеспечить включение указанных выше изменений Учетной политики для целей бухгалтерского учета организации в пояснительную записку к годовому отчету за 2005 год.

Генеральный директор [подпись Медведева] Д.В. Медведев

Изменения в приказ об учетной политике для целей налогового учета на 2006 год

Необходимость формирования учетной политики для целей налогового учета закреплена нормами гл.25 НК РФ.

Налоговый учет — это система обобщения информации о хозяйственных операциях организации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов (ст.313 НК РФ).

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода, для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налогов, а также для обеспечения информацией о принятых организацией методах учета внутренних и внешних пользователей.

Каждый налогоплательщик самостоятельно организует свою систему налогового учета. При этом порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации.

Изменения в порядке исчисления налога на прибыль, влияющие на учетную политику налогоплательщиков

Федеральный закон от 06.06.2005 № 58-ФЗ внес значительные изменения в главу 25 НК РФ, поэтому при формировании учетной политики на 2006 год следует обратить пристальное внимание на данные изменения.

Рассмотрим изменения, внесенные Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ, которые должны найти отражение в учетной политике для целей налогового учета на 2006 год (для целей налогообложения прибыли).

Признание доходов (осуществление расходов) для исчисления налога на прибыль может осуществляться следующими способами:

— по методу начисления (ст.272 НК РФ);

— по кассовому методу (ст.273 НК РФ).

Начиная с 1 января 2006 года, налогоплательщики будут определять свои доходы не только на основании первичных учетных документов для бухгалтерского учета, но и на основании иных документов, подтверждающих получение дохода. Данные изменения нашли отражение в ст.248 НК РФ.

Для подтверждения расхода налогоплательщик имеет право использовать документы, оформленные не только в соответствии с законодательством РФ, но и в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы. а также документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы: таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором.

Данные изменения должны найти свое отражение в учетной политике на 2006 год.

Приказ об изменении учетной политики для целей налогового учета на 2006 год

Расходы на амортизируемое имущество

В случае, если налогоплательщик будет нести расходы по достройке, дооборудованию, модернизации, техническому перевооружению или частичной ликвидации основных средств, такие затраты (капитальные вложения), будут признаваться в качестве расходов того отчетного (налогового) периода, на который, в соответствии с гл.25 НК РФ, приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения. При этом налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств. Данный порядок также рекомендуется прописать в учетной политике на 2006 год.

Налогоплательщики также получили право включать в состав амортизируемого имущества капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений. Амортизируются данные объекты в следующем порядке:

— капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном гл.25 НК РФ;

— капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем. амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификатором основных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Налогоплательщик-организация, имеющий статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2. Применение специального коэффициента такими налогоплательщиками должно быть отражено в их учетной политике для целей налогового учета.

Распределение расходов

Налогоплательщики, утвердившие, в соответствии с п.1 ст.272 НК РФ, в своей учетной политике «метод начисления», вправе самостоятельно распределять расходы, если сделка не содержит условий о дате их возникновения и если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или косвенным путем. Таким образом, подобным налогоплательщикам предстоит самим выбрать методы и принципы такого распределения затрат, которые должны быть закреплены в учетной политике на 2006 год.

В соответствии с требованиями норм налогового законодательства, учет доходов и расходов следует вести раздельно по видам деятельности:

— реализация товаров, работ, услуг собственного производства;

— реализация покупных товаров;

— реализация ценных бумаг;

— реализация финансовых инструментов и срочных сделок;

— реализация имущественных прав, за исключением НМА и права требования;

— реализация амортизируемого имущества (в т.ч. раздельно по основным средствам и НМА);

— реализация права требования (в т.ч. раздельно: до наступления срока платежа, после наступления срока платежа, как реализация финансовых услуг);

— реализация прочего имущества.

Расходы текущего периода налогоплательщики обязаны делить на п рямые и косвенные. В соответствии с поправками, внесенными в ст.318 НК РФ, налогоплательщики имеют право самостоятельно определять перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Состав прямых расходов дополнен расходами на обязательное пенсионное страхование, идущими на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленными на указанные суммы расходов на оплату труда. Ранее данные расходы трактовались как косвенные (см. письмо МНС России от 05.09.2003 № ВГ–6–02–945@).

Положения ст.319 НК РФ позволяют налогоплательщикам, ведущим производственную деятельность, начиная с 01.01.2005, самостоятельно определять порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство (далее НЗП) и на изготовленную в текущем периоде продукцию (работы, услуги).

В соответствии с нормами налогового законодательства под НЗП понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке. К НЗП относятся также законченные, но не принятые заказчиком работы, услуги.

Порядок распределения прямых расходов должен в обязательном порядке быть закреплен в учетной политике и должен применяться не менее чем в двух налоговых периодах.

Поэтому налогоплательщику следует проанализировать механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Налогоплательщики, оказывающие услуги. имеют право относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства (п.1 ст.319 НК РФ). Поэтому налогоплательщикам, оказывающим услуги, следует прописать в учетной политике, каким образом они будут формировать свои прямые расходы: либо полностью относить к расходам текущего периода, либо распределять прямые расходы на остатки незавершенного производства.

Налогоплательщики, ведущие торговую деятельность. в состав прямых расходов относят стоимость приобретенного товара, реализованного в данном отчетном (налоговом) периоде, и расходы по доставке (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товара в случае, если эти расходы не включены в стоимость товара. При этом покупная стоимость товара учитывается в составе расходов в отчетном (налоговом) периоде его реализации. Методы оценки покупных товаров остались неизменными.

Торговые организации распределяют прямые расходы на расходы, которые подлежат списанию в текущем (отчетном) налоговом периоде и расходы, приходящиеся на остаток товара. при этом распределению подлежат суммы прямых расходов в части транспортных, относящихся к остаткам нереализованных товаров.

Согласно нормам ст.320 НК РФ порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли производится на основании среднего процента, который определяется за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) складываем сумму прямых транспортных расходов, приходящуюся на остаток нереализованных товаров на начало месяца, и сумму прямых транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце;

2) складываем стоимость реализованных в текущем месяце товаров и стоимость нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитываем средний процент транспортных расходов как отношение показателя, рассчитанного по п.1, к показателю, подсчитанному по п.2;

4) определяем сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остатку нереализованного товара. Это произведение среднего процента транспортных расходов и стоимости нереализованных товаров на конец месяца.

Распределение прямых транспортных расходов на остаток нереализованных товаров можно представить в виде формулы:

Тост = Сост х ((Тн + То): (Со + Сост)), где

Тост — сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров;

Тн — сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток нереализованных товаров на начало месяца;

То — сумма прямых транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце;

Со — стоимость товаров, реализованных в отчетном месяце;

Сост — стоимость остатка нереализованных товаров.

Пример 1

Основным видом деятельности ООО «Оптовка» является оптовая торговля.

В октябре 2005г. организация реализовала товары на сумму 200 000 руб. На конец сентября остались нереализованными товары на сумму 450 000 руб. Транспортные расходы в сентябре составили 30 000 руб.;Прямые транспортные расходы, приходящиеся на начало октября 2005 г. составили 40 000 руб.

Произведем расчет:

Тн = 40 000 руб.

То = 30 000 руб.

Со = 200 000 руб.

Сост = 450 000 руб.

Тост = 450 000 х ((40 000 + 30 000) / (200 000 + 450 000)) = 450 000 х (70 000 / 650 000) = 49 500 руб.

Сумма прямых расходов, относящаяся к нереализованным товарам в октябре 2005г. составит 49 500 руб.

Нормами ст.320 НК РФ закреплено право налогоплательщика определять порядок формирования покупной стоимости приобретенного товара. Для сближения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщики могут в своей учетной политике прописать единый состав покупной стоимости товара.

Таким образом, поправки, внесенные в статьи 318 — 320 НК РФ, дают возможность налогоплательщику, с учетом специфики его деятельности, определять величину прямых и косвенных расходов.

Напоминаем, что поправки, внесенные в статьи 318 — 320 НК РФ, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2005. Это значит, что, если налогоплательщики посчитают целесообразным для себя применить положения Закона № 58-ФЗ начиная с 01.01.2005, им следует внести изменения в свою учетную политику на 2005 год. Для этого надо будет составить отдельный приказ, в котором обосновать свое решение (см. письмо Минфина РФ от 21.10.2005 № 03–03–02117 «О внесении изменений в учетную политику»).

Кроме того, налогоплательщику придется пересчитать налог на прибыль начиная с 01.01.2005 г. и подать корректирующие декларации в налоговый орган.

Операции с ценными бумагами

Налогоплательщикам, осуществляющим операции с ценными бумагами, следует обратить внимание на следующие изменения и уточнения, влияющие на учетную политику в 2006 году.

Под национальным законодательством понимается законодательство того государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги, в т.ч. вне организованного рынка ценных бумаг).

Датой совершения сделки с ценными бумагами через организатора торговли ценных бумаг считается дата проведения торгов, на которых соответствующая сделка с ценной бумагой была заключена. В случае заключения сделки вне организованного рынка ценных бумаг датой совершения сделки считается дата определения всех существенных условий передачи ценной бумаги, т.е. дата подписания договора.

Расчетную цену сделки налогоплательщик может определить как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами независимого оценщика. Для определения расчетной стоимости должны использоваться методы оценки стоимости, предусмотренные законодательством, для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована ставка рефинансирования. Налогоплательщик, при самостоятельном определении расчетной цены акции, должен закрепить используемый метод оценки стоимости в своей учетной политике.

Согласно п.2 ст.280 НК РФ порядок определения финансового результата при выбытии ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, изменен. А именно, изменены правила определения величины расходов. Цена приобретения ценной бумаги, номинированной в иностранной валюте (включая расходы на ее приобретение), определяется исходя из курса ЦБ РФ, действующего на дату принятия указанной ценной бумаги к учету.

Кроме того, налогоплательщики, производившие переоценку стоимости ценных бумаг. будут пересчитывать свои налоговые обязательства в другом порядке. Теперь они вправе сумму прибыли, полученную от реализации ценных бумаг, уменьшить (увеличить) на сумму положительного или отрицательного сальдо от переоценки в доле, приходящейся на реализованные ценные бумаги.

Прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом затрат на их приобретение и реализацию.

В случае получения убытка от реализации ценных бумаг налогоплательщик также вправе уменьшить (увеличить) налоговую базу по налогу на прибыль на сумму положительного (отрицательного) сальдо от переоценки в доле, приходящейся на реализованные ценные бумаги. Кроме того, из состава внереализационных доходов и расходов исключаются курсовые разницы, учтенные при переоценке стоимости ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, следовательно, налогоплательщикам следует пересчитать величину доходов и расходов за период с 01.01.2002 г. по настоящее время, связанных с такой переоценкой.

Налогоплательщики, осуществляющие лизинговую деятельность. смогут признавать в качестве расхода затраты на приобретение переданного в лизинг имущества в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых, в соответствии с условиями договора, предусмотрены арендные (лизинговые) платежи. При этом указанные расходы учитываются в сумме, пропорциональной сумме арендных (лизинговых) платежей на основании подп.10 п.1 ст.264 НК РФ.

Налогоплательщики-организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. вне зависимости от видов деятельности, смогут отнести в состав расходов на оплату труда стоимость отъезда работников и членов их семей после окончания или расторжения трудовых отношений. Эти затраты следует учитывать по фактическим расходам на проезд и стоимость провоза багажа (из расчета не более 5 т на семью), также по фактическим расходам, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом. В случае отсутствия в местности железной дороги указанные расходы принимаются в размере минимальной стоимости проезда на воздушном транспорте. Такие расходы учитываются как в отношении самого работника, так и членов его семьи в случае их переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора с работником по любым основаниям, в том числе в случае его смерти, за исключением увольнения за виновные действия.

Внереализационные расходы

Как известно, налогоплательщики признают внереализационные расходы в текущем налоговом периоде (п.2 ст.318 НК РФ). Начиная с 01.01.2005 к внереализационным расходам относятся проценты, уплачиваемые в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам, в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.

Таким образом, указанное изменение также должно найти отражение в учетной политике организации.

Сомнительные долги

При формировании сомнительных долгов в учетной политике следует прописать, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией.

Договоры простого товарищества и доверительного управления

Налогоплательщики, утвердившие в своей учетной политике «кассовый метод», в случае заключения договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества, обязаны перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в котором был заключен такой договор.

В этом случае таким налогоплательщикам следует дополнить свою учетную политику в части формирования доходов и расходов.

Обособленные подразделения

Налогоплательщикам, имеющим обособленные подразделения на территории одного субъекта РФ. в учетной политике следует отразить, каким образом будет произведено распределение налога на прибыль.

В соответствии с нормами ст.288 НК РФ налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта РФ. При этом налогоплательщик обязан уведомить налоговые органы о принятом решении, причем не только тот налоговый орган, в котором он зарегистрирован, но и налоговые органы, в которых зарегистрированы его обособленные подразделения.

Учет НДС

В части отражения в учетной политике метода определения налоговой базы по НДС следует отметить, что метод определения налоговой базы «по оплате» фактически отменен, и все налогоплательщики будут применять метод «по отгрузке». То есть все налогоплательщики, в соответствии со ст.167 НК РФ, моментом определения налоговой базы будут считать наиболее раннюю из дат:

— день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг;

— день оплаты. частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Оформление изменений в приказ об учетной политике

В соответствии с п.9 приказа Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98», принятая налогоплательщиком учетная политика должна быть оформлена одним из организационно-распорядительных документов организации (приказом, распоряжением и т.п.). При формировании учетной политики налогоплательщик должен исходить из предположения, что принятая им учетная политика будет применяться последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики).

В случаях, указанных в п.16 ПБУ 1/98, может производиться изменение учетной политики организации. Оно оформляется приказом либо в виде изменений в ранее действовавшую учетную политику, либо в виде утверждения новой редакции учетной политики как отдельного акта (по усмотрению организации) и вводится в действие с 1 января года, следующего за годом его утверждения.

Поэтому, в качестве примера, приведем приказ о внесении изменений в ранее действовавшую учетную политику для целей налогообложения на 2006 год для торговой организации.

Пример 2

Приказ № 314

О внесении дополнений в учетную политику на 2006 год

для целей налогообложения

Общества с ограниченной ответственностью «Слава»

в связи с внесением изменений в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль»

г. Москва 31.12.2005 г.

Приказываю:

Внести дополнения в учетную политику организации на 2006 год на основании вступившего в силу Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ.

В части подтверждения полученных доходов и произведенных расходов:

1. Документальным подтверждением полученных доходов служат не только первичные учетные документы, но и прочие документы, такие как гражданско-правовые договоры, котировки курсов валют ЦБ РФ и ММВБ, прочие документы, подтверждающие доход. (основание: подп.2 п.1 ст.248 НК РФ);

2. Документальным подтверждением произведенных расходов служат первичные учетные документы, оформленные не только в соответствии с законодательством РФ, но и документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором)(основание: п.1 ст. 252 НК РФ);

В части формирования прямых и косвенных расходов. К прямым расходам относятся1:

1. Стоимость покупных товаров, реализованных в отчетном (налоговом) периоде (основание: ст.320 НК РФ);

2. Расходы на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада, если по условиям договора они не включены в стоимость товара (основание ст.320 НК РФ).

Сумма прямых расходов на доставку (транспортные расходы) распределяются между реализованными товарами на остатки нереализованных товаров, которая рассчитывается по среднему проценту, который определяется как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров. Сумма прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров, определяется как произведение среднего процента и стоимости товаров на конец месяца (основание: ст.320 НК РФ).

В части отнесения в состав расходов:

1. До утверждения норм естественной убыли применяются нормы естественной убыли, утвержденные соответствующим органом исполнительной власти (указать постановление Правительства, в соответствии с нормами которого налогоплательщик будет применять нормы естественной убыли) (основание: подп.2 п.7 ст. 254 НК РФ);

2. Расходы по проезду сотрудников организации к месту учебы и обратно включены в состав расходов на оплату труда (основание: п.13 ст.255 НК РФ).

В части амортизируемого имущества:

1. Амортизируемым имуществом организация признает капитальные вложения в полученные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией с согласия арендодателя (основание: п.1 ст.256 НК РФ).

2. Амортизация капитальных вложений в арендованные объекты основных средств организация производит следующим образом:

— капитальные вложения, стоимость которых возмещается организации арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном гл. 25 НК РФ;

Источники: www.consultant.ru

Категория: Управление и распоряжение | Добавил: Vladrom (27.01.2016)
Просмотров: 1219 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar